Не раздавайте рыбу подарите удочку

   Молодая женщина становится невольной слушательницей разговора в электричке двух пожилых спутниц, сидящих, напротив. «Ты ведь знаешь, Петровна, я с 17 лет в городе живу, на заводе до пенсии работала. В свою деревню редко ездила, детей одна поднимала. А когда ребятишки подросли, мама стала часто болеть. Я почти каждый выходной стала сюда, к ней, ездить. На заводе смену отработаю, потом в переполненной электричке еду. Помогала маме по дому, садила ей картошку, овощи. Увидела, что у нее кусты ягодные старые – выкорчевала их, новые посадила, кои у соседей приобрела, в городе на рынке саженцы покупала.
    В первые два года ягод немного было, сколько-то для мамы насобирать успею – остальное племянники собирали. Сначала они спрашивали на то разрешение у меня, а потом и без спроса по грядкам пошли. Что тут поделаешь? Дети ведь, витамины им нужны. Приеду на выходные – ягоды почти все собраны, для мамы немного и осталось, а мне уж… Ругать их? Родственники ведь. Потом мама умерла. А я хоть и на пенсии, сюда езжу, не хочется всем попускаться, сколько труда вложено».
    - Ну, а ягоды-то сейчас тебе, наверное, достаются, племянники выросли. Варенья, наверное, много варишь?
    - Да где там, у племянников уже свои дети, теперь они лакомятся. А я уж так за кустами ухаживаю, траву между ими выпалываю, подкармливаю. Пенсия у меня небольшая – надеялась, что ягоды в городе буду продавать.
    - Так ты скажи им, чтобы ягоды-то они у тебя не собирали.
    - Да как скажешь? Родственники ведь, и детки у них малые.
    - Я тебя понимаю, Ивановна. У меня такая же история, только с коровой. Коровку купили, когда детки родились, чтоб свое молочко для них было. Дети выросли, хотели мы корову продать, да внучата появились, им молоко нужно. Детки за молоком каждый день приходят. А как откажешь, родные ведь, да и внучата молочка хотят. Старик-то мой кое-как ведра с пойлом до конюшни доносит, уробленный он весь, и у меня руки болят, кое-как корову выдаиваю.
    - Так ты бы детям корову-то отдала.
    - Да не хотят они, Ивановна, скот держать!
    Тут объявили следующую остановку. Женщина, что сидела напротив, засобиралась.
    Когда подъезжали к станции, она сказала собеседницам:
    - Извините, я невольно слышала весь ваш разговор. Я не люблю давать советы, но мое сердце не выдержало, когда я наслушалась вас. Знаете, как говорят в таких случаях? – «Если у вас много рыбы, не раздавайте ее всем, а дайте им удочки, чтобы эти все сами ловили рыбу».
    И она направилась к выходу.
    - Девушка, - сказала ей вслед Петровна, - у меня же не рыба, у меня же корова!
    - А меня ягодки, а не рыба, - тоже вслед сказала ей Ивановна.
    И вдруг они обе замолчали, задумавшись.
   


Рецензии