Как я начал работать Шокуром

Фамилия Шокур была на слуху среди жителей Хабаровского края в 80-е годы. Шокур Владимир Алексеевич долгие годы работал формально заместителем заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома, отвечающим за организацию медицинской помощи взрослому населению, а фактически первым заместителем. Кроме него было еще два зама. Овчинникова Нина Петровна занималась организацией медицинской помощи женщинам и детям,  а Николай Подольцев – гражданской обороной. О ЧС (чрезвычайных ситуациях) тогда и разговора не было.

Шокур был невысокий, широкоплечий и крепкий мужчина.  Если заведующего отделом Гребенькова Михаила Денисовича чаще видели в президиумах различных собраний и торжественных мероприятий, то Шокура  можно было всегда найти в его служебном кабинете.  Я, как главный рентгено-радиолог края, по должности замыкался на него, но чаще контактировал с Ларисой Степановной Шетенко, бывшей заведующей отделом здравоохранения Хабаровского горисполкома, которую перевели в крайздрав на должность начальника лечебного сектора.  С Шокуром я встречался только на заседаниях краевой аттестационной комиссии, где он был председателем, а я членом комиссии. Да еще пару раз я приходил к нему с предложениями по улучшению работы рентгеновской службы края, а также по новшествам в работу аттестационной комиссии. 

С назначением меня главным специалистом я автоматически становился членом краевой аттестационной комиссии. Председатель её,  заместитель заведующего отделом здравоохранения Шокур В.А. попросил меня присутствовать не только в те дни, когда проходили аттестацию врачи-рентгенологи, но и в другие дни,  задавать вопросы по рентгенологии врачам других специальностей, особенно травматологам, пульмонологам и некоторым другим, которые часто в постановке диагноза ориентируются на рентгеновские исследования. Я уже по своей инициативе разработал требования  к объему знаний и перечню практических навыков, обязательных для врачей первой и высшей квалификационной категории, что позволила более объективно оценивать уровень врачей-рентгенологов.

Я пришел на должность главного специалиста края с должности заведующего рентгеновским отделением обычной городской больницы.  Во время  повышения квалификации в Москве перед нами, курсантами курсов усовершенствования, выступал главный специалист по рентгенологии Минздрава СССР Васильев, который перечислил несколько приказов по рентгеновской службе, ни с одним из которых я не был знаком. После возвращения в Хабаровск я нашел эти приказы в архиве, по ним никаких действий не предпринималось, ими никто не руководствовался, и рентгеновская служба работала по сути дела, в темноте, в прямом и переносном смысле. Я переписал от руки эти приказы, и они стали большим подспорьем в моей работе заведующего отделением больницы.

Поэтому, когда я стал главным специалистом края, первым делом я снова поднял приказы из архива, и решил подготовить проект приказа по краевому отделу здравоохранения, которым довести до сведения руководителей медицинских учреждений края положения приказа Минздрава СССР, и добавить перечень мероприятий, которые надлежит сделать по выполнению этого приказа.

К этому времени у меня уже был опыт подготовки подобных документов. Во-первых, почти десять лет я был парторгом крупной городской больницы, и умел писать постановления партийных собраний. Во-вторых, я был 3 года главным нештатным рентгенологом города Хабаровска и писал подобный приказ.  Так что я написал без особых затруднений приказ отдела здравоохранения крайисполкома, согласовал его с Шетенко, и осталось получить визу Шокура. Я созвонился с ним, он назначил мне время, когда сможет меня принять.

Точно в назначенное время я захожу к нему в кабинет, и между нами состоялся примерно такой разговор.
Шокур: Что пришел?
Я: Вы мне назначили, я принес проект приказа.
Ш: - Некогда мне, уходи.
Но я умел постоять за себя. У меня уже был примерно такой случай во время службы на подводной лодке в должности начальника медицинской службы после медицинского института. Тогда мой командир в центральном посту субмарины, в присутствии  подчиненных, устроил мне грубый разнос без достаточных на то оснований. Я просто повернулся и вышел из центрального отсека. За мной выскочил замполит и спросил, почему я без разрешения ушел, это нарушение устава. На что я ответил, что ругать меня в присутствии матросов тоже является нарушением устава.  Вечером за ужином в кают-компании в присутствии всех офицеров командир извинился передо мной.
Поэтому я ответил Шокуру:
- Я пришел к вам по делу, а не на свидание, тем более что вы мне сами назначили время. Поэтому я никуда не выйду.
Шокур все понял правильно, и мы с ним в течение четверти часа обсудили приказ, и он поставил свою визу.

Вообще, хотя Шокур считался грубым руководителем, любил устраивать разносы, но в те годы это было обычным делом. Точно так же вел себя и первый секретарь крайкома партии А.К.Черный. Они с Шокуром были и похожи по комплекции – невысокие, крепкие. Как и Черный, Шокур был справедливым человеком, просто так никого не ругал, только за дело.

Прошло время, и медицинская общественность края узнает, что заведующий отделом здравоохранения крайисполкома М.Д.Гребеньков ушел с должности.  Поэтому Шокур стал считаться наиболее подходящим кандидатом на должность заведующего отделом. Но вдруг как гром среди ясного неба прошла весть, что заведующим назначен Анатолий Иванович Вялков, много лет до этого проработавший инструктором крайкома партии, занимавшийся здравоохранением. Он до этого работал в Комсомольске-на-Амуре цеховым врачом, заведующим поликлиникой, директором медучилища, инструктором Комсомольского горкома партии.

Здесь я хочу предоставить слова бывшему главному врачу краевого кожно-венерологического диспансера М.Н.Поляченко, вернее, процитирую то, что в несколько лет назад написал в материале о нем.

Еще об одном факте принципиальности Михаила Наумовича я узнал немного позднее. Меня пригласил на работу своим заместителем  Анатолий Иванович Вялков, который был назначен на эту должность примерно за год до этого. Причем его назначение сопровождалось какой-то непонятной шумихой, даже была критическая заметка в одной из центральных газет страны.  А случилось вот что.  Когда по состоянию здоровья ушел со своей должности заведующий отделом здравоохранения Гребеньков,  крайком партии поручил одному из секретарей крайкома Сяваевой провести встречу с главными врачами краевых медицинских учреждений и обсудить кандидатуру Вялкова, в то время инструктора крайкома партии, на должность заведующего отделом.  Сяваева по каким-то причинам не уложилась в отведенные для этого сроки, и не нашла ничего лучшего, как сфальсифицировать протокол собрания главных врачей, которого на самом деле не было.  Михаил Наумович узнал об этом,  счел это непорядочным, о чем и написал жалобу в ЦК КПСС. Он был коммунистом, и состоял в первичной партийной организации отдела здравоохранения крайисполкома. Приехала комиссия ЦК, которая разобралась с этим вопросом. Бюро крайкома освободило Сяваеву от должности, провело собрание главных врачей, которые  и утвердили  Вялкова кандидатом на должность заведующего отделом. Представитель ЦК пришел на собрание коммунистов отдела здравоохранения,  и публично  поблагодарил Михаила Наумовича за принципиальность.   Это  многое говорит для характеристики моего коллеги.

Но вернемся к нашим баранам. Вялков сразу после назначения уехал на курсы повышения квалификации для руководителей органов здравоохранения на 4 месяца в Москву, и Шокур продолжал руководить отделом.  Но вернувшись с учебы, где  Вялков узнал о расширении полномочий местных органов власти в части формирования штатов, он задумал реорганизацию отдела здравоохранения. Одной из задач этого, видимо, явилась цель избавиться от такого опытного и авторитетного заместителя, каким являлся Шокур.  Двум медведям в одной берлоге тесно. Сокращение должности – лучший и законный способ для этого.

Мне часто на первых порах работы в краевом отделе здравоохранения задавали вопрос - как я попал в поле зрения Вялкова? Ведь не секрет, что каждый новый руководитель начинает с того, что подбирает себе команду. Хорошо это или плохо для работы, другой вопрос. В той же Японии при смене первого лица в префектуре (это аналог нашего края или области) вместе с губернатором приходят и его команда, в том числе и руководитель департамента здравоохранения.  Но весь штат департамента остается на местах, в том числе и его заместители. И у них соблюдается строгая преемственность выбранного один раз и навсегда курса развития отрасли.  А у нас "новая метла метет по новому", и поэтому все время шараханья из одной стороны в другую.

Я  попал в поле зрения Анатолия Ивановича, будучи его знакомым уже больше 20 лет. Он более внимательно проанализировал мою предыдущую деятельность, и как партийный руководитель со стажем, обратил внимание не только на профессиональную, но и партийную сторону её.

Мое приглашение на работу в отдел здравоохранения произошло после проверки деятельности рентгеновской службы края комиссией во главе с главным рентгенологом РСФСР профессором П.В.Власовым.  Когда он докладывал итоги проверки, высоко отозвался обо мне как главном специалисте края.  Отметил Власов  мое неординарное мышление к  подходу в оценке деятельности рентгеновских служб городов и районов края.

Сразу после подведения итогов проверки в отделе здравоохранения я проводил Власова на вокзал, он  уехал во Владивосток, а мне было предложено Вялковым А.И. вернуться  в отдел здравоохранения на беседу. Для какого вопроса, я не знал, и гадал всю обратную дорогу. Но все мои потуги угадать были напрасны, так как разговор лишь очень кратко пошел на тему проверки, и сразу же повернул в другое русло.

В присутствии первого заместителя заведующего крайздравотделом Чебаненко В.П. мне была предложена должность заместителя заведующего отделом здравоохранения, что было совершенно неожиданно не только для меня, но, как потом выяснилось, для всех врачей края. Мне было предложено возглавить организацию оказания медицинской помощи взрослому населению края. На вопрос, чем же руководствовался Вялков, приглашая меня, не лечебника, на эту должность, он сказал примерно следующее: «Вы хорошо зарекомендовали себя как руководитель партийной организации крупного лечебного учреждения.  Заведующий рентгеновским отделением многопрофильной больницы, где оказывается медицинская помощь именно взрослому населению,  и через рентгеновский кабинет проходят больные самого различного профиля. Хороший организатор очень важной рентгеновской службы края.  Очень оперативно «разрулили» непростую ситуацию с чернобыльцами и очень четко обо всем доложили в Минздраве  РСФСР. Получили очень лестную оценку своей деятельности из уст главного специалиста республики Власова. Все это свидетельствует о Вашем высоком уровне врача по организации здравоохранения, что и позволило краевому отделу здравоохранения остановиться на Вашей кандидатуре». Я сказал, что для меня это очень неожиданное предложение и мне надо подумать над ним. Вялков и Чебаненко согласились с этим и дали мне неделю для окончательного принятия решения.

В душе я понимал, что мой предшествующий практический опыт может помочь справиться на новой должности. Три года службы на подводной лодке в должности начальника медицинской службы, когда комсомольцы  избрали меня своим комсоргом,  и мне приходилось проводить необходимую работу в экипаже. Одновременно я был пропагандистом в группе  матросов и старшин по проведению политических занятий. Потом 12 лет работы в большом коллективе  многопрофильной городской клинической больницы. Как заведующий отделением я много общался с профессорско-преподавательским составом медицинского института. Десять лет был парторгом больницы, в которой насчитывалось  2,5 тысячи сотрудников и парторганизация в составе 80 человек. Это позволило на практике приобрести опыт работы с разными людьми – партийными работниками, руководителями предприятий, простыми тружениками и с разными категориями медицинских работников – врачами, средним и младшим персоналом.  Потом полтора года работы в качестве главного рентгено-радиолога края позволили познакомиться со всеми крупными медицинскими учреждениями края и их главными врачами.

Неделя прошла в тяжелых раздумьях над этим предложением. Жена была против,  мама сказала, что это высокая должность и надо все взвесить, но она в этом ничего не понимает, и все равно решать придется мне. К окончательному решению я не пришел, даже идя в отдел здравоохранения крайисполкома, и наш разговор с Вялковым и Чебаненко был довольно длительным. С обоих сторон выдвигались разные аргументы, но всё же их было двое, а я один, и они меня убедили согласиться на предложенную мне должность. Мне было жаль покидать уже ставшее привычным кресло главного рентгенолога края, покидать хоть небольшой, но дружный коллектив рентгено-радиологического отделения Хабаровской краевой больницы, и сразу после ноябрьских праздников 1988 года я был переведен на работу в отдел здравоохранения Хабаровского крайисполкома.

Думаю, Вялков потом не пожалел, что уговорил меня прийти работать в краевой отдел здравоохранения.  Все годы работы с ним он ощущал от меня большую поддержку и помощь, а в последний период моей работы при нем и конкуренцию.

Я занял должность заместителя заведующего отделом здравоохранения по организации медицинской помощи взрослому населению. Под моим непосредственным руководством было несколько человек. Заведующая лечебным сектором Шетенко,  специалисты этого сектора Балабушко и Серенко, главный  терапевт Ганенко и главный хирург Шмелев.  В первый год работы мне существенную помощь оказывала Шетенко Лариса Степановна. Бывшая заведующая Хабаровским горздравотделом, опытный организатор здравоохранения, она была рада моему назначению в отдел.  Потому что еще 10 лет назад она разглядела у меня задатки организатора здравоохранения и предложила мне должность главного врача больницы № 10, а потом назначила меня внештатным главным рентгенологом города.  И вот мы снова работали с ней.  И работали очень дружно.

Я занял прежнюю должность Шокура с несколько измененным названием, но не его кабинет. Там уже был новый хозяин – Валерий Петрович Чебаненко, ставший первым заместителем заведующего отделом здравоохранения, это новая должность, которой до этого не было. Но меня кабинетом не обидели, выделили очень большой, и это позволяло проводить совещания со многими главными врачам краевых и центральных районных больниц, которые оказывали медицинскую помощь взрослому населению края.

Приход на новое место работы всегда непрост. Новые люди, новые устоявшиеся принципы работы, с которыми предстояло познакомиться. Но врожденная коммуникабельность и опыт предшествующей работы  помогали мне найти правильный подход к своим коллегам по отделу здравоохранения.  Вдобавок два обстоятельства позволили мне показать себя с хорошей стороны.  Чуть-чуть поподробнее о них.

На 23 феврали 1989 года я решил одеть свою парадную военно-морскую    форму на праздничное чаепитие с поздравлением мужчин отдела. Надел белую рубашку с форменными брюками и черным галстуком, парадную тужурку пока повесил в шкаф и одел какой-то свитер. Так что до поры до времени я выглядел как обычно. Но приближался час мероприятия. Я одел парадную форму, прицепил кортик и стал ждать приглашения.  С таким приглашением в кабинет заглянула сотрудница Романова. Вначале опешила, увидев за столом незнакомого  офицера,   но   потом   узнала   меня,  пригласила в кабинет заведующего отделом, где проходило чествование.   И выскочила из кабинета. Послышались возбужденные женские голоса в коридоре.  Когда я вышел из своего кабинета, все собравшиеся в коридоре женщины разглядывали меня во все глаза.  И потом я в своей парадной форме был украшением торжественного мероприятия в честь очередной годовщины Советской Армии и Военно-морского флота.

Поразив сотрудников своим внешним видом, я решил поразить их и другими талантами.  На день 8 марта решил сделать  стенгазету со стихами в честь женщин.  Для этого попросил написать короткие четверостишья   мою   бывшую  подчиненную   по 11-й больнице Галину Шабурову, отличающуюся поэтическим даром. Для этого охарактеризовал большинство сотрудников.  Она все написала, я на листе ватмана изобразил  стихи и кое-что другое. Сделали планки сверху и снизу листа и подвесили газету на веревочку. В назначенное время чествования женщин 7 марта 1989 года все собрались в отведенном для этого события кабинете и я, войдя последним, стал держать стенгазету в руке и  читать стихи, где были загадки. А сидящие женщины старались отгадать, в чей адрес они написаны.  Мероприятие прошло на ура,  и потом эта стенгазета несколько лет висела в кабинета сотрудников сектора  по гражданской обороне  нашего отдела.   После этого многие сотрудники часто вспоминали об этом мероприятии и просили повторить. И они проводились, но это были уже повторения, эффекта неожиданности уже не было. Так я влился в коллектив отдела здравоохранения крайисполкома.

Хочу рассказать и о других изменениях в составе штаба отрасли. Вскоре был отправлен на пенсию еще один ветеран краевого отдела здравоохранения Подольцев, заместитель по гражданской обороне (ГО). Его сменил Мамыкин Вадим Иванович, пришедший с должности начальника медицинской службы Дальневосточного управления гражданской авиации.  Все последующие годы мы работали с ним в самом тесном контакте, он много помогал во время выездов в Москву и районы края с обеспечением авиационными билетами.  Постепенно он, как и я, становился все более компетентным в решении задач, стоящих перед ним лично и перед возглавляемой им службой.  Ему в первую очередь стала подчиняться так называемая «Санавиация» и все подстанции скорой помощи в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

Некоторые   должности занимали старые работники отдела, которые хорошо зарекомендовали себя уже не один год.   Ветеранами отдела были экономист Соловьев, кадровик Шубина, секретарь заведующего отделом Бескоровайная, главный педиатр Цукерман и   другие.

А вот некоторые пришли на свои должности совершенно недавно, как например, главный бухгалтер Писарева Любовь Васильевна, которая пришла на эту должность с должности главного бухгалтера  краевой станции переливания крови.  При ней были приняты на работу несколько молодых бухгалтеров и экономистов в возглавляемый Писаревой планово-экономический сектор.  Все они довольно быстро влились в коллектив отдела здравоохранения крайисполкома.

Вот с этими сотрудниками мне предстояло проработать не один  год. В те годы штат сотрудников отдела здравоохранения крайисполкома был небольшой, около 30 человек, что намного меньше нынешних штатов органов управлений в регионах, которые имеют около сотни штатных должностей,   а то и более.

Мне позже рассказывали мои коллеги-рентгенологи, что,  когда они звонили мне в кабинет главного рентгенолога, им отвечали, что Щербаков здесь не работает.  А на вопрос, где он работает, был ответ – Шокуром. Но это было недолго, все в крае скоро узнали, что есть заместитель заведующего отделом здравоохранения крайисполкома по фамилии Щербаков.

Несколько слов о судьбе Шокура. После ухода из отдела здравоохранения крайисполкома он устроился работать врачом-хирургом в краевую больницу, причем вначале на должность дежуранта.  Через несколько лет умер, от инсульта, если мне не изменяет память. Я не смог присутствовать на похоронах, в эти дни находился в служебной командировке. 


Рецензии