Как Ходжа Насреддин пролетел

Однажды в суровую зиму у овец Ходжи Насреддина закончились корма. И взять их было неоткуда. И денег нет, чтобы купить. Да и у кого? Вокруг такие же бедолаги. Самим не хватает.

Сел Ходжа Насреддин у окна и стал крепко думать:
– Где раздобыть корма? Разве что у муллы? Но мулла скряга. Жадный до невозможности. Хотя и богатый. У него и овец своих много и кормов для своих овец прорва. Но он не даст. А мои овцы, ясное дело, сдохнут от голода. – Это, как пить дать. Что же делать?

Думал, думал Ходжа и плюнул:
– Да пропади оно всё пропадом! Пойду к мулле. – И пошёл.

Пришёл Ходжа Насреддин к мулле и говорит:
– Дорогой мулла, у меня к тебе большущая просьба. Не откажи!

– Ну что ещё за просьба? – Недовольно поморщился мулла. – Говори по быстрому.

– Я старый человек мулла.

– Ну.

– Силы меня покидают.

– Ну.

– Мне уже надо подумать о душе.

– Ну.

– Трудно мне управиться со своими овцами.

– И-и?

– Вот я и подумал. Забери, мулла, всех моих овец себе. Вот, при свидетелях прошу! Забери. Даром отдаю. Только… Я тебя прошу… Когда я буду помирать, прочти надо мной хорошую отходную молитву. Проникновенную, длинную, как ты умеешь. Чтобы дошла она до самых ушей Аллаха! А-а? Как?

– П-ф-ф! Да, конечно же, дорогой Ходжа Насреддин, конечно! – Мулла обрадовался. Так и просиял весь своей толстой мордой. – Я тебе такую отходную молитву прочту, что все вокруг рыдать будут!

– Обещаешь?

– Даже не сомневайся! Вот, при свидетелях тебе обещаю. Сделаю.

– Тогда я пошёл за овцами?

– Иди, дорогой. Иди!

Ходжа Насреддин ушёл за своими овцами. А мулла от радости стал ходить взад вперёд по дому и руки потирать от удовольствия.
– Что значит хорошо поставленная религиозная пропаганда среди населения! А-а? Сплошные прибытки! – Думал мулла. – Надо будет удвоить плату за молитву во спасение души. Зима суровая. Скоро они все ножки протянут, и потянутся ко мне со своими подарками. Будут умолять меня замолвить словечко за них на том свете перед Аллахом! Придётся. Куда деваться? – Надо. Такая у меня служба. Божий человек. Миссия у меня такая. Буду работать не покладая рук… Не отходя от кассы… То есть от священного Корана. – Думал мулла.

А в это время Ходжа Насреддин пригнал всех своих немногих овец на двор муллы и ещё раз напомнил ему про отходную молитву, которую он обещал прочесть над Ходжой, когда тот станет помирать. Тот сказал, что всё будет в лучшем виде. Не сомневайся! И Ходжа ушёл к себе домой.

Прошла зима. Настала весна.

Ходжа вышел на порог дома. Посмотрел на яркое весеннее солнышко. И подумал.
– Однако пора идти к мулле.

Надел он походные сапоги, дорожный халат. Подпоясался. Перекинул через плечо испытанный в походах хурджин. Взял в руки крепкую палку в качестве посоха и отправился к мулле.

Мулла встретил его словами:
– А-а, это ты, Ходжа Насреддин, как твоё здоровье?

– Плохо, мулла. Того и гляди помру.

– А чего же ты дома не сидишь? Зачем одел дорожный халат? Сапоги? Хурджин на плече? Не иначе ты куда-то собрался?

– Собрался, мулла.

– Куда же?

– Надо побывать на могилах предков. Не хорошо отправляться на тот свет, не посетив родные могилы.

– А где похоронены твои предки?

– В Бухаре!

– О-о-о! Путь не близкий.

– Ясное дело. Так что, мулла, надень сапоги покрепче и дорожный халат попрочнее.

– Я?! – Удивился мулла.

– Да.

– А я-то с какой радости?

– Как с какой? –  Удивился уже Ходжа Насреддин. – Ведь у нас с тобой уговор. Ты же обещал прочесть надо мной хорошую, длинную, проникновенную отходную молитву!

– Ну!

– Вот и я говорю. Ну!

– Ничего не понимаю. Я-то зачем отправлюсь с тобой?!

– Как же? А если я в дороге помру! Кто будет читать надо мной молитву? А?

– Нет. Скажите на милость! Ну ты и придумал! Ты в своём уме? Я что же теперь до конца твоих дней за тобой следовать должен? А если ты ещё, не дай бог, лет 5 проживёшь? А тебе приспичит, к примеру, на Бахчисарайский фонтан взглянуть? Я что же должен за тобой везде ходить?

– Уговор, мулла. Тут ничего не попишешь. У меня и свидетели есть. Верно ведь? Ну-у! Вот и они говорят, что всё так и было. Так что собирайся, мы идём в Бухару на могилы моих предков.

– Чёрти что! Прости господи. Тьфу! Забирай своих овец, Ходжа. И чтобы духу твоего на моём дворе не было. Я считаю наш договор недействительным. Придумал! А-а? Каков нахал! Чтобы я за ним мотался, как нитка за иголкой! Иди. Иди отседова. Даже слышать ничего не хочу. Забирай овец и уматывай.

Забрал Ходжа Насреддин своих овец. Выгнал их со двора муллы. И погнал к своему дому.
– Идите, идите. Чего встали? Ишь, разжирели на кормах муллы! Домой дорогу забыли. Вот незадача! Как это я пролетел с отходной молитвой? А? Обманул меня мулла! Как есть, обманул. Богатый. Жадный. Ещё и обманщик оказался! Ну, надо же? А я-то, дурак, размечтался. Думал, прочтёт мулла такую молитву… Такую хорошую! Думал в рай попаду! Вот незадача. Как есть – пролетел! Теперь помирать нельзя. Теперь снова своих овец пасти надо. Хорошо хоть весна настала. А то, не дай бог… Как эту зиму пережили? Случайно. Честное слово, случайно. Просто повезло. – Видно есть Аллах на небе. Он всё видит. Помог. Спасибо тебе, дорогой!

И он погнал своих овец дальше. И всю дорогу сокрушался. Как же он пролетел с отходной молитвой!






20:38:18 10.06.2021          1F94E95BE440


Рецензии