От казаков днепровских до запорожских ч. 27

По этой причине враждующие стороны нередко прибегали к помощи казацких отрядов. Некоторые феодалы из таких казаков формировали свои надворные воинские подразделения. Турецкий султан, формально поддерживавший мирные отношения с Польшей и Литвой, в 1497 г. отказался от их соблюдения и решил переправить свое 60-тысячное войско через Дунай, с целью нанесения удара по Молдавии и Украине. Войска Альбрехта, который стал к тому времени королем, поспешили занять позиции у Каменца-Подольского. Венгерский король Владислав прислал им в помощь 11 тыс. воинов, обещал поддержку и Иван III. Узнав о такой солидарности, турки на вторжение не решились. Однако хан Менгли-Гирей всё же прорвался на Украину, прошёл в Галицию и Приднестровье, захватив невероятно большое число пленных. Князья Слуцкий и Острожский настигли его войско под Брацлавом, когда татары уже отходили в степи, и отбили часть пленных. Особого ожесточения татарские набеги достигли в начале XVI в., и прежде всего в годы войны Ивана III и Менгли-Гирея против последнего ордынского хана Ших-Ахмета (1500–1503). Только после окончательного развала Орды и пленения Ахмета крымский хан стал вести разговоры о мире с Литвой, в ходе которых не раз заявлял о своих претензиях на все земли Галицко-Волынского княжества. Впрочем, переговоры, длившиеся 10 лет, никак не мешали набегам. В 1508 г. казаки под начальством брацлавского и виленского старосты князя Константина Ивановича Острожского наголову разгромили отряд татар, грабивших пограничные области Литовской Руси.

Другая часть казаков под командой «славного казака Полюса-русака» уничтожила ещё один татарский отряд. В 1510 г. татарские отряды опустошили Хмельник, Вишневец, Кременец, Львов, Красный став, Брест, Каменец-Подольский, Владимир, Луцк и многие другие города. Захватив большую добычу и 50 тыс. пленных, они беспрепятственно вернулись в Крым. После вхождения земель Руси в состав Литовского государства, а затем Польши, их территория была поделена на староства. В начале XVI в. это были Черкасское и Каневское, а позже число староств увеличилось. В связи с постоянными набегами на южные окраины крымских татар черкасский и каневской староста Евстафий Дашкович и хмельницкий староста Предслав Ляндскоронский были вынуждены организовать отряды, состоящие из казаков приграничья и коренного населения, (стали называться тоже казаками) для отпора крымцев. Так Самовидец отмечает, что Ляндскоронский «фамилии сенаторской с козаками в 1506 року землю турецкую многократно воевал» (16). В 1505 г. польский король Сигизмунд I за службу по охране границ, закрепил земли за черкасами-казаками в Киевском и Брацлавском воеводствах письменной грамотой. Формально вольные днепровские казаки, имевшие какие-то поселения по правому берегу Днепра и в низовьях реки, стали теперь значится в ведении королевских чиновников и старосты Каневского и Черкасского, но реально мало от кого зависели. Грамота 1505 г. чрезвычайно интересна своим содержанием и в ней подтверждается, что черкасы занимали очень большую территорию.

Это земли, лежащие вниз по Днепру и Бугу, до лиманов - «як из виков бувало (как из веков было) по Очаковские улуси; и в гору Богу (Бугу) по речку Синюку (Синюху). От Самарских же земель (приток Днепра - р. Самара) и Самар - старинный запорожский городок на Днепре через степь до самой р. Дон, где казаки запорожские ещё гетмана Ляндскоронского свои зимовники мевали (имели)». Пришло время серьёзно задуматься о безопасности украинских и польских земель. В начале 1511 г. сейм принял решение поставить на оборону Подолии 3-х тыс. войско, а в 1512 г. для этой цели определили ещё 2 тыс. жолнеров. Так постепенно начала складываться система пограничной обороны против татарских вторжений. Польские военные историки утверждают, что система обороны границы состояла как бы из 3-х эшелонов. Первый - составляли казаки, которые вели непрерывное наблюдение за степью, предупреждали о появлении противника и постепенно стягивались ко 2-му эшелону. Второй - состоял из гарнизонов крепостей и крупных отрядов, выдвинутых на наиболее опасные участки границы (переправы, водоразделы рек и т. п.). Его задачей было сдерживать врага до подхода главных сил, составляющих 3-й эшелон. В 1512 г. казаки вместе с поляками под началом князя К. Острожского и Кременецкого старосты Ляндскоронского участвовали в погоне за татарской ордой, вторгнувшейся в южные пределы Великого Литовского княжества. В том же году казаки во главе с Предславом Ляндскоронским ответно напали на Белгород и Очаков. Этот поход имел ясную внешнеполитическую цель – выбить османов из крепостей в устье Днестра и Южного Буга, удалить опасного противника с польских границ.

При пане Ляндскоронском - предводителе низовых днепровских (запорожских) казаков, примерно с 1512 г. Сигизмунд I дозволил им селиться выше днепровских порогов. Права и вольности Черкасского казачества были расширены польским королем в 1516 г. Тогда же свыше тысячи казаков Лянцкоронского и Дашковича ходили походом под турецкий г. Белгород и захватили там много лошадей, скота и овец. На обратном пути, у озера Овидова под Очаковым, турецко-татарский отряд, настиг казаков, но взять реванш не смог и сам был разбит. После подписания в 1512 г. литовско-крымского союза и смерти в 1515 г. Менгли-Гирея Крымское ханство перебрасывает основные силы на Россию, что, впрочем, не прекратило их ежегодных набегов на польско-литовскую границу. И всё же отношения Польши и Литвы с Османской империей становятся спокойнее. Вот что пишет историк В.Д. Назаров в своей книге «Свержение ордынского ига на Руси», - «Османская империя продолжала захватнические войны против краев Центральной Европы, особенно за овладение Венгрией, а также нападала на пределы Российского государства. В этих условиях турецкий султан Селим, проводил политику сближения с Сигизмундом и намерен был заручиться нейтралитетом с его стороны. Что и обусловило заключение договора между Польско-Литовским государством и Турцией (1512) и союза с Крымским ханством (1520)». Именно в 1520 г. обостряется борьба между Россией и Крымом и интенсивность татарских набегов на Русь резко возрастает, что отвлекает крымцев от украинских земель.

Зато активизируется натиск Турции, войска которой в 1524 г. совместно с белгородскими татарами общей численностью 16 тыс. чел. вторглись в Подолию, разорили Львовскую, Саноцкую, Белзскую земли. Королевское войско, как всегда, было не готово дать отпор агрессорам. На борьбу поднимаются отряды казаков из Тарнова, Вишневцов, Буска, Каменца - Подольского и др. Они громили турецких захватчиков над Днестром, на переправах через Дунай, в иных местах. Особенно отличился отряд Я. Тарновского, который нанёс по одному из турецких скопищ неожиданный удар. Исходя из письменных свидетельств, выходец из небогатой мещанской семьи Евстафий Дашкович (по-укр. Остап Дашкевич) ещё в 1500 г. смог объединить разобщённую и неуправляемую массу вооружённых и отважных людей в единое целое, создав, таким образом, праобраз Запорожской Сечи. Он превратил отдельные ватаги бежавших повстанцев и местных вольных казаков-бродников в сплоченное товарищество, в грозный инструмент для борьбы с усиливающейся турецко-татарской агрессией. Сведения о Дашковиче, которыми располагают историки, скудны и противоречивы, однако даже они позволяют судить о нём, как о весьма калоритной фигуре и выдающейся для своего времени личности. Дашкович родился в полесском г. Овруче и очень рано своей храбростью приобрел большое влияние среди запорожских казаков, став их первым кошевым атаманом. В самом конце XV в. он получил или купил должность старосты в городе Кричеве на реке Сож.

В Литовском государстве в период XV - XVI вв. имела место устойчивая практика продаж, как церковных, так и административных должностей. В 1501 г. Дашкович вместе с князем Михаилом Ижеславским возглавлял литовскую армию, посланную на выручку осаждённому русскими войсками Мстиславлю в Белоруссии. Однако, по какой-то причине не поладил с великим князем литовским Александром (он же король Польши с 1501 по 1506 гг.) и был вынужден вместе с кричевским дворянством бежать в Москву, по пути разорив пограничные литовские волости. Там поступил на службу к Великому князю Василию Ивановичу. Согласно договора, татары теперь могли беспрепятственно уводить пленных и вывозить награбленное добро. Когда Мухаммед-Гирей, обременённый огромным полоном и колоссальной добычей пошёл назад в сторону Рязани, Евстафий Дашкович уговорил его совместно осадить город и взять хитростью. Однако воевода И.В. Образцов-Симский-Хабар был начеку. Защитники Рязани огнём артиллерии отогнали вражеские отряды. Отличился немец Иоган Иордан, командовавший крепостными пушками. В 1523 г. против крымского ханства выступили астраханские татары, но были Мухаммед-Гиреем разбиты, а сама Астрахань, удерживаемая ханом Хуссейном, была взята штурмом. Ногайцам, являвшимся союзниками крымчаков, не понравилось такое усиление их ханства, и они вторглись на Крымский полуостров. Одновременно туда выступили и казаки Дашковича. Он был татарами захвачен в плен, но через некоторое время бежал.

Продолжение следует в части  28                http://proza.ru/2020/12/18/1320   


Рецензии