Перестройка 7 ч

Часть седьмая

   Жизнь человеческая, что бурная река: то бежит, то тихо стелется, то шире, то уже ее русло, то мелководье, то глубина... Так и в жизни Варвары. Пришлось смириться с переходом в литейный цех, пришлось перестраиваться, - всё же она пока осталась на родном заводе. А люди, они кругом одинаковые, как ты к ним, так и они к тебе - думала про себя Варя. Новый начальник относился к ней с уважением - толковая женщина, работу свою выполняет, поручения - тоже, да и так, потолковать по душам с Варварой Валентиновной интересно, не зануда. За годы работы в отделе договоров и сбыта у Вари блокнот оброс нужными телефонами с предприятиями по всей стране и за ее пределами. Потихоньку они сдружились. Начальник женат, двое детей. Перевелся на Варин завод с другого, на повышение. Только недолго пришлось работать и в цехе, не прошел и год, как пришла новая разнарядка на сокращение людей. Список, поданный начальником цеха, руководство завода вернуло, заставило вписать Варвару.
- Не забыли неподнятой руки на собрании, вот она - месть человеческая, - тихо шептала Варвара и слеза, как не старалась, выдала, покатилась по щеке.

   Отстаивать Варвару Валентиновну, как качественного и нужного работника, к руководству пошел начальник. Вернулся ни с чем. Дали две недели на отработку Варваре. А через три дня, по новой разнарядке, пошел под сокращение и начальник цеха, как вновь прибывший на этот завод...

   Чертова перестройка! К черту такое ускорение, с ускорением только людей сокращают, да предприятия потихоньку сжимаются, оборудование массово вырезается и вывозится, как лом. Цеха пустеют, в некоторых разместились "новые русские" - чэпэшники и ООО - общества с ограниченной ответственностью. Где шумели станки, визжала стружка, теперь пахло то соленой рыбой, то строчили швейные машинки и стучали стэплерами обивщики мебели. Да... все это скорее походило на разруху. Завод умирал, умирало налаженное производство, так постепенно в скором времени перестанет совсем биться сердце завода. Как больно... больно до слез.
Ведь именно этот завод дал Вариной семье трехкомнатную квартиру, этот завод приютил ее на долгие годы, дал возможность трудиться, получать зарплату, чувствовать себя человеком, радоваться жизни и жить. Жить, потихоньку обрастая. "На одном месте и камень мхом обрастает" - вспомнилась к месту пословица.

... Когда сыну исполнился год, а дочке уже семь лет, Варвариной семье вновь предстояло искать жилье и они были в отчаянии. Хотелось как-то определиться, ведь дочери предстояло идти в школу. Срывать ребенка с одной школы в другую, с переездами, не хотелось. Лето пролетит быстро и что тогда?
С двумя детьми не больно-то берут на квартиру. И снова Варя со свекровью в поисках жилья.
Нашли. Приличный дом, а во дворе еще один, аккуратный, уютный домик. И хозяйка добродушная, бойкая, приветливая женщина.
- У меня долго не задерживаются, - огласила свой вердикт хозяйка дома, - больше двух-трех месяцев у меня не живут, свое жилье получают. Вы у меня третьи за эти пять месяцев.
"Если бы" - подумала про себя Варвара.
 Одним днем со свекровью обновили стены, помыли полы, окна, повесили шторы.
- Ну уж мебель вы сами, с Николаем. Устала я - сказала свекровь, уходя к себе домой.
Уютно и чисто, жаль, что не свое - думала Варя, - вот получат они квартиру, обставятся и заживут еще лучше, еще счастливее. "Купит Варенька себе красивый халатик, сядет в кресло и будет глянцевые журналы читать" - так ей представлялась жизнь в квартире. Печь топить не надо, воду вносить и выносить не надо, туалет и тот в квартире, - не жизнь, а сказка...

    Права оказалась хозяйка. Варя находилась с детьми, муж еще на работе. В окно постучали. "Кто бы это мог быть?" Глянула в окно - свекровь! Щеки пылают, глаза блестят, "Господи, только бы все хорошо" - подумала и побежала во двор. У калитки  свекровь:
- Варя, нам квартиру дают! Вот, - ткнула Варваре в руку записку, - тут адрес. Пойдите с Колей, посмотрите, если понравится, согласимся. Ну, а нет, тогда останемся первые в очереди и будем еще ждать. Сама знаешь, какая сейчас обстановка на заводе, скоро и завода-то не станет. Уж сколько лет в очереди на квартиру стою.
Свекровь побежала на работу, т.к. отпросилась на минутку, чтобы Варваре новость сообщить, да адрес передать.
   Что же творилось внутри у Вареньки? Кто бы видел! Глаза горели, рот расплылся в улыбке и никак не хотел закрываться; хотелось петь, летать, смеяться... да что там, хотелось кричать, орать громко-громко, визжать, чтобы слышали все "Мы... получили... квартиру!.."

   Как только Варю отец оставил без жилья, свекровь прописала и ее и внучку, а как родился еще и внук, и его вписала в домовую книгу. Числились все скопом в ее маленькой хатынке.

   Время тянулось медленно, потихоньку подбиралось к пяти вечера. Ждать Николая с работы не было сил, и Варя с детьми пошла ему навстречу. Летний зной обдал мать с детьми с головы до ног, но ее сознание было сосредоточено на другом и жары она не ощущала. Варя вглядывалась вдаль, где из-за угла должен был показаться Николай.

(продолжение следует)

   


Рецензии