Вишнёвая косточка продолжение

                Вишнёвая косточка (продолжение).

                Вечером я легко нашёл дом с зелёными воротами. Хозяин с нетерпением ожидал меня  и сразу повёл к вишням. Одна из них, средняя, на треть была очищена от ягод. Под ней лежало множество плодов без косточек и роились мухи. Под другими вишнями остатков от трапезы дубоноса было значительно меньше.
                -- Вот эта, средняя вишня, чем-то больше других птице понравилась. Но сегодня днём не прилетала. Я специально травы набросал, чтобы видно было, если опять будет кормиться, но мякоти за день не прибавилось. А ещё я сегодня пугало поставил -- он показал пальцем по ту сторону вишен – на крестовину надел ватник, сверху повесил маленькое ведёрко и на него натянул шапку-ушанку. Думаю – испугается.
                -- Это навряд ли. Дубонос – птица осторожная, но не очень пугливая. В прочем посмотрим…
                -- А ещё я ленточек полиэтиленовых нарезал. Думаю к веткам привязать. Ветер будет их шевелить, и воришка напугаетя
                -- Не знаю, не знаю... воробей бы испугался, а этот… Ладно, давай спрячемся и понаблюдаем.
                -- Ага, я даже скамеечку в малиннике пристроил, пробирайтесь за мной.
                Просидели минут сорок. Прилетала стайка воробьёв. Шумно расселись на яблоню и тут же шарахнулись в сторону при виде пугала. Молодая трясогузка, что-то поискала под вишнями, но заметив пугало сразу улетела.  Сорока, явно летевшая под вишню, вдруг сделала пируэт в воздухе, взлетела на конёк крыши, и испуганно застрекотала. Тоже, видно, пугало узрела. А вот садовая славка, шнырявшая в кусте смородины на пугало совершенно не обращала внимание.
                Наконец прилетела пёстро раскрашенная птица. Она пролетела над нашими головами со стороны огорода и нырнула прямёхонько в гущу ветвей вишни. Мне даже показалось, что она сначала хотела сесть на шапку. Это точно был дубонос. Я их насмотрелся, когда жил на Волге. Там они были настоящим бичём вишнёвых садов. Дубонос  какое-то время сидел на ветке неподвижно. Но вот он лениво потянулся к ближайшей ягоде и легко оторвал её от черешка.
                -- Пошли! – я поднялся, хозяин за мной
                Дубонос равнодушно смотрел на приближающихся людей, потом выплюнул вишенку и сорвался с ветки без единого звука.
                -- Сегодня он уже не вернётся, это точно. Единственное средство, способное отвадить этого воришку от ваших вишен – не давать ему их есть. Днём он не прилетает.  Вы и Ваши два сына организуйте дежурство рано утром и поздно вечером.  Дня три-четыре не давайте ему возможности рвать ягоды, и он забудет дорогу в ваш сад.
                Через несколько дней мой новый знакомый сам пришёл ко мне и принёс трёхлитровую банку вишни. Поблагодарил меня, сказав при этом, что уже через два дня дежурства дубонос перестал прилетать на кормёжку. А в конце августа я сам увидел сразу трёх дубоносов на черёмухе около родника, которые шелушили ягоды, не обращая внимания на людей и автомашины. Больше этих птиц я в посёлке не встречал и даже не слышал о них.
                Но этим не закончилось моё знакомство с дубоносами. Через два года, в начале июня я учился на курсах повышения квалификации в г. Пушкине под Ленинградом. Однажды вечером после занятий гуляя по парку расположенному рядом с общежитием, где нас поселили, я заметил самца дубоноса, скакавшего в молодой траве. Видимо, люди для него были привычны, и он подпустил меня довольно близко. Я ещё удивился, что клюв у него голубой, а не желтоватый, как у того, уральского. Да и общая окраска у этого была розовато-рыжеватая, а не серовато-бурая. Сначала я даже подумал, а не другой ли это вид. Лишь в последствие узнал, что у обыкновенного дубоноса-самца осенью и весной наряды несколько отличаются.
                Так вот, наблюдал я за ним, пока он не взлетел с чем-то в клюве. Проследив его полёт убедился, что он залетел в пышный куст сирени. Осторожно, прячась за деревьями, стал подкрадываться к нему. Дубонос вылетел, и не обращая на меня внимания, пролетел мимо. Приглядевшись, заметил внутри куста тёмное пятно, очень похожее на гнездо. Подумал ещё, если самец кормил птенцов, они бы обязательно пищали. Остаётся два  варианта: либо гнездо в стадии строительства, либо он подкармливал сидящую на гнезде самку. Раздвинул ветки. Сжавшись в комок, не мигая, на меня из гнезда смотрела самка дубоноса. Вместо розоватого и шоколадного, в её оперении присутствовали сероватые оттенки.
                Гнездо располагалось на высоте  около двух метров в развилке нескольких сучьев, и снаружи его стенки и дно были построены из веток и прутиков. Замерить размеры гнезда и яиц было нечем и я не стал спугивать самку с гнезда, тем более боялся, что она может бросить насиживаемую  кладку. Ещё два вечера я ходил к гнезду с линейкой и раздвижным стулом, но самка продолжала сидеть на гнезде. Лишь в день отъезда, рано утром её не было на месте. В гнезде лежало шесть голубовато-зеленоватых яиц, покрытых тёмными пятнами и завитками. Изнутри лоток был выстлан листьями и стебельками трав с примесью небольшого количества корешков. Сделав описание и необходимые замеры гнезда и яиц, я удалился. Отошёл всего на несколько метров, когда подлетела дубоносиха, посидела на ветке, подозрительно поглядывая на меня, и юркнула в чащу ветвей.


Рецензии
Знание - сила!) Без шума и рогатки) отвадили дубоноса от вишни. Интересная хитрость!
Пугала ставим, нарядов не жалеем. Птицы, возможно, не боятся, но соседи здоровались и обижались на отсутствие ответного приветствия.) Со временем привыкли, оценили и ставят целые композиции. А ягоды? Не обижаемся. Кто успел, тот и съел.)

С уважением и огромным интересом,

Елена Владимировна Николаева   30.07.2021 10:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Лена!

Вадим Светашов   31.07.2021 03:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.