My pain

Нет покоя, нет пути назад, нет утешения и нет скорби.
( с ). Lacrimosa.

Екатерина прогуливались по своему роскошному саду в Царском Селе, и не подозревала о том, что замыслил ее старший сын. На кануне они очень сильно повздорили, и юноша решился на убийство, его поступками часто руководили чувства, а не здравий смысл и рассудок.

Зарядив пистолет, Павел отправился на улицу. Императрица не спеша бродила по зеленым лабиринтам Царскосельских скверов, в руках Екатерины Алексеевны была веточка с какими-то красными цветами, которые сладострастно пахли. Ее мысли витали в облаках и строили самые радужные воздушные замки, она слегка скучала, что рядом с ней нету ее подруги - милой и нежной княгини Екатерины Дашковой, но сейчас ее мысли были полностью заняты Григорием Потемкиным. Екатерина не заметила, как дошла до фонтана, около столика ее дожидался тайный советник Степан Шешковский, но не успела императрица подойти к столу, как перед ней и Шешковским возник Павел. Он очень эмоционально начал свой монолог, мальчик начал с самой больной темы для Екатерины Алексеевны:

– Почему я не могу поклониться могиле отца? Почему я не могу отдать сыновьи почести? Почему? – юноша, казалось, готов был припомнить все своей матери! Екатерина спокойно стояла перед сыном и нюхала цветы. Тайный советник испуганно переводил взгляд то на императрицу, то на цесаревича. Павел демонстративно достал заряженный пистолет и направил его на свою мать. – Что с лицом матушка? Вы на Петра Федоровича так же смотрели?! Когда со своим любовникам лишили сначала короны, а потом и жизни! – на глазах женщины выступили слезы, но она не смела плакать. Перед ее глазами проплывал тот самый день. – Теперь Вам и старый любовник не нужен? Его Вы тоже убьете без раздумий, Вы вообще без раздумий лишаете людей жизни, любви! Вы закон Божий читали? Что там о любви к ближнему знаете? Нет! Все у вас показное: доброта, справедливость, поэтому когда ты умрешь никто не заплачет!
– Павел Петрович! – медленно произнесла императрица Екатерина Алексеевна. – Вот я перед вами, стреляйте!

В этот момент в Павле что-то сломалось и его рука дрогнула, он медленно опустил пистолет и поспешно удалился. Женщина медленно опустилась на стул. В голове вертелся только один диалог с Екатериной Романовной через несколько дней после смерти Петра:

- Как меня взволновала, даже ошеломила эта смерть!
- Она случилась слишком рано для вашей славы и для моей!

Она ничего не слышала, что ей говорили окружавшие ее люди. Екатерина знала всю правду, в ее шкатулке лежало письмо-исповедь убийцы. Если бы в этот момент рядом находилась та маленькая восемнадцатилетняя девочка, которой удалось организовать переворот, то она бы смело высказала Павлу все, что она думала по этому поводу. Екатерина Дашкова не могла терпеть, когда клеветали и всячески пытались очернить императрицу, она была готова защищать ее и языком, и пером.

После этого происшествия прошло много лет. Екатерина Алексеевна провела много знаковых реформ и выиграла множество войн, при ней земли империи значительно расширились. За всю свою деятельность императрица получила прозвище Великая. Но установить нормальных отношений с сыном так и не удалось, в их жизни были то жаркие батальные споры, то холодно-тонкое перемирие.

Императрица питала надежды и светлые чувства к своему внуку – Александру. Именно в нем она видела свое продолжение, в этом талантливом белокуром мальчике с голубыми глазами. 6 ноября 1796 года Екатерина Великая скончалась. Павел долго рылся в бумагах покойной матушки в поисках завещания и обнаружил письмо от Алексея Орлова, открывавшем всю правду о смерти его отца. Новый император поручил прочитать это письмо князю Безбородко и он прочел его. Павел долго думал и размышлял, перекрестясь он воскликнул:

- Славу богу! Это письмо рассеяло и тень сомнения, которая могла еще сохранится у меня.

Казалось бы Павел был наконец счастлив узнать, что мать не причастна к смерти отца, но с другой стороны у него оставалось еще множество обид на свою Великую матушку, возможно он даже частично ее простил за некоторые обиды, но как известно его поступками руководили чувства и настроение, а не здравый рассудок. Как известно время не лечит ран…


Рецензии