Мой египетский сад. Мирт

Myrtus communis (мирт обыкновенный, "хет-дес", т.е. "режущее дерево" по-древнеегипетски)

В средиземноморских предгорьях, где испокон века велась нещадная вырубка лесов, раны природы затягивал маквис – густая смесь красивых, но часто очень колючих кустарников. На безжалостном летнем солнце, отражающемся и от моря, в недрах маквиса, растения которого обильно источали смолы и эфирные масла, часто вспыхивал огонь. Но маквису это и надо – пожар не пускал на занятые им земли новые дебри, а сброшенные семена прорастали под этим жертвенным пеплом. В древности частично маквис мог расти и в египетском и ливийском приморье.

Он дал человеку много садовых культур: гранат, витекс священный, букс, можжевельник, оливу, кипарис, инжир, унаби, фисташку, ладанник (источник ароматической смолы лабданум) и дрок, по одной из версий – компонент таинственных курений кифи... И среди них был мирт – нигде в мире, по словам античных авторов, он не был так чудесен, как в Египте. На египетской земле, как писали Плиний и Теофраст, мирт набирает особенную силу аромата, ни с чем не сравнимую. И она сразу уходит в масло, стоит залить им ворох тёмно-зелёных блестящих листьев и жемчужно-белых цветков. Так рождаются знаменитые на весь свет египетские бальзамы.

А синие ягоды египетского мирта изумительны на вкус и подобны вину – то же самое говорят о египетском гранате. В Египте ничто так не ценили в парке у дома и храмов, как растения, источающие аромат. А мирт ароматен "насквозь" – ему уступает даже самбак, сбрасывающий цветы короткой египетской зимой. В родичах мирта – австралийские эвкалипты, славные своей бальзамной антарктической свежестью. В Греции венком мирта, цветами Венеры, украшали невесту в день свадьбы, и эта традиция жива до сих пор, хотя во многих местах мирт заменили цветы померанца, завезённого арабами. В греко-римский период египтяне могли и перенять этот обычай, хотя у них символом непорочности была водяная лилия, которую не в силах запятнать грязь окружающих её болот.

Впрочем, ничто не мешало им и просто плести на любой праздник венки из мирта – так он совершенен и стоек. И он очень целебен. В папирусах египетских врачей листья мирта названы "божественными". В косметике и медицине мирт ценился не меньше, чем можжевеловые ягоды, ладан или пихтовая смола. Он шёл, главным образом, на микстуры от кашля и припарки, которыми обёртывали грудь при бронхите. Мирт, как считалось, снимает не только лишь воспаления кожи, но и нервный тик лица – им даже окуривали больного, как ладаном. У коптов по традиции кожные болезни лечились смесью эфирного масла мирта (дистиллята), рубленой свежей руты и тёртых минералов.

На снимках: мирт с плодами и цветами; осколок древнеегипетского полихромного изразца с изображением ветви дерева с заострёнными листочками (ГМИИ им. Пушкина, инв. № I.1.a 4576).

Источники:

Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. "Травы Древнего Египта"/An Ancient Egyptian Herbal. Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche.

Теофраст. Исследование о растениях/пер. М.Е. Сергеенко, ред. И.И. Толстого и Б.К. Шишкина. IV век до н.э. (ок. 370 – ок. 287 до н.э.)

Маквис // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Ребрик В.В. Древнеегипетская магия и медицина. - СПб.: Алетейя, 2016. - 320 с.


Рецензии