Добромила Иванова. 253 Жемчужина
- Скажите, пожалуйста, что такое милосердие? – Это была Надежда.
- Милосердие – это, в первую очередь, качество человека. Качества проявляются в деятельности, отношении с другими, в мыслях, поступках, речах и образе жизни. Милосердие проявляется сильнее всего именно в отношении к другим живым существам, именно по тому как мы относимся к другим мы способны определить наделены мы милосердием или нет.
Милосердие – это равно доброжелательное отношение ко всем живым существам, уважение и терпимость происходящее из осознания тождества между собой и другими живыми существами.
Таким образом, способность быть милосердным проистекает из способности сочувствовать всем живым существам. Сочувствовать означает осознавать, что испытывает другой, таким образом который явственно дал бы нам понять, что способно облегчить жизнь и принести радость, а что способно принести страдания. Милосердие проявляется в отказе от таких действий, которые приносили бы страдания другим живым существам и, по возможности, совершения такие деяний, которые бы облегчили их существование.
Милосердие однозначно описывается как добродетель, а иногда описывается как общечеловеческий долг. Ведь способность по-настоящему сочувствовать и сопереживать и в счастье, и в горе другим присуща лишь человеку. Если человек лишен этого качества – это означает что его жизнь подвластна иным мотивам, нечеловеческим. И обычно мы подразумеваем под этим, что корыстные желания наслаждения приводят к причинению страданий другим. Мы все понимаем, что человеческое общество по большей части и построено на том, что одни страдают, а другие наслаждают. Труд или страдание одного – это наслаждение другого. И наоборот. На этом построено современное общество.
Исходя из этого, плодами отсутствия милосердия являются увеличение страданий, разобщенность, а как следствие необходимость эксплуатировать других ради поддержания собственной жизни или достижения лучшего уровня жизни. Всё это идёт по кругу и спираль страданий из-за отсутствия милосердия будет лишь усиливаться, до тех пор, пока человечество не откажется от идеи эксплуатации чужой жизни как источника собственного наслаждения.
Как общечеловеческий долг, милосердие указывает на то, что человек способен понять, что именно от его действий зависит то, будет страдать кто-то или будет счастлив. Отказавшись от эгоистических мотивов в своей деятельности, такая личность способна приносить счастье живым существам как отказавшись от причинения вреда действием, речью, поступков или мыслью, так и с радостью делать то, что способствует улучшению их жизней.
В одной притче рассказывается, что ад и рай различаются лишь тем, что в аду каждый пытается наесться сам, а в раю все рады накормить другого. Суть в том, что ад на то и является местом страдания, так как воплощает крайне эгоистический пейзаж последствий человеческой жизни, в которой мотив собственных наслаждений оказался выше жизни других. Все грехи, по сути, сводятся к тому, что кто-то другой страдает, а сам грешник наслаждается. Так похоть приводит к разрушению семей, изнасилованиям и брошенным детям. Жадность приводит к всеобщей бедности, воровству и паранойе. И так далее. Такие эгоистические поступки, эгоистические уклады жизни приводят в ад даже при жизни. А если в сердце человека утвердилась добродетель, то он, в силу отсутствия эгоизма, не способен испытывать страдания остро и глубоко, хотя они и имеют место быть. Но жизнь в которой утвердилась добродетель очищается отказом от наслаждений, ценой которых является страдания других. Это приносит счастье, исходящее изнутри.
Вообще последствия милосердных поступков намного более приближены к счастью и радости, чем последствия жестоких и бесчеловечных поступков. Самоочевидным становится то, что нормальный, здоровый человек не способен видеть в страдании другого источник собственного счастья. Но в то же время, счастье возникает само собой в ситуации, когда кто-то кому-то помог.
Милосердие – это добродетель, которая проявляется в доброжелательном отношении к каждому живому существу. Проявление милосердия заключается в доброжелательном отношении к каждому живому существу, посредством которого становится возможно отказаться от причинения страданий и беспокойств, а также приносить радость и счастье.
Важно понимать, что милосердие проявляется ко всем, не только к близким или к отдельным личностям. И также оно проявляется постоянно, а не только в какой-то конкретный период настроения или время дня. Милосердие базируется на понимании того, что все мы испытываем боль, страдания, разочарования, радость, счастье и так далее. Мы тождественны в это, потому что имеем одну природу. В основе каждого живого существа лежит душа и считать, что ваша душа чем-то отличается от души животного или святого означает, что вы смотрите только на тело.
Из милосердия происходят законы морали, которые возникали в разных культурах, но звучали примерно одинаково: «поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Так звучит золотое правило нравственное, находящее отражение во множестве философских и религиозных учениях.
- Как научиться милосердию? – Это была Вера.
- Есть разные проявления сопереживания, но всех их объединяет одно, в добровольном порядке взять на себя часть чужих страданий. Для начала вовсе не нужно мчаться в клинику к одиноким тяжелобольным, или же одаривать всей своей наличностью какого-нибудь нищего обездоленного человека.
Милосердие на самом деле проявить совсем не сложно, для этого нужно просто ваше желание. Оглядевшись вокруг, вы увидите немало таких людей, для которых ваша поддержка и участие станут просто бесценным даром.
- Чем милосердие отличается от сострадания? – Это была Любовь.
- Сострадание и милосердие очень похожи друг на друга, но нельзя сказать, что они настолько схожи, что, следуя одному принципу можно спокойно игнорировать другой. В основе милосердия лежит восприятие другого живого существа равно тождественного себе, имеющего одну и ту же духовную основу. В основе сострадания лежит видение страдания как зла, избавление от которого есть добро.
Основа сострадания – это отказ от действий, приносящих страдания или избавление от страданий.
Основа милосердия – это такое отношение к другому, которое бы сделало жизнь другого человека лучше, счастливее.
Сострадание применяется к тем, кто страдает в настоящем или потенциально будет страдать. Однако сострадание невозможно применить к счастливому человеку. Такое применение сострадания будет носить форму фанатичной попытки причинить добро, что и принесет само по себе беспокойства. Милосердие проявляется ко всем и всегда – равно как к тем, кто счастлив и находится в здравии, так и к тем, кто страдает.
Сочетание милосердия и сострадания приводят к действию и отношению к другим которые самоочевидно избавляют от страданий всех, кто попал под влияние этих качеств. Сострадание, лишенное милосердия будет приносить «добро» окружающим, не осознавая поможет это или нет, ведь важно просто решить какую-то проблему, хотя и может стать хуже. Милосердие без сострадания будет проявлять бережное отношение к страдающему, но никаких конкретных действий может не быть. Конечно, чаще всего, тот кто искренне желает помочь движим и состраданием, и милосердием, но главное отличие милосердия от сострадания в том, что сострадание проявляется только в отношении страдающих или тех, кто потенциально может пострадать, а милосердие в отношении всех и всегда. Но, опять же, эти качества похожи и, если обладать одним, становится легче следовать и другому правилу.
Примером различия между сострадания и милосердия может быть отношение к преступнику кшатрия-воина и брахмана-мудреца. Кшатрий будет сострадателен к тем, кому преступник принёс страдания и постарается избавить потенциальных жертв от него. Таким образом, сострадание будет проявляться в убийстве источника страданий. Само слово кшатрий, которым в ведической культуре обозначают воина означает «избавляющий от бед». Бедой является преступник – он не человек, он источник страданий, а значит ради справедливости его нужно наказать. Отношение брахмана – милосердное, он будет видеть в преступнике не убийцу, а личность, которая обманута и страдает, а значит он попытается наставить его на правильный путь. Уничтожить не самого человека, а истинный источник бед – грех в нём.
Следует не быть прямо радикальным в чётком идеологическом разделении на сострадание и милосердие. Важно лишь понимать различие и стремиться к обеим добродетелям. Сострадание проявляется в действии, которое избавит страдания, а милосердие – в отношении, которое его предотвратит. Это различие между милосердием и состраданием.
- Почему милосердие важно для разумного человека? – Это была Радханани.
- Для мудрого человека, который чётко разделяет вечное и бренное, важно понимать, что милосердие является обязательным условием спокойствия ума, так как милосердный человек снимает с себя огромное бремя умствования о том, кто заслуживает добра, а кто зла, кто виноват, а кто прав. Тем более само по себе доброжелательное отношение не только способствует предотвращению конфликтов, ссор, распрей и так далее, но и позволяет обрести друзей и доброжелателей, которое в случае отсутствия милосердия могли бы быть врагами или просто никем.
Но даже само по себе отношение ко всем как к живым существам с которыми мы находимся на одном уровне делает человека свободнее и счастливее. Не важно будет ли это собака, корова, преступник, обычный человек, герой или мудрец – все равны по признаку того, что все представляют собой вечную душу в своей основе. И такое отношение не только приносит мир и покой, но и позволяет более очевидно увидеть, как духовную природу других существ, так и собственную душу. А восприятия себя с точки зрения души является одним из главных достижений на духовном пути.
Милосердие — это умение сопереживать, сочувствовать, воспринимать чужую боль, как свою личную. Причем не просто посочувствовать, а проявить милосердие в поступках — оказать бескорыстную помощь тому, кто реально в ней нуждается, потратив свой ресурс: время, деньги, здоровье. Быть милосердным, значит проявлять сострадание и помогать какому-либо существу, не обязательно человеческому. Умение сопереживать – основа нашей идентичности и одно из духовных богатств человека.
Милосердие неразрывно связано с такими понятиями, как доброта, долготерпение, благость, забота, бескорыстность. Но милосердие – это не жалость: оно основано на уважении другого человека, признании его прав. Тогда как жалость высокомерна, она позволяет нам свысока смотреть на того, кто нуждается в помощи. Милосердие трудно описать словами. Его можно почувствовать в своей душе или увидеть в поступках милосердного человека. Главное в милосердии то, что оно не ради чего-то, а ради себя самого.
Но милосердие не предполагает пренебрежения собой. Если мы слишком близко к сердцу воспринимаем чужое горе, к нему добавляется наша тревожность и депрессия, отчего ситуация только ухудшается. Тут нужен другой подход и иная точка зрения. Лучше сказать, себе: хотя события действительно печальны, могло бы быть и хуже. Взгляд на ситуацию под таким углом позволит не концентрироваться на трагизме, а получить реальный шанс изменить ее к лучшему. Такая помощь другим – это способ улучшить свою собственную жизнь.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из-за сострадания, человеколюбия.
Человеколюбие - любовь к человечеству, к людям, готовность помочь им; гуманность.
Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастием другого живого существа.
Отзывчивость — это душевное качество - бескорыстие, готовность безвозмездно помочь другому, участливость. Отзывчивые люди также проявляют другие положительные качества как щедрость, великодушие.
Итак, милосердие избавляет от страданий в большей степени его обладателя, а не того, на кого проявляется милосердие. Когда мы представляем милосердного человека у нас естественным образом возникает ассоциация с счастливым, добрым и светлым человеком, который добр не потому что ему что-то надо, а потому что он очень развит, зрел, открыт. Святых людей ассоциирует в первую очередь с милосердием и именно из их милосердия и проистекает их слава. Тот, кто отдаёт добровольно не может находится ниже, а тот, кто живёт в сообразии с самоотдачей, с самопожертвованием является самоочевидно для всех авторитетом.
Истинное милосердие всегда вызывает уважение и даёт возможность действительно изменить жизнь других людей, сделав их счастливее и добрее одним достойным отношением. И это важно, как для тех, кто хочет помочь людям, избавить от страданий и приблизить к счастью, так и тем, кто собственным примером хочет показать, как можно изменить свою жизнь. Без милосердного отношения попытки изменить других будут восприниматься как придирки, недовольство, упорное непринятие, а милосердию люди поддаются сами.
- Как развить милосердие и проявлять его? – Это была Светозара.
- Вопрос развития милосердия – это вопрос естественного становления зрелой, разумной, мудрой и самоудовлетворенной личностью. До тех пор, пока мы зависим от мнения других людей или рассматриваем людей как источник наслаждения или страдания, мы не способны быть милосердными в силу сильного проявления эгоизма, который ставит на первое место собственное наслаждение. Попытка стать милосердным до обретения разума, зрелости и самодостаточности будет оборачиваться непостоянством, корыстью и разочарованием. Разочарование особенно часто встречается, многие люди, не имеющие твердого фундамента для обретения таких высоких добродетелей, вскоре начинают относиться к другим людям с пренебрежением, так как те: «не проявляют должной благодарности/уважения». Но сама суть милосердия заключается в том, что доброжелательное отношение не имеет ни ожиданий, ни оснований. Милосердное отношение есть потому, что есть такое качество, а не потому что таким образом можно стать великим, уважаемым или заполучить друзей – всё это может быть следствием, но не должно становиться причиной.
Милосердие возникает естественным образом в процессе следования духовному пути, который заключается в постижении своей духовной природы и поиска Абсолютной истины. Узрев себя и других живых существ как вечные души становится самоочевидно что никакое иное отношение к другим, кроме милосердного не имеет под собой разумного обоснования. Ни наслаждения, ни ложное эго, ни эгоизм и так далее, для человека, который узрел духовную природу, больше не являются форматом восприятия других. Милосердие становится в этом случае абсолютно естественным и свойственным состоянием, которое становится попросту не отделимо от личности. И так как милосердие проявляется по отношению ко всем и всегда, становится очевидно, что имитировать его внутри невозможно, так как ум будет менять настроения, желания, стремления, а всё это приведет к изменению ориентиров. А зачем быть милосердным, когда очень-очень чего-то хочется. Такой внутренний конфликт всегда заканчивается тем, что попытка быть искренне милосердным, добрым, сострадательным напарывается либо на отсутствие сил, либо на встречную негативную реакцию. Но сам факт отказа от милосердия говорит о том, что его по-настоящему не было.
В этом случае сострадательным быть намного проще, потому сострадание применяется в определенное время, по отношению к определенному живому существу и по возможности. Если мы не можем помочь, а наши действия могут лишь навредить, то лучше не усугублять. Не заливать пожар маслом. Как уже было сказано, сострадание и милосердие похожи и обладание состраданием поможет обрести хотя бы понимание милосердия изнутри. А потому, тем, кто желает стать милосердным необходимо стараться быть сострадательным. Но самым прямым путём остаётся духовный путь. Милосердие должно исходить из духовного осознания, так как на уровне ума невозможно поддерживать или имитировать такое отношение постоянно. На уровне ума оно будет непостоянным или закончиться каким-либо негативным событием. А к такому непостоянству стремиться не следует.
Милосердие – это доброжелательное отношение, равно относящееся ко всем живым существам в любой момент времени. Это качество носит духовный характер, так как происходит из видения как себя, так и других людей душами, а не телами. Осознавая, что все живые существа равны в своей сущности становится очевидно, что нет причин относиться предвзято, нетерпимо, радикально, фанатично или негативно к кому-бы то ни было. Милосердие приносит освобождение от большого количества страданий и самого милосердного человека и тех, по отношению к кому было проявлено такое милосердие. Достижение милосердия – важный этап духовного пути, который указывает на правильное развитие, а отсутствие такого указывает либо на неправильный прогресс, либо на его отсутствие. Достичь милосердия можно путём осознания себя и всех живых существ как вечные души. Это сделать непросто, но как известно счастье стяжается трудом.
Милосердие – это способность человека к всепрощению и бескорыстной помощи. Прощение здесь имеется в виду не на словах, а в истинном, духовном значении. Прощая, человек чувствует облегчение, внутреннюю свободу и любовь к ближнему. Здесь нет места корыстным побуждениям. Милосердный человек не думает о том, что благодаря его действиям он заработает себе лишний плюс к карме, или потом сможет использовать ситуацию в своих целях. В противном случае это уже не милосердие, а притворство и лицемерие.
Милосердие тесно переплетается с такими понятиями как доброта, забота, сострадание и любовь к человеческой душе. Милосердный человек не просто поступает исходя из благих намерений, он чувствует любовь и беспокойство за благополучие человека.
Если вы чувствуете, что хотите стать добрее и терпимее, тогда непременно начните работу над собой.
Анализируйте чувства окружающих людей. Ставьте себе вопрос: «Чтобы я сейчас ощущал, будь я на его месте?». Это поможет вам развить сострадание и лучше понимать людей.
Будьте отзывчивыми. Если вы видите, что можете помочь человеку, не пытайтесь найти отговорки. Отсутствие времени, неподходящий момент – все это пустые слова. Предложите свою поддержку! Возможно, ваше участие сделает человека счастливее!
Благодарите людей. Не имеет значения, насколько значим их поступок. Цените то, что люди делают для вас.
Предоставляйте возможность собеседнику выговориться. Милосердные люди переживают и заботятся о состоянии окружающих людей. Приложите усилия и услышьте, что пытается донести вам человек. В его рассказе может быть тайный призыв о помощи.
Принимайте людей такими какими они есть. Поставьте себе за правило, не осуждать и не унижать окружающих.
Милосердие — это высшее проявление человеческой доброты. Люди не рождаются чуткими и сердобольными. Многое зависит от воспитания, окружения и ряда других факторов. Тем не менее люди меняются, и в какую сторону меняться решать только вам.
Милосердие начинается с сострадания, с каких-то добрых дел, которые были сделаны человеку. Например, перевели старенькую бабушку через дорогу, помогли ей донести тяжёлую сумку, дали попить воды, накормили её, с этого и начинается милосердие.
Если человек милосердный, то он всегда только добрый и отзывчивый, злым уже быть абсолютно никак не может. И конечно же, он никогда в жизни не будет смеяться над чужим горем.
Милосердие берет начало в сознании человека. И раскрывается через принятие того факта, что вокруг живого существа, которым бывает нелегко.
Уважение ко всем живым существам – есть проявление милосердия. Это значит надо уважать жизнь живых существ, и ко всем относиться с любовью и нежностью. Только тогда человек сможет стать человеком, а не зверем. И у каждого есть возможность стать Человеком. Возможность эту дает знание. Знание дает учение. Учение, которое вызвало ответный трепет, дает мудрость, которая указывает на наличие разума. Будучи разумным живым существом человек должен поступать разумно. ОН должен ко всем живым существам относиться с любовью и состраданием. Если человек не поступает так, то он превращается в дикого зверя. Разумный человек должен понять, что поедание мяса – это дурной вкус или даже психическая болезнь, от которой нужно избавляться. От душевной болезни можно избавиться, как и от всякой иной, даря другим живым существам любовь, счастье и радость жизни. Духовно развитый разумный человек никогда не причинит другому живому существу вред, а подумает, что произойдет в дальнейшем. Человек должен понимать, что каждое за действие придется отвечать. Даже за то, что человек ест плоть другого живого существа. Поэтому человек, будучи Человеком обладающий знанием и мудростью должен понимать, что делать категорически нельзя, а что можно. Человек ко всем живым существам обязан относиться с любовью и пониманием. Он должен знать, что за каждый поступок придет та или иная реакция. Хотя это знает каждый здравомыслящий человек, но почему-то он считает, скажем, поедание живых существ – это норма. Человек может заявить: «Животных для того и выращивают, чтобы их ели!» Но это сознание демона, а не человека. Воистину мудрый духовный человек никогда не скажет подобную глупость, он сто раз подумает, прежде чем сказать. Как известно, о чем мы думаем, то и говорим. Поэтому прежде чем сказать, надо подумать! Мысли материальны, и каждое слово, выпущенное на волю, материализуется во Вселенной образуя мыслеобраз. Мыслеобраз переходит в мыслеформу и воплощается в нашем материальном мире. Человек должен понимать, что каждое совершенное действие или сказанное слово формируют ту реальность, в которой он живет. Если человек будет все время думать о плохом, он притянет к себе плохие ситуации жизни. Если он будет зависеть от поедания мяса и интоксикаций, то его несомненно ждет жестокая участь. То, что человек притягивает к себе, такая энергия и приходит. Поэтому главная мысль, которая должна постоянно беспокоить человека: «Не убивай», «Не навреди.» Что качается мысли: «Не убивай», то это значит не надо убивать никого даже ради пищи. То же самое относится к мысли: «Не навреди.» Ни в коем случае нельзя причинять вред другому живому существу. Здесь работает принцип: «Возлюби ближнего своего, как самого себя.» Это значит, что надо на всех живых существ смотреть с позиции веры в Бога. Если вы верите в Бога, то естественным образом вы будете к другим живым существам относиться с любовью и состраданием. Вы должны понимать, что, будучи милосердным сострадательным человеком, вы способны понять боль другого живого существа и проявить к нему бескорыстную любовь. Само понятие: «Человек звучит гордо», тогда окрасится в истинный цвет, когда человек из Изысканного Животного превратится в Духовное Высокоорганизованное Существо и на всех будет смотреть как Воистину Божественное Создание, чтобы вернуться домой к Верховной Божественной Личности Шри Кришне. Нам нужно быть весьма добрыми и весьма сострадательными, чтобы помочь людям понять Сознание Кришны.
Каждый из нас обладает рядом качеств, которые характеризуют нас, как человека. Кто-то более добрый, искренний, справедливый. Кто-то напротив, полон желчи, злобы и гнева. Но все мы люди. Правда, есть два понимания слова человек. Можно понимать слово «человек», как биологический вид, представитель отряда млекопитающих. Но так рассуждают учёные, которые видят род людской, как вид. На самом же деле, человек, если смотреть с позиции менее рациональной, и более чувственной, это существо, обладающее волей, разумом и высшими чувствами. Именно наши чувства делают нас людьми, создают наш моральный облик, характеризует нас как личность. И что бы соответствовать высокому званию «ЧЕЛОВЕК», нам надо иметь в себе такие качества, как милосердие и сострадание.
Именно милосердие и сострадание к другому существу делает нас человечнее, в понимании морали. В этом уверены все учёные, писатели, поэты, духовенство и общественность. Но что такое милосердие, и как проявлять сострадание, об этом мало сказано. Давайте постараемся вместе разобраться, что же на самом деле делает нас человечнее и какова роль в этом милосердия и сострадания. Милосердие напрямую связанно с понятием сострадание.
Милосердие – это готовность человека оказать помощь кому-либо из сострадания, проявлять доброту, заботу, высшие эмоции (даже любовь) к какому-либо существу, не обязательно даже человеческому и при этом, не просить ничего взамен. Сострадание же, в свою очередь, это сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого существа. Сострадание сродни гуманности, жалости. Согласитесь, действительно хорошие качества личности, которые должны быть у представителей человечества.
Быть человечнее, значит быть милосердным, проявлять сострадание, видеть боль другого существа, и помочь ему, а не стоять на месте. Быть человечнее, значит быть неравнодушным, иметь душу и сердце. Быть человечнее, значит оказывать помощь нуждающимся, и при этом не просить ничего взамен. Вот что значит быть человечнее.
Согласитесь, в современном мире, эти качества, были бы весьма нужны, ведь в мире очень много нуждающихся, и каждый из нас, если бы хоть немного помог другому человеку, или даже маленькому котёнку, который и в дождь, и в снег, ищет себе пропитание, мир был бы намного человечнее, добрее, лучше. Но в наши дни, всё меньше и меньше людей проявляют милосердие и сострадание – оно почти исчезло.
В современном мире, всё больше и больше людей, живут по принципам эгоистического существования, делают те вещи, которые им выгодно, которые только им пойдут на пользу, про других, окружающих их существ (не говорю уже про людей, а про маленьких, беззащитных и немощных животных), человек не думает, не заботиться. Происходит это по той причине, что каждый из таких людей знает, что за них никто же не позаботиться. Вот они сами о себе и заботятся, ведь никто другой это не сделает. И так думает почти каждый, но правильно ли это?
Конечно, весь мир нам не изменить, и всё так же будет существовать эгоизм, самолюбие и бесчеловечие. Но мы можем изменить себя, под силу это сделать каждому. Станьте более милосердным, проявляйте сострадание, и не просите ничего взамен, будьте людьми, не только с биологической точки зрения, но и с моральной, и Вы увидите, как мир измениться. Сначала, конечно, Вам покажется, что Ваши усилия зря, и за Ваше милосердие, Вы получаете лишь «ножи в спину». Но, поверьте, такова участь всех людей. Милосердие и сострадание, просто делает Вас лучше, человечнее. А это, на самом деле, дорогого стоит.
Свидетельство о публикации №221061901302