Орфёнов - мэтр-эталон, ч. 2

  Отсюда начиналось шествие к магическому числу 350. Триста пятьдесят идеальных ценителей, знающих тайну постижения художественного текста. Они разбросаны по планете, редко находят друг друга, еще реже устанавливают контакт и сверхредко приносят пользу один другому. Орфенов ссылался на то, что людям вообще не свойственно внимание к работе ближнего, а уж к писательскому делу!.. Да просто наплевать на него. Свое убеждение он распространял на всё человечество, отсеивал профессионалов, из них выделял редкостную драгоценную группку суперпрофессионалов, остаток делил по степени культуры, корысти, душевного рабства – и вот она, искомая величина. Тройка, пятерка, нуль!

    - К Прусту, как понимаете, это отношения не имеет, зато много говорит о его современниках. А современники, как известно, частный случай потомков.

    Неожиданно он замирал, в лице появлялась трагедия. Всё, всё, всё! Лишних полминуты, и он опоздает. Его свободное время приурочено к расписанию электричек, как бы прокомпостировано цифрами отправления в родной город Дмитров. Вот ведь символика. Но это поймет тот, кто сам мотается каждый день. Тоже тема для отдельного разговора. Наспех, кое-как бросал, уже возле сетки лифта:

    - Есть вещи, которые спокойно обходятся без читателя, зрителя, слушателя. – А запущенный мотор лифта гудел, скрип надвигался. – Эти вещи сами выбирают, кому нравиться. Классический пример обратного – Малевич, Казимир. Да сгинет, пропадет без зрителя. Рассыплется в прах. Это вам не «Джоконда»,  которую обтекает время. И пусть себе пролежит в запаснике полтора года, двадцать, сто лет.

     Орфенова, объятого цифрами, тележку и неразлучные сумки заточала кабина, и все проваливались до очередного привоза книг. Последним ускользало напряжение, опустошающее, странное, которым он наделял на прощание. И не сразу сообразишь, что ты в пустом коридоре, где даже тросы перестали скрипеть. Дело даже не в напряжении, а в каком-то внутреннем неудобстве: уж очень не вязались мысли его с видом котомок и сумок – этими затрапезными спутниками, без которых он – не Орфенов. Книги книгами,  но кроме них… Колбаса, картошка, батоны хлеба, вязанки лука, бутылки молока, эластические сосуды с маслом, бакалейные и кондитерские пакеты, металлические коробки, стеклянные банки емкостью от 0,5 до 3л, пучки зелени, кули с крупами, макароны в чехлах, рыбьи морды, чьи-то хвосты, свиные ножки, разное сметьё вроде сушек, семечек, леденцов… И обязательная бутылка с холодным чаем. На всякий случай, для утоления жажды, когда, высунувши язык, искал передышки. А где-нибудь сбоку, завернутые в холстину, перепоясанные веревками, упакованные в твердые пластиковые пакеты - нежные гравюры меццо-тинто. Ничего удивительного, что слову письменному он предпочитал  слово изреченное, подобное дыму. А ведь он что-то пописывал, сочинял.

      Однажды признался:      

      - Не имея возможности заниматься литературной работой вообще, а качественной в особенности, я не прекращаю хоть псевдоработу – обмысливание задумок, выведение новых бытовых закономерностей, размышленьиц вслух, на бумаге. У меня всё-таки есть привычка к слабенькой, но умственной,  работе, вернее мозговому копошению. Копаюсь внутри себя, без всяких выходов, тем более официальных.

     –  Ну и зря.

     – Знаете, какой порок у дяди Левы? Изъянчик? Дядя Лева, запятая, 1950 года рождения, запятая, проживающий в городе Дмитрове Московской области, запятая, патологически не выносит публикаций, потому что мысли – плод глубокой умственной работы. Не просто не любит, а горячо не любит. Точка, подпись, дата.

     В этой странной речи поражало спокойствие. От слушателя даже не требовалось участия, что на первый взгляд облегчало жизнь. Человек постигает себя самого как материал. Тут было что-то родственное. И меня охватил приступ товарищества. Я посоветовала послать всё к черту и взяться за ум.

     – Дело не в весе груза, не в длине маршрута, - заметил Орфенов, - а в неснимаемости ярма. Даже внешне я выгляжу как классический перевозчик. Вахтеры уверены, что у меня громадная семья. Думаете, сколько груза перевез дядя Лева за последние пять лет?  Не трудитесь, зря потратите время. По самым скромным подсчетам – два состава по пятнадцать двуосных вагонов каждый. А вы говорите «к черту»! Пускаюсь в дорогу и гадаю, сумею ли набросать в электричке пару-другую строк.

      – Ну вот, есть же какие-то тексты!

      - Привычка писать наброски к наброскам, а не текст. К иному не способен даже во дворце, в идеальных условиях, при пяти секретаршах. Будучи микроучеником Флобера, а затем и Пруста, я теоретически осознал свое положение, безвыходное из-за моей бесхарактерности. Лев Константинович обречен существовать, чтобы оттенить натуральности чужих личностей. Когда мое раблезианское семейство оставит меня в покое…Говорить об этом без эмоций невозможно…Лев Константинович напишет в завещании: «Умер от радости».

    – Подобное откровение от преданного отца? Не верю.

   – Вчера проводил Полину Львовну в Томск, возвращался и прыгал, как мальчишка.

     Я опять замотала головой в пользу его дочери Полины.

  – Даже не пытайтесь, - продолжал он, - всё равно не вообразите степень моей загруженности. Дела, делишки, заданьица, поручения. Это сделалось проклятием. Громко выражаясь, микроскопической трагедией человека, ставшего классическим домашним рабом.

  – А вы научитесь, как японцы, отказывать, не произнося «нет».

  – Не только отказ, но промедление вызывает протест. Да что там, взрыв, бурю. Команды, как на флоте, должны выполняться бегом.

    Я вздохнула, понимая  -  случай запущенный.

    – Впрочем, не в конкретных делах и делишках дело, а в ежечасной зависимости от домашней сферы с ее шквалом ежеминутных потребностей. Тут не захочешь, а откроешь Второй закон Орфенова.

    – Орфенова? А вы говорили о законах Старджона.

    – Мы с господином фантастом Старджоном представители одного метода. Его закономерности глобальны, мои – ультралокальны. Речь о Втором законе Льва Константиновича.

    – Второй? Значит, и Первый есть?            

    - Первый закон Льва Константиновича… Дай бог памяти…Лет пятнадцать назад
сформулирован. Запомните: всякая  творческая работа стремится к превращению в хозяйственную деятельность. Кристаллично?

    – А Второй как звучит?

    Забегать вперед Орфенов не любил.

    – Конечно, осел в ярме может научиться порациональнее расслабляться, иной раз хватануть листок или несколько травинок. Но это ничего не решает. Скорее наоборот – подчеркивает крепость упряжки.

      Такая доверительность обязывала. Но я была на чеку. Лучше не позволять себе жалость к человеку, который понимает всё лучше меня.  Ведь в основе наших отношений  лежала если не жестокость, то жесткость. Пройдя школу профессионализма Орфенова, можно было смело глядеть в глаза дьяволу. Оба, и дьявол и потрошитель, не покупались на успех, оценивая работу на свой адский  беспощадный манер - вне скидок на слабости, время,  обстоятельства, тиранию среды. Оба чужой безоглядностью, этим редким даром избранников, питали   безграничное своенравие, пристрастное ко всем, кроме себя. У обоих в дефиците была человечность.

Продолжение следует


Рецензии