Килар Хаширов служба в Русской армии 1829 г

Килар Хаширов – служба в Русской армии или «Сказки Венского леса»
Как обманывают доверчивого читателя кабардинские  историки
Примеры, из жизни кабардинского «горовосходителя»  Килара Хаширова.


Возвращаясь к стезе нашего исследования, напомним, что мы исследуем противоречия, искажения, подлог, фальсификацию в материалах связанных с восхождением на гору Эльборус в 1829 году.
Напомним, что в основном исследуются публикации Х.М. Думанова
 и А.В. Хаширова.
На сегодня раскрыта фальсификация обоих авторов о месте расселения и проживания, как карачаевцев и балкарцев, так и кабардинцев.

Фальсификация от Думанова и Хаширова, что карачаевцы и балкарцы, никогда не были жителями Малкинского ущелья и, что карачаево-балкарские топонимы появились лишь недавно.

Эту фальсификацию раскрывают книги  «Книга Большого Чертежа» 1627 года, Гильденштедта, С. Броневского, Шишкевича, Шаховского, Султан Хан Гирея, Голомбиевского, Сысоева, Дубинского, Динника, Дебу, Бларамберга, Кокиева, материалы  из переписки  Ермолова, Емануеля, Бековича-Черкасского.

Авторами Х. Думановым, Дж. Коковым и С. Бейтугановым была придумана легенда о кабардинском «Вольном Ауле» или Брэмтэ, как кабардинское поселение на правой стороне реки Нальчик основанное в 1823 году, кабардинскими крестьянами, якобы боровшимися против царской колонизации края и продолженное новатором фальсификатором, офицером МЧС А. Хашировым.

На самом деле такового поселения, как «Вольный Аул» в 1823 году и далее во всём  XIX веке не существовало.

Барамта – балкарский термин означал и  означает на языке древних насельников края балкарцев, как место содержания скота.
На карте XIX века и в публикациях такие названия, как «Вольный Аул», «Брэмтэ» и «Барамта» не найдёте, их нет.

Эти названия появились как «исторические» в публикациях Думанова, Бейтуганова и их учеников последователей во второй половине XX века.

Крупной фальсификацией, научным мошенничеством  историков Кабардино-Балкарии является, то, что, якобы экспедиция генерала  Емануеля в 1829 году направленное на обозрение территории Карачая и горы Эльборус проходило по территории Кабарды.

 И якобы на посту русского укрепления Каменный мост в числах 26,27 июня 1829 года с генералом встретились карачаевские, балкарские, кабардинские делегации, которые и якобы дали своих проводников.

Это – Фальсификация ничем и никак не подтверждается, кроме, как искажением и подлогом в рапорт Купфера представленный  29 декабря 1829 года в Императорской Российской Академии наук, как исследование этой экспедиции.

Из имеющихся  работ в свободном доступе:  работы А. Купфера, Ж.-Ш. де Бесс, их  исследования искажены, совершены подлог других текстов в пользу подтверждения версии кабардинских фальсификаторов.

Введены в игру для фальсификации некий кабардинский князь Асланбек Джембулатов или Арсланбек из рода Джембулат упоминаемый в рапорте Купфера – фальсификация, в истории начала и 30-х годов XIX века, такой человек физически не существовал.

Также в работу Купфера произвели подлог и искажения  материалов в вопросе отгонного животноводства  в ущелье Малки, встречи местных делегаций, несуществующих топонимов и истории Кабарды.

Книга Бессе практически почти всё переписано в угоду кабардинских фальсификаторов.  Изменен маршрут его движения для того, чтобы Бессе своим присутствием скажем в Одессе, после восхождения подтвердил версию фальсификаторов.

Анализ проведённых публикаций Ленца, Купфера, Бессе и других авторов наглядно показывают мошенничество кабардинских историков Думанова, Хаширова и др.

На самом деле в 1829 году, граница расселения кабардинцев заканчивалась на правобережье реки Малка в глубину до укрепления Каменный мост.
Кабардинцам было запрещено селиться на левобережье реки Малка на границе выше русского укрепления Каменный мост.

Первая встреча с местными обществами экспедиции генерала Емануеля состоялась 7 июля в местности Харбаз на территории Карачая с карачаевской делегацией, которые и стали сопровождать экспедицию генерала Емануеля.
Подтверждают эти фактические данные работы Э. Ленца и Бессе в редакции издания 1967, 1974, 2019 г.г. изданиях его работы «Путешествия…»
Одной из весомых по привлечению работ Купфера, Бессе и созданию новых публикаций в новейшее время кабардинскими историками была проделана весьма серьёзная работа по созданию легенды о службе кабардинца Килара Хаширова в Русской армии.

Начало создания этой легенды мы склонны считать уже известную нам публикацию Х. Думанова в газете «Кабардино-Балкарская Правда» от 3 сентября 1985 года.

В наших исследованиях  уже опубликованных мы убедительно показали, что «Прошение», якобы от детей Килара Хаширова – это придуманная Думановым, Эльмесовым  фальсификация.

Тем, не менее, мы продолжаем расследовать все направления этой фальсификации.

В этом прошении Х. Думанов в 1985 году писал, что: «Кроме того, по предложению начальства отец наш Киллар поступил на службу в Кавказский горский дивизион в Варшаве и прослужил в нём более 9 лет…»

В этой цитате всё ложь!

Начнём с того, что мы приводили пример, что переписка с русской военной администрацией на Кавказе в первой половине XIX в., велась строго по установленным правилам. Законом 1811 г. было установлено единообразие производства дел во всех министерствах. К внутренним документам относились также должностные инструкции, регистрационные журналы, описи, ведомости дел.
Переписка была строго регламентирована. Употребление того или иного вида документа в переписке зависело от степени подчинения учреждения и должностных лиц. Собственно письмами были отношения, сообщения, ведения, уведомления, доношения, представления, рапорты.
Документы оформлялись людьми, владеющими арабским или русским письмом. Местное туземное население  практически все пользовались арабской графикой на татарском языке, с которых и осуществлялся и перевод на русский язык. В документах указывалась должность того, кто писал, и переводившегося прошение, доношение, рапорт и т.д.
Письма, прошения составлялись на основании принятого речевого этикета в Российской империи. По другому говоря, письма как на «деревню дедушке» не рассматривались.

Прошение мнимых детей Килара Хаширова было написано типа «на деревню дедушке».
По данным, как пишет ЦГА КБР, прошение было составлено со слов детей Килара Хаширова, но в «Прошении» нет данных, кто составлял, кто принимал и кому адресовано…

Это говорит об одном, что такой документ, не имел никаких юридических оснований, чтобы в таком виде он был бы зарегистрирован.

В этом же документе фальсификация от составителей прошения указание на название войскового подразделения «Кавказский горский дивизион». Такого подразделения в Русской армии в 1829-1831 гг., не существовало.

     В 2009 г. Хасан Думанов в своей книге «Киллар Хаширов: Исследования и материалы», правит свой материал «Прошение от 1870 г.» опубликованный в 1985 году на другой текст: «был зачислен в состав Кавказского-конно горского дивизиона в Варшаве, созданного по предложению самого Емануеля. Другого кандидата в этот дивизион из жителей в Вольном Аулу не было и не могло быть…», с.26.

     И уже в этой же книге Думанов, сам уже ссылается на детей Килара: «О том, что Килар служил в этом дивизионе, пишут его сыновья в своём прошении…», с.26.

Вот такое бесцеремонное искажение исторических фактов от  доктора исторических наук Х.М. Думанова.
  Думанов прямо сказать заврался. Время, которое Килару определяют начало службы в этом «Кавказском горском дивизионе» 1830 год, ведь, как   пишет Кн. Н. Б. Голицын, в  своей книге "Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля":
В 1830 г. Эммануэлю было пожаловано в вечное и потомственное владение 6000 десятин земли в Кавказской области. В следующем году он отправился в продолжительный отпуск и поселился в Елизаветграде (нынешний Кировограде), где и скончался 14-го января 1837 г., на 62-м году от рождения…»

Фактически «Кавказско-Горский Корпус», как воинское формирование было создано в 1835 году,  ниже об этом наши исследования.
 
Эммануэль в 1835 году был далеко от Кавказа, и точно, не мог повлиять на армейскую судьбу Килара Хаширова.

Начнём с того, что из наших предыдущих публикаций известно, что такого поселения, как «Вольный Аул» в XIX в. не существовало. Такое поселение, придумали кабардинские историки Х. Думанов и С. Бейтуганов, и им же вторит мнимый потомок кабардинца Килара, Аскер Хаширов.
Как показывают наши исследования,  и как пишет Н.В. Галушкин в свое книге: « Собственный Его Императорского Величества Конвой», М., 2004г.: «Глава 2. Горцы (1828-1882),
 
В Царствование Императора Николая Павловича, был сформирован из высших представителей кавказских горцев полуэскадрон, предназначенный для конвойной службы при Высочайшем Дворе. Часть эта названа Л.-Гв. Кавказским Горским полуэскадроном33, и начало ее существования относится к 1828 году.
Взвод горцев, под командою ротмистра Султана-Азамат Гирея (потомка крымских ханов), прибыл в Петербург в мае 1829 года, в составе 3 обер-офицеров, 1 эффендия, 6 юнкеров (унтер-офицеров), 40 оруженосцев и 23 служителей, при 49 строевых и 30 заводных лошадях. Горский взвод был сформирован «из разных тамошних народов».

Другое  воинское  формирование с похожим названием, как нам представляет Думанов «Кавказского-конно горского дивизиона»,

было создано –   2 июня 1835 г. по  указу императора Николая I о сформировании двух полков.

 Один «из мусульман, армян, и вообще Закавказских жителей, под именем Мусульманского; другой из черкес, кабардинцев, чеченцев, кумыков и других горцев под именем Кавказско-Горского»,

так гласит в X томе «Полное Собрание Законов Российской Империи», Собрание Второе, Том X, Отделение первое, 1835 год, САНКТПЕТЕРБУРГ, В Типографий Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1856г., сс.695-698.
Как гласит Е.И.В. указ: « В ознаменование особеннаго Высочайшаго Его Императорского Величества благоволения к Кавказско-Горским и Закавказским народам, формируется при Отдельном Кавказском Корпусе, для Действующей Армии, два иррегулярные конные полка: один из Мусульман, Армян, и вообще Закавказских жителей, под именем Мусульманского; другой из Черкес, кабардинцев, Чеченцев, Кумыков, и других Горцев, под именем Кавказско-Горскаго.
Параграф 3. В составе сих полков каждая провинция даёт соразмерное число всадников: -
Число сие определяется по усмотрению Командира Отдельного Кавказского Корпуса.
Параграф 3. Жители каждой провинции, по их обычаю, приискивают в всадники охотников, или избирают из среды себя способных людей.
Параграф 5. Служба, в обоих полках назначается четырёх-летний срок…»
В графе «Собственное снаряжение» все высшие и нижние чины этих полков должны были иметь свою собственную национальную одежду, с башлыком и буркою, свое исправное оружие: из ружья, сабли, кинжала и пистолета. Свою надежную верховую лошадь, со своим прибором. И сами же должны были их менять из получаемой им зарплаты.
Как видно из этого указа, холоп Килар Хаширов, при всём желании его самого и стараниях Х.М. Думанова, он никак не мог служить в этом эскадроне по нескольким причинам.

Первое: Генерал Емануель в 1828-1829 гг. никак не мог рекомендовать Килара Хаширова «Кавказско-Горский дивизион», так как в эти года такого подразделения не существовало.

Второе: Килар Хаширов по Думанову холоп, бежавший от своих господ кабардинских князей, по местным адатам, традициям,  в армию не брались и оружие холопам не разрешали носить.

Третье: Думанов придумал Килару  9 летнию службу в русской армии, но об этом нет, никаких документальных сведений.

Другое подразделение, которое было сформировано, как следует из статьи

«Горская аристократия в составе Императорской армии», З. Ж. Глашевой – научного сотрудника  Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований, мы узнаём, что: «В 1828 году для усиления влияния на присоединённые кавказские территории был сформирован лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон Собственного Его Императорского Величества конвоя, предназначенный для несения конвойной службы при царском дворе
Первая его команда была создана по высочайшему повелению в г. Ставрополе 18 сентября 1828 года командующим войсками на Кавказской линии генералом от кавалерии Г.А. Эммануэлем. В мае 1829 года лейб-гвардии Кавказско-горский взвод под началом ротмистра Султана-Азамат Гирея, потомка крымских ханов, прибыл в Санкт-Петербург.
Полуэскадрон «комплектовался из представителей почётных фамилий, по одному или более от каждого племени»5.
 30 апреля 1830 года император Николай I утвердил «Положение о лейб-гвардии Кавказско-Горском полуэскадроне», в котором определялась организационно-штатная структура подразделения.
 В него включили князей и узденей (дворян) Большой и Малой Кабарды, представителей знатных фамилий чеченцев, кумыков, лезгин, ногайцев и других кавказских народов 6. Полуэскадрон был разбит на национальные группы по народностям, в каждой из которых имелся свой старший начальник.
Помимо эффектных церемониальных функций на эскадрон возлагались надежды по интеграции представителей горской знати в общероссийское политическое и культурное пространство.

Кроме знатного происхождения и приятной наружности, к горцам, зачислявшимся на службу в «государев конвой», предъявлялись дополнительные требования: они «должны быть преимущественно из тех, кои пользуются у единоплеменников особенным уважением, доказали преданность свою к русскому правительству» и, следовательно, по возвращении из столицы могли бы «действовать на умы своих земляков».

В состав подразделения первоначально входили «12 человек князей и узденей Большой и Малой Кабарды,
В «царском конвое» число служащих было более 50 человек, через каждые два года половина подразделения заменялась новыми кадрами. Делалось это с целью подготовки резерва для различных местных административных учреждений…»
Через каждые два года половина подразделения заменялась новыми кадрами. Это означает, что Килар Хаширов, никак не мог служить и  в этом подразделении 9 лет.
Не подпадает Килар Хаширов и под следующее определение: «Полуэскадрон «комплектовался из представителей почётных фамилий, по одному или более от каждого племени»5.

Кроме знатного происхождения и приятной наружности, к горцам, зачислявшимся на службу в «государев конвой», предъявлялись дополнительные требования: они «должны быть преимущественно из тех, кои пользуются у единоплеменников особенным уважением, доказали преданность свою к русскому правительству» и, следовательно, по возвращении из столицы могли бы «действовать на умы своих земляков».
 
Как помните, наш   Килар, был  сбежавший от своих хозяев,  холопом, неизвестного возраста, неизвестной наружности. 

По определению Ленца, участника восхождения, Килар был хромым: «Моя последняя точка-14765 парижских футов в высоту, то есть весь Эльбрус-15365 футов… Только при подъеме в четыре-пять часов утра w ir увидели местность на север, свободную от облаков, и ориентировали нас на расположение вновь обнаруженных нами предгорий. —Приз в 100 рублей выиграл хромой черкес…», с.12, «Письма».

То, что Килар был хромым, подчеркивал  и Давидович, который писал, что: «Сопровождавший их (учёных-Х.Т.) кабардинец из Баксанского аула (Давидович так называет жителей балкарского поселения Урусбиево в Баксанском ущелье - Х.Т.), хромой старик, по имени Хилар, пошёл вперёд и к полудню достиг вершины горы…», с.344, «Исторический Вестник», историко-литературный журнал, С.- ПЕТЕРБУРГ, Типография Суворина, Том XXVIII, 1887.

Килар Хаширов, не мог служить в этом подразделении и по другим причинам.
Вернёмся к сочинениям Думанова:
 « из вольных кабардинцев был назначен один всадник в г. Варшаву (имеется в виду Килар Хаширов – X. Д.) для отправления на службу в город Варшаву, то на обмундирование оного положено было собрать со всех кабардинцев, числящихся в Вольном Ауле, по 3 рубля серебром…», с.25, «Килар Хаширов…»

Не попал в точку Хасан Думанов.

Лейб-гвардейцам форму шили установленного образца. 
Эти сведения представляет военный исследователь А.В. Казаков в своей книге «Адыги (черкесы) на российской военнойслужбе. Воеводы и офицеры. Середина XVI начало XXв.», Нальчик, 2006, сс.348-350: « Для лейб-гвардии Кавказско-Горского полуэскадрона установлен порядок ношения формы.
Для офицеров: шапка черного барашка с синим
верхом, обшитым серебряным галуном и схваченным
наверху серебряной шишкой;.
Башлык желтого сукна, обшитый серебряной с черной
полоской тесьмой, с серебряной шишкой.
Черкеска, расшитая серебром, - синяя с черным
бешметом и алая с белым бешметом.
Шаровары синие с широкими серебряными лампасами.
Национальная обувь - красные чевяки с черными
ноговицами, те и другие обшиты серебряным галуном,
и обыкновенные сапоги.
Из верхнего обмундирования - черная бурка и общего
покроя шинель.
Снаряжение - стальной шлем, панцирь, жирница,
отвертка и пороховой рог.
Офицеры имели собственное оружие: пистолет, лук со
стрелами и колчаном, саблю, шашку, кинжал и нагайку.
Обмундирование и вооружение юнкеров и оруженосцев
было одинаковое с офицерами и отличалось лишь
качеством материала и сравнительной скромностью
украшений…»

Кругом ложь, обман, подлог – так пишется в Кабардино-Балкарии история. Таким образом, создают историю и легенду мнимому кабардинцу Килару и его мнимым потомкам, таким, как Аскер Хаширов.

Книга А. Казакова «Адыги на службе…» это библиографический справочник от «А» и до «Я».
В этой куче имён субъективного мнения Казакова, попали и представители и других народов, таких как: абазины, балкарцы, кумыки, русские, казаки, чеченцы и другие, представленные в книге, как  «адыго-черкесы». Но это уже будет другим исследованием.

Так вот, Казаков дотошно постарался найти все сведения на тех, кто когда-то, служил в обозначенное время: «Середина XVI начало XXв…» и среди них Килара Хаширова, нет!

Есть буква «Х», а фамилии Хаширов нет. Значит, не служил Килар Хаширов в русской армии, и  никогда не служил, не 9 лет, ни меньше и не больше. И деньги ему не собирали на одёжу…

Изучая книгу А. Казакова, и ознакомившись, со статьей кумыкского историка Камиля  Алиева «Кавалергарды Его Императорского Величества Собственный Е.И.В. Конвой»,  газ. "Ёлдаш/Времена". 21.08.2009, узнали, что каждый, кто служил в русской армии, имел послужной список.  Вот несколько примеров из книги А. Казакова «Адыги…»:
1.«Абуков Ахмед Хаджи-Сальманович (абазин-Х.Т.) (?-не ранее
1846 г.), корнет (08.09.1838), из кабардинских (бывших
абазинских) узденей 2-й степени князей Атажукиных.
В службу вступил оруженосцем в лейб-гвардии Кавказско-
Горский полуэскадрон собственного Его Императорского
Величества конвоя 04.12.1834 г., произведен в юнкера
в 1836 г. После истечения установленного срока службы
в конвое произведен в офицерское звание корнета
08.09.1838 г. с состоянием по кавалерии при Отдельном
Кавказском корпусе с жалованьем по чину 209 руб. 55 коп.
и прикомандированием к Хоперскому казачьему полку.
Награжден золотой медалью с надписью ;За усердие; для
ношения на шее на Аннинской ленте, орденом Св. Анны
4-й степени с надписью ;За храбрость; (12.02.1841). Проживал
в кабардинском ауле Береслановском, Баталпа-
шинского отдела Кубанской области. Брат Ислам…», с.20.

2. «Айдемиров Бекмурза(из чеченцев-Х.Т.), (1792-1847), подполковник
(01.1839), из кабардинских князей Бекмурзиной фамилии.
Зачислен в лейб-гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон
собственного Его Императорского Величества конвоя корнетом 25.03.1828 г., к 1834 г. - ротмистр. За доставку в Петербург 23 юнкеров и оруженосцев в 1834 г. награжден бриллиантовым перстнем с вензелем императора.
В 1837 г. за сопровождение по Кавказу императора Николая I награжден 2 тыс. руб. В 01.1839 г. - в чине подполковника лейб-гвардии императорского конвоя в Петербурге. Награжден орденами Св. Станислава 3-й степени, Св. Анны 3-й степени. В 1839-1844 гг. – председатель Кабардинского временного суда. С 1839 г. проживал в собственном ауле в Большой Кабарде. Был женат
на малокабардинской княжне Ахловой Фатимат(1793г. р., по первому браку кн. Хамурзина)…» с.29.

3. «Куденетов Атажуко (он же Хатажуко, Хатакшуко) Жансохович (1810-1843/1844), штабс-ротмистр (15.01.1839), из кабардинских узденей 1-й степени (тлякотлеш).

Служил в лейб-гвардии Кавказско-Горском полуэскадроне собственного Его Императорского Величества конвоя в 1828-1833 гг.

Произведен в чин корнета 06.12.1831 г. Был членом Кабардинского временного суда в 1833-1840 гг. Награжден орденом Св. Станислава
3-й степени (13.11.1840). Проживал в собственном ауле в Большой Кабарде. Был женат. Жена Гуашанашхо (Гуашенеху). Имел 4 детей, в том числе сына по имени Кургоко (1837 г. р.)…», сс.161-162.

4. «Атажукин Мусаби (прим. 1800-не ранее 1844 г.), прапорщик (08.07.1838), из кабардинских князей.
Служил векилем в Кавказско-Горском конном дивизионе с 01.08.1837 г. ;За усердную службу; произведен в офицерское звание прапорщика в 1838 г. К 1844 г. состоял в милиции при Управлении Центра Кавказской линии. Переселился из Кабарды в Закубанье…», с.60.

5. «Кучмазукин Темрюко Кучмазукович (1815-1874/ 1875), подпоручик (11.09.1846), из кабардинских узденей 1 -й степени (уорк-дижинуго).

Состоял в Кавказско-Горском конном дивизионе с 20.06.1837 г. всадником, векилем - с 03.01.1838 г. в Варшаве.

 За усердную службу произведен в прапорщики 31.10.1840 г.;. Состоял в милиции управления Центра Кавказской линии.
Представлен к производству в подпоручики за участие в отражении нападения на Кабарду Шамиля в 1846 г. ;По приказанию главнокомандующего корпусом отправлен в Черноморию на службу на 2 года; 03.07.1852 г. Отправлен на родину 21.08.1854 г. С 1857 г. – помощник экзекутора Кабардинского временного суда. Прикомандирован к Донскому № 14 казачьему полку 08.02.1860 г.
Проживал в Кабарде в собственном ауле Кучмазукина. Получал пенсию из казначейства за службу. Был женат. Сыновья - Тембот (ум. к 1874 г.), Каншоуби (1870 г. р.). Братья - Эдык, Докшуко и Айтек…», с.174.

К. Алиев: «43. ХАМЗИН Хамза, князь, юнкер (10.09.1836 г.), корнет (24.09.1840), службу в Собственном Е.И.В. Конвое 13.10.44 г., из корнетов по кавалерии. (Служил в полуэскадроне юнкером в 1836-1840 г. Происходит из той знаменитой фамилии, предки которой известны были особыми заслугами в царствование Елизаветы Петровны. 15.05.1845 г.)…»

По книге А. Казакова «Адыги…» фамилии на  букву «Х» начинаются со страницы 262 до 274-й страницы. В этом списке на букву «Х» следующие фамилии: «Хабатов, Хабеков, Хагондоков, Хагундоков, Хаджетлаше, Ханаш, Хапачев, Хапцев, Хаудов, Хаупшев, Хашхи, Хуранов, Хутов…»

 Фамилии Хаширов в этом списке – нет!

На наш взгляд Думанов и Ко, когда создавали мнимое прошение от имени детей Килара Хаширова допустили ошибку в том, что наобум написали, что «Килар служил в «Кавказском горском дивизионе в Варшаве 9 лет…» не знали, что в источниках он описан хромым и немолодым.
Нужна была версия иная, чтобы выйти из этого ступора.
Выход нашли в игре в поддавки. Не зря же целый институт работал долгие годы, создавая эту афёру.

Для того, чтобы из «хромого черкеса» сделать здорового и молодого горца создали афёру с газетами «Тифлисские Ведомости», «С. Петербургские Ведомости» и Одесская газета.

Игра в поддавки. Для начала мы все сами соглашаемся, что «Килар Хромой». Потом находится третий, который был знаком с Киларом, который опровергает, что Килар вовсе не хромой…

Так и было в нашей истории. Игроки в нашей игре: Думанов (Аскер Хаширов), Щербатов, Бессе.

Х. Думанов «Килар Хаширов…»: «Наши сведения о личности Килара Хаширова – «вольном кабардинце», как его назвал Бессе, бывшем пастухе, очень скудны. Известны описания, сделанные участниками экспедиции. Лишь один из них, Щербатов, писал, что Килар был «неуклюжий и хромой». Вероятно, он видел Килара сразу после восхождения, когда тот, может быть, действительно хромал, повредив себе ногу. Однако Бессе, встретив в одесской газете такое описание внешности Килара, с возмущением писал: «Я не знаю, какую цель преследовал корреспондент, стараясь представить этого мужественного кабардинца, как калеку. Правда он небольшого роста, но крепкий и без телесных повреждений..."
    Версия о хромоте Килара, возникшая с легкой руки Щербатова, укоренилась, и вплоть до сегодняшнего дня некоторые авторы, касаясь экспедиции 1829 году, пишут, что хромота «даже желательна при подъёме на гору…», сс.121-122., со ссылкой на работу Д. Трунов «Ущелье сокровищ», М. 1963.
Тот же Думанов на странице 21 своей книги пишет, что: «Единственным участником экспедиции, который указал, в каком ауле проживал Килар, является венгерский учёный  Жан Шарль де Бессе: «Нужно быть справедливым – господа академики сделали все, что было в их силах. Также достойна восхищения отвага этого простого жителя свободного аула на реке Нальчик в Большой Кабарде, его зовут Килар…», по версии Думанова – это «Вольный Аул».

 В 1974 году в г. Нальчике, издательство «Эльбрус», как научное издание издаётся книга «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ... Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В К Гарданова, который в 1961-1989 гг. был  заведующим отделом Кавказа ИЭ АН СССР.

В этом сборнике публикуется отрывки из книги  Жан-Шарль де Бесс, которого в 1951 году, кабардинские историки назвали «Иван Бесс» и с этим именем де Бесс соседствуют в фальшивых плитах и прошениях от имени кабардинского Килара Хаширова.
Отдельные главы из книги Бессе «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг.»
опубликованы на сс.329-352. И ни в одном месте в работе Бессе имя или вообще, какое – либо, упоминание «об отважном Киларе, пастуха из вольной деревушки около Нальчика в Большой Кабарде не упоминается. Ни одним словом, ни одним намеком.
Вот как Бесс описывает  свое посещение крепости Нальчик: «Форт Нальчик, расположенный в ста шагах от одноименной реки, - самый значительный из всех, что я видел на линии нашей экспедиции; он со всех сторон окружен широким и глубоким рвом; валы сделаны из камня по размеру и вооружены достаточным количеством огненных ртов.
  Деревня, поставленная вне форта на высоком берегу Нальчика, содержала три тысячи человек, под командованием господина Ушакова, подполковника, того самого, который командовал и привез с собой часть своих войск для сопровождения экспедиции на Эльбрус. Этот выдающийся офицер, а его жена, родившаяся в Эстонии, приняла меня с редкой приветливостью и особым вниманием. Утомленный длительностью езды и жарой, я поспешил предаться отдыху, и могу сказать, что с тех пор, как я пересек границы Австрии, я не нашел такого чистого и элегантного gite…»с.149, Бесс.

И другое тут же, Бессе: «Дождавшись прибытия Мадьяров из Дугура и Балкара, я отправился на берег Нальчика;
я увидел за этим потоком низменные долины, холмы и горы, увенчанные деревьями и зеленью;
 все это открывало очень приятный и разнообразный вид.
Счастлив народ, воскликнул Я, который умел эти плодородные и мирные края, вдали от театра революций, коррупции и интриг, которые в наши дни вторглись в нашу прекрасную Европа ! Сидя на зеленом лугу у ручья и созерцая этот прекрасный пейзаж, я предавался размышлениям , которые толпой приходили в кельтское одиночество , тишина которого прерывалась лишь шумом протекающего передо мной потока, втягивающего в свой стремительный бег камни и округлые гальки своим непрерывным катанием. Я знаю по опыту определенное состояние души, которое в полной абстракции способностей тела, мы воспитываем к чистейшему наслаждению, которое неведомо обычному человеку; но так как ничто не длится и требует от мысли постоянного разнообразия, оно понеслось к моей родине , к Европе…», с.154.

По словам Думанова в 1823 году на этом месте, который лицезрел Бессе в 1829 году, по идее фальсификаторов, должно было находиться виртуальное поселение «Вольный Аул».

Тогда в 1974 году, не смели нагло и бесцеремонно искажать исторические факты, как сейчас.

В следующей истории мы расскажем, как венгерский путешественник Бессе возвращается обратно в Одессу. В Одессе Бессе, якобы в местной Одесской газете прочитал, ту фальсификацию, что ему придумали кабардинские историки:  «Я не знаю, какую цель преследовал корреспондент, стараясь представить этого мужественного кабардинца, как калеку. Правда он небольшого роста, но крепкий и без телесных повреждений." Также, мы расскажем, что доктор Щербатов не писал никакой корреспонденции в Тифлис о восхождении 1829 года.

Продолжение следует


Хадис Тетуев, 19.06.2021г.


Рецензии