Эпилог

   Итак, я рассказал и показал Вам несколько страничек из прошлой устьвымской жизни семидесятых, настолько, насколько я это смог сделать.

   Да, конечно, это не историческая справка в строгом понимании этого слова, а просто воспоминания человека, жившего в то время в Усть-Выми, так что уж не судите строго. Возможно, кому-то покажется маленьким объем этой книги, у кого-то есть другая точка зрения на события, другие воспоминания – более яркие и объемные, напишите про них сами, а я написал о своих чувствах, мыслях и ощущениях – всего того, что осталось у меня от тех лет, прожитых в далеких семидесятых прошлого столетия!

   Я не стал писать здесь подробно об истории и людях совхоза «Усть-Вымский», затрагивая лишь некоторые стороны его дятельности, хотя вся жизнь села была неразрывно связана с этим предприятием. Мне кажется, что воспоминания о совхозе «Усть-Вымский» должны быть изданы отдельной книгой, написанной более компетентным человеком в этом вопросе, нежели я.
   То же самое я могу сказать и об Усть-Вымском детском доме. Нельзя писать о том, что ты не видел или недостаточно хорошо знаешь. Выдумать можно, но далеко не всегда и уж явно не в этом случае.

   Интересно, что когда начинаешь что-то вспоминать, вроде все помнишь, все перед глазами, как вчера. Но, как только начинаешь считать года, когда это было, вспоминать точные цифры и даты, нередко начинаешь путаться и поневоле задумываешься – а тогда ли это было? И думаешь потом – а было ли это вообще, а если и было, то со мной ли это все произошло? Но ведь было же, было!

   Я уже почти сорок лет не живу в Усть-Выми, бывая здесь лишь в гостях у друзей, на кладбище, посещая могилы родных, да еще, чтобы просто посмотреть на родное село. Но никогда, ни на один день, я не забывал, что я устьвымский, потому что никак нельзя забывать ту землю, на которой ты вырос, в которой твои корни, которая стала тебе родной на всю жизнь.

   Иногда я приезжаю в Усть-Вымь и хожу по улицам, вспоминаю своих родных, друзей и знакомых, и мне кажется, что все это было вчера. И, кажется мне, что сейчас вновь в двухэтажке высунется вдруг из окна голова дяди Миши Батманова, и он своим сиплым с хрипотцой голосом крикнет: «Игорь! Домой!». И встретится мне дядя Коля Мацаков и спросит, как в юности спрашивал нас: «Что, хлопцы, в кино собрались? А какую сегодня картину показывают?» (Я не слышал, чтобы он говорил при мне слово «фильм», предпочитая ему старомодное слово «картина»). И снова я сяду на табурет, а дядя Боря Кожухов пощелкивая машинкой для стрижки предупредительно спросит меня: «Тебя как, с чубчиком?» И опять так же, как много лет назад, нестерпимо заболит зуб и помимо воли потекут слезы, а мама посадит меня ласково на свои колени, прочтет сказку и все будет хорошо…

   Кто-то сказал, что нельзя жить прошлым, нельзя будущим, надо жить настоящим. Может быть, это и правильно, только прошлое тоже никак нельзя забывать, ибо из того самого прошлого получились мы сегодняшние и не было бы без него никакого завтрашнего будущего. Впрочем, иногда что-то хочется забыть, что-то вернуть, что-то переделать. Но не получается, к сожалению, уже ни первое, ни второе, ни третье…

   Писатель Юлиан Семенов как-то сказал, что нельзя отказываться от своего счастья, каким бы маленьким оно ни было. А ведь прошлое - это даже не маленькое счастье, это счастье большое, это - наша история и отказываться от нее никак нельзя. Потому, что не знать её - это, по крайней мере, стыдно, так как новый мир, он продолжение старых историй и воспоминаний, на которых держится вся суть прошедшего и происходившего в разное время. В конце концов, пройдя эту жизнь до финала, мы тоже когда-нибудь будем прошлым…

   Я от всей души благодарен всем, кто, так или иначе, внес свой вклад в создание этой книги. Кто-то помог мне фотографиями, кто-то воспоминаниями, кто-то просто поддержкой этого проекта, который казался мне вначале простой блажью. Скажу честно, я не рассчитывал написать столько текста и обработать такой объем фотоматериалов, который получился на сегодняшний день. Но по мере того, как я стал получать поддержку друзей и знакомых, я понял, что планировавшаяся к очередному юбилею статья в несколько десятков страниц стала превращаться в книгу. Многие из тех, к кому я обращался, в свою очередь сказали мне спасибо, за то, что я разбудил их память, заставил вспомнить свой старый дом, родителей, друзей, знакомых и просто каких-то людей, которых они знали раньше.

   Спасибо всем большое!
   А на прощание я хочу, чтоб вы прочли несколько строк из моего старого-старого стихотворения про Усть-Вымь.

Итак, опять я посетил
Все те места, где раньше жил…
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

Как много связано с тобой,
Такой привычный и родной,
Такой уютный мой Усть-Вымь,
В тебе все детство, словно дым…
В тебе вся юность, все дела!
О память! Ты во мне жива!
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

И только с грустью иногда
Я вспоминаю времена,
Когда я в старом доме жил…


Все. Конец!

 Фото: Село Усть-Вымь зимой. Фото 2000-х гг. из доступных источников Интернета


Рецензии
Всю историю познать невозможно, но если постараться, можно даже изучить, благодаря таким летописцам, как Вы, Сергей. Вы соединили автобиографию с историей своего родного края. От всех читателей с благодарностью большое спасибо.

Орлов Игорь Борисович   15.10.2021 11:29     Заявить о нарушении
Большое спасибо за столь высокую оценку
моего скромного труда, Игорь Борисович!
Очень рад, что Вам понравилось!

С благодарностью,

Косолапов Сергей   15.10.2021 20:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.