Дом с привиденеиями

 
Опять в доме кто-то шарил.
Михаил Петрович вошел в приоткрытую дверь. Да, несомненно, тут побывали чужие: пол в нескольких местах вскрыт, В стене — пролом, старинная изразцовая печь-голландка в двух местах разворочена.
Да что ж такое, просто вредительство! И ведь не в первый раз!
Этот старинный дом Дятлов купил за бесценок. Главным условием было восстановление внешнего вида за свой счет. Городские власти пытались сохранить исторический облик улочки, посему Дятлов со своим проектом по реконструкции дома был встречен на ура.
Необходимые документы оформлены, и Михаил Петрович Дятлов стал полноправным владельцем старого дома купчихи Кандауровой, расположенного на тихой улице, выходящей на набережную.
Первый этаж был добротный, хорошего кирпича, Елисеевского завода, клеймёный. Второй этаж — деревянный, украшенный резьбой по карнизу и наличники мастерской работы.
Все это пришло в запустение, много лет в доме была музыкальная школа, затем она переехала в новое благоустроенное здание, и дом был заброшен с середины восьмидесятых на двадцать лет.
Зачем Дятлов купил его — сразу и не ответишь.
Во-первых, были деньги, заработанные в девяностые. Много денег. Они обесценивались, хотелось вложить, да не просто, а с выгодой. Дом Кандауровых казался таким выгодным приобретением. Почти центр города, привлекательные условия покупки.
Во-вторых, насколько Михаил помнил, семья его была в родстве с расстрелянной купчихой. И, покупая этот дом, Дятлов тешил себя тем, что это его родовое, так сказать, гнездо, хоть каким боком он родня Кандауровым, новый домовладелец толком не знал. Так…бабкины рассказы. Ну а в третьих, была у господина Дятлова задумка прославиться на реконструкции, чтоб в газетенках упомянули, что де меценат и ценитель старины. Как это ему пригодится, он и сам не знал, но что пригодится — был уверен.
И вот начался ремонт.
К досаде Михаила, денег потребовалось немало, и не раз он пожалел, что связался с этим домом. Но время шло, внешние работы на фасаде были закончены, настал черед внутренней отделки. Михаил хотел сохранить максимально внутреннее убранство, лишь приспособив к современности. Печи в прекрасном состоянии, центральное отопление замаскировали под стеновыми панелями, заказали стилизованные под старину люстры, привезли паркет в стиле 19-го века.
И вот тут началось...
Вначале была раскурочена стена в гостиной на первом этаже. Рабочие клялись и божились, что ничего не знают. Затем кто-то выломал деревянные стеновые панели, сохранившиеся в бывшей спальне купчихи почти идеально. И вот теперь это… Дубовый паркет, который предполагалось только подновить, был варварски испорчен. А оригинальные изразцы, которые пощадило время, разбиты. И опять нанятый сторож клялся, что ничего не слышал. Веры ему не было, напился, поди, сволочь. Самого бы вынесли — не проснулся.
Дятлов обратился в милицию. Молоденький следователь побродил по дому, записал что-то в блокнот, пробормотал, что разберётся, и больше его Михаил Петрович не видел.
Деньги таяли, а Дятлов уже боялся продолжать ремонт. И все чаще посещали мысли: а не продать ли, к чертям собачьим, этот злополучный дом?
Бывший товарищ по бизнесу говорил полушутя-полусерьезно:
— Давай, Мишка, я куплю у тебя этот несчастный дом. Побыл ты барином, дай я теперь побуду.
Удерживало только уязвленное самолюбие и нежелание продешевить.
Последней каплей стало нападение на сторожа: его оглушили и снова громили дом.
«Продам, к чертям собачьим». С такими мыслями Михаил ехал к тестю на дачу. Тесть был мужик правильный. Когда Дятлов жаловался на свои проблемы, тот внимательно выслушивал его и давал простые советы. И они срабатывали. Вот и сейчас, увидев, что зять в дурном настроении, начал исподволь расспрашивать. А когда Михаил закончил, сказал:
— А съезди-ка ты, Мишаня, в Семеновку. Я ведь из тех мест, ты знаешь. Там женщина одна живет, Валентина. Она может тебе подсказать, кто вредит и почему.
— Какая -нибудь старушка дремучая? Папа, ну ты уж совсем…
— Я тебе дело говорю. Про нее много слышал, даже здесь, в городе, люди ее знают. Что тебе стоит доехать? Пара часов езды — и ты там. И не старушка она вовсе. Не молода, конечно. Но в своем уме. И ЗНАЕТ. Вот чего про нее говорят.
Михаил махнул рукой:
— И съезжу. Хуже уже не будет. Хоть развеюсь...
***
Валентина несла из колодца ведро воды для полива. Шла неспешно, с роздыхом. После легкого инсульта левая нога плоховато слушалась, а колодец был далеко. Почти возле дома ее догнала большая черная машина. Валя остановилась, пропуская.
Машина остановилась. Дверь открылась, и хорошо одетый мужчина средних лет спросил:
— Простите, не подскажете, Валентина Лапина здесь живёт?
— Живёт. А вам она зачем?
— Да как сказать… дело у меня к ней.
— Ну коль дело, так заезжайте прямо во двор. Валентина — это я…
Машина заехала и остановилась. Мужчина вышел и смущенно сказал:
— Значит, Валентина — это вы. А я Михаил.
Подхватил ведро:
— Командуйте, куда?
Через час лунки с огурцами и помидорами были политы, и Валечка пригласила помощника в дом.
— Ужинать будете со мной?
— Да, пожалуй, буду. Проголодался.
Валя принесла молодую отварную картошку, огурчики и квас.
— Гостей не ждала, так что чем богаты...
Михаил махнул рукой:
— Да и так слюнки текут. Сто лет молодую картошку не ел, ещё огурчики с грядки.
Валентина вскипятила чайник.
— Чай какой будете? Магазинный или мой, травяной?
—Травяной, конечно. От одного запаха с ума сойти можно.
— Ну давайте уже, рассказывайте, зачем приехали. Ведь не на чай же.
— Не на чай, хоть он у вас отменный. Меня приехать тесть надоумил. Он из
ваших мест. Я, правда, слабо представляю, чем вы можете помочь. Но это моя последняя надежда.
И Михаил обстоятельно рассказал Валентине о безобразиях, творящихся в купленном доме.
—… и главное, я этого гада поймать не могу. Ночевал сам пару раз — и ничего. А тут вчера и сторожа оглушили, и опять выломали кафель на кухне. Ума не приложу: кто и зачем? Охрану нанимать — дорого. Да и потратился я сильно с ремонтом. Вот жду вашего вердикта.
— Чего ждете? — улыбнулась Валентина.
—Ну решения, приговора… Скажете продать — продам. Устал я, Валя.
— Да я не судья, чтобы приговоры выносить. И сказать сейчас ничего не могу. По утру расскажу, если увижу что. А вы на постой к соседу моему идите, я провожу. Не могу я вас в доме оставить ночевать. Нехорошо это.
— Да не беспокойтесь, я и в машине переночую. Ночи теплые.
— Ну как хотите.
Валентина закрыла за гостем дверь и стала готовиться ко сну. Расчесала волосы, разобрала постель. По привычке прикоснулась к бусам на шее. Рука ощутила тепло.
— Онюшка, помоги. Хороший человек Михаил, хочется ему подсказать...
Уснула Валентина. А Михаил долго ещё ворочался в машине, мысли всякие в голову лезли. Непривычно тихо было вокруг, и звезды, казалось, прямо в окна заглядывали. Михаил уж и забыл, что их столько много бывает.
А Валентине снился дом, богатый, нарядно убранный. Женщина немолодая, но еще красивая и крепкая. И молодой мужчина, похожий на нее.
— Маменька, уезжать надо. Сожгут ведь, как пить дать сожгут. Усадьбу Строгановых сожгли, Кирсановых… Не сегодня-завтра и до нас доберутся.
Женщина вздохнула:
— Уезжай, Саша, Машу и детей забирай и беги. А куда я от батюшки? Он второй месяц не встает. — И ушла в спальню, где лежал в постели старый мужчина.
Вечер. Все та же женщина в пустом доме. В дверь сильно стучат.
— Открывай, ведьма, кончилось твое время.
Барыня бросилась к секретеру, вынула малахитовую шкатулку, подошла к зеркалу, вделанному в стену, нажала на медный подсвечник на раме — и зеркало повернулось. Поставила шкатулку в нишу и вернула зеркало на прежнее место.
— Ну что ж, я готова...
Затем послышалась музыка, разные инструменты одновременно исполняли каждый свое. «Музыкальная школа», — поняла Валя.
И вновь тишина…
А потом увидела мужчину с ломом, он крушил стены и лихорадочно шарил в обломках.
— Да где ж они! — закричал он, и Валентина проснулась.
За окном было уже светло. Валя привела себя в порядок, выглянула во двор: Михаил обкашивал траву вокруг сараев и курятника.
— И где только косу отыскал, — улыбнулась она, любуясь гостем и вспоминая, как косил траву ее Володя.
Валентина вышла на крыльцо.
Дятлов обрадовался:
— Доброе утро, хозяюшка!
— Идемте в дом, мне есть что рассказать.
***
— И по всему выходит, что человек этот знает о спрятанной шкатулке и пытается ее найти.
—Да кто же это, черт возьми? Я и сам то про эти пропавшие драгоценности узнал недавно. Разбирал бабушкины письма и в одном она упоминала о бриллиантах, бывших в семье и пропавших в революцию. Но посчитал это просто мифом. И кто ж этот негодяй, что орудует в моем доме?
— Не знаю, — развела руками Валентина. — Я вам его описала. Да, чуть не забыла… глаза у него разные: один серый, а другой карий...
Михаил рот открыл.
— Что-о? Это точно? Валя, я все понял, мне срочно надо ехать.
Михаил бросился во двор, завел машину, крикнул:
— Я не прощаюсь! — И уехал.
— Вот шатоломный, ускакал, даже вещи не забрал, — покачала Валя головой, подбирая рубашку и куртку с травы.
Лето, между тем, тихонько катилось к осени. В садах наливались яблоки, желтела картофельная ботва. И в один из августовских дней во дворе у Валентины вновь остановилась знакомая черная машина. Валя резала яблоки в тазик на крыльце. Дятлова встретила с улыбкой.
— Здравствуйте, Михаил!
А тот подхватил её в охапку:
— Ну, здравствуйте, волшебница. По-другому и назвать не могу.
Кое-как упросила Валя ее на место вернуть.
Михаил присел на крыльцо.
— В долгу я теперь перед вами, Валентина.
Валя махнула маленьким ножичком:
—Да рассказывайте уже, мне ведь тоже интересно, чем дело кончилось.
А было так. Михаил сразу понял, кто этот человек с разными глазами: товарищ его бывший, Витька Суворов. Разошлись их пути давно, но иногда пивка могли вместе попить. И вспомнил Михаил, что когда дом то он купил, как раз с Витьком они эту покупку и обмывали.
Миша выпил немало, развязался язык, и долго он товарищу рассказывал историю дома, рода Кандауровых, а потом и про драгоценности, пропавшие вроде болтали. И Миша горячо доказывал Витьке, что наверняка ценности в доме спрятаны, где-нибудь укромном месте.
Михаил протрезвел и забыл о разговоре. А Витька — нет.
Пока Дятлов фасад ремонтировал, Суворов в архивах время проводил. Исторические документы читал, план постройки дома изучал. И сделал вывод: клад есть. Не нашли его комиссары, и не вывезли ценности за границу…
И, к тому же, дом не подвергался реконструкции…так, мелкий ремонт.
Вот и начал Виктор поиски. сначала тихо лазил по дому, незаметно стены и пол простукивал. А когда ремонт внутри начался, понял, что искать быстрее надо.
Сторожу пару раз водочки со снотворным подносил, чтобы не мешал дом крушить. А в последний раз пришлось старика вырубить, видно, мало водки выпил. Проснулся от шума, приперся туда, куда не следовало.
Михаил от Валентины сразу в Суворову поехал. И, не ходя вокруг да около, сказал:
— Знаю, погромы в доме твоих рук дело. Не отпирайся, свидетель есть. Так что, либо мне затраты на ремонт компенсируешь и сторожу на лечение, либо я заявление на тебя пишу в прокуратуру.
Блефовал Михаил, но Виктор поверил. Знал свой грех. Деньги привез Дятлову через пару дней. И разошлись на этом.
— А шкатулку-то отыскали?
— Отыскал. Там, где вы и указали, в тайнике за зеркалом. По большей части там семейные документы были, родословная Кандауровых аж с 14 века. Из бумаг я узнал, что расстрелянная купчиха была женой прадеда моей матери, и я тоже из Кандауровых. Были в шкатулке и драгоценности, и червонцы царские. Клад я сдал государству, получил свои законные 25 процентов.
Не думайте, вашу долю я привез.
Михаил положил Вале на колени несколько пачек денег, перехваченных банковской лентой
— Если бы не вы, так бы и лежала шкатулка еще лет сто в тайнике.
Валентина вскочила и процедила, переходя на «ты»:
— А ну забери свои деньги! На кой они мне?
— Ты не понимаешь. Деньги-это свобода! Ты можешь посмотреть мир, можешь купить себе дом в городе красивый, отдохнуть в лучшем санатории, наконец.
Валя покачала головой:
— Мир мы с Володей мечтали посмотреть. Нет его больше, и желания у меня нет куда-то ехать. А в городе дом мне и вовсе ни к чему: я село люблю свое. Здесь и доживать буду.
Зашла Валя в дом и дверью сердито хлопнула.
А Михаил посидел на крыльце, подумал, а потом шлёпнул ладонью по колену, сел в машину да и уехал.
На следующий день Валентина проснулась от шума во дворе. Прислушалась: никак роют что-то.
Вышла во двор, а там машина буровая, и бригада рабочих.
К Вале парнишка подскочил в синем фирменном комбинезоне:
— Здорово, тетка, показывай, куда тебе кнопку ставить, чтоб воду качать.
Валя на тетку не обиделась.
— Неужто вода теперь у меня у порога? Да кто ж вас ко мне направил?
— Вот, смотри. Дятлов Михаил Петрович. Оплатил заказ, под ключ. Распишитесь в приёмке работы.
Когда рабочие уехали, Валентина наполнила ведро водой. Моторчик гудел тихо и ровно. И отключился, как только она нажала кнопку. Валя любовно погладила металлическую колонку:
— Ай да Мишка, догадался ведь, как угодить селянке. Дай бог тебе доброго здоровья!
 


Рецензии