Поездка в Псков

« Чуден град сей!» - эти строчки могли бы красоваться на здании вокзала Пскова или стать эпиграфом к рассказу об этом городе.
  Приезжаю в Псков рано утром. Станция небольшая, совсем провинциальная, хотя здание вокзала – памятник архитектуры 19 века, охраняется государством. Но, как известно, Россия начинается с провинции. Заезд в отель в два часа дня, и я решаю прямо с вещами осмотреть Кремль, благо , из вещей у меня лишь небольшая сумка.
 Смотрю в окна автобуса, вполне довольна мелькающими видами. Улицы широкие, много зелени и совсем не видно многоэтажек. К счастью, историческая часть города сохранена, можно сказать, в первозданном виде. А немного позже, уже пешком гуляя по городу, удивлялась я все больше и больше: с какой любовью и заботой обустроены парки и набережные, площади и проспекты. Город совсем небольшой, километров десять в самой его длинной части. Великое множество церквей, хотя хочется их называть храмами, более подобающе по возрасту и архитектуре . Место, где стоит Кремль, а здесь он называется Кром, выгодно с точки зрения обороны. С одной стороны река Великая, с другой река Пскова, которая и дала название городу. Помимо главного Троицкого храма рядом, закрытая лесами, Троицкая колокольня. Интересны сами сторожевые башни, крепостные стены, внушительные и строгие. Просторная площадь, на которой сразу представляешь псковский люд давних времен: тут и воины в кольчугах со стрелами и мечами, и женщины в длинных, просторных сарафанах, в платках и очельях, тут и лошади, и телеги. Шум, крик – готовятся к обороне. Здесь все дышит историей, и это ощущается очень зримо.
Мое знакомство с городом продолжается. Оставила вещи в отеле, который достаточно далеко от центра, но, что для псковитян далеко, для нас обычное дело. Я вновь у Кремля, на этот раз гуляю по набережным и не могу насытиться. Никакой усталости после ночного переезда на поезде и утренней «пробежки». Я подобно ловцу жемчуга: ныряю в лабиринт улочек и переулков, в гущу раскидистых старых дубов и кленов. Лишь только мелькнет купол храма, часть белой монастырской стены, зазвучит колокол на звоннице, бросаюсь я за своей добычей, а потом любуюсь ею и не могу насладиться. Все в них удивительно: цвет темных куполов в сочетании со светлыми стенами, подобно воинам в шлемах и праздничных рубахах, простота и законченность построек, без излишнего украшательства и пышности, по-северному сдержанно, крепко, немногословно, и в этом скрыта не только мощь и сила, но и святость, намоленность этих мест .
К вечеру попадаю в номер совершенно влюбленная, а завтра Пушкиногорье. Выезжать надо рано, заказываю такси и без четверти семь я уже на автовокзале. В автобусе в основном экскурсанты, кто парами,  а кто, как и я, в одиночестве. Из-за карантина сидим с интервалом, и я рада, что нет рядом докучливых собеседников, которых тянет пооткровенничать, рассказать о своих проблемах, планах на жизнь, упомянув и родословную, и профессию, и все, все, все, что в принципе никого не интересует. Стараюсь подремать, а в голове мысли о Пушкине, о предстоящей встрече с его родиной. Удивительное совпадение: а ведь именно сегодня день рождения поэта!
  Пушкин…Хрестоматийный, с тугими кольцами черных волос, с признаками африканской крови в цвете лица и профиле, глядящий на нас со страниц школьных учебников, с известного портрета Кипренского, имя, которое мы знаем с детства. Имя – легенда, имя – выстрел, имя – услада. А его герои!? Кто же их не знает: жадная старуха у самого синего моря, Балда с чертями, карлик – колдун, изумительные герои «Повестей Белкина», и, конечно, Татьяна с несчастным Онегиным. Они наши хорошие знакомые, почти родные, а еще в них «русский дух, в них Русью пахнет».
 А, вот, и станция «Пушкинские горы». Тут я узнаю, что уехать отсюда будет трудно, потому что обратный билет я не догадалась купить, и они все распроданы. Ну, ничего, что-нибудь придумаю. Гоню тревожные мысли прочь и направляюсь прямо в Святогорский монастырь, к могиле поэта. Почти напротив монастыря стоит памятник скульптора Белашовой, там, где ранее стояла часовня. Еще рано, но уже появилась первая местная жительница с незатейливыми букетиками. Покупаю ромашки и вхожу в ворота. Все так, как я видела на множестве фотографий: храм на высокой горе, крутая лестница, совсем небольшой монастырский двор. Поднимаюсь, обхожу храм по кругу и останавливаюсь у могилы поэта. Странно, но ни трепета, ни торжественности момента не приходит. Рядом группа молодых людей, в основном девчонки, делают видео с чтением пушкинских стихов. Веяние времени! Мне почему-то не хочется ни стихов, ни речей. Спускаюсь вниз, захожу в церковную лавку. Много литературы и сувениров, приглянулись и мне три выпуска Святогорского монастыря: «Помолитесь обо мне», «Любовь – дар божий» и «Быть русским.
    Оказывается до Михайловского 9 км, пешком далековато, транспорт никакой туда не ходит, остается только такси, благо это совсем недорого, всего 130 рублей. Еду и представляю себе: сидит эдак утрецом Александр Сергеевич и думает «а не заложить ли мне карету, не прокатиться ли в Святогорский  к батюшке!»
  Вдоль дороги высокие сосны и березы и уже не понять, то ли в «Рено» я качусь, то ли в тарантасе по грунтовой дороге. И потом, во все время моего нахождения в Михайловском, не покидало меня ощущение незримого присутствия молодого хозяина усадьбы.
  Все постройки были заново реконструированы, высажены новые деревья, разбиты аллеи. Нетронутыми остались озера да леса вокруг, пригорки, усыпанные полевыми цветами. Побродила и я по еловому лесу, посидела на скамейке у воды рядом со странным памятником, изображающим юного поэта, изможденного тяжелой болезнью. Я вижу отражение реального подростка с его болью и страданием, с его человеческими слабостями.
  Легко ему здесь писалось, вдали от шумных балов и докучливых гостей. Наверное, дивно здесь осенью: потрескивают дрова в печи, горит свеча, а за окном моросит унылый дождик.
Пора, мой друг, пора! Пожалуй, надо возвращаться домой, нет сил ехать в Тригорское, это в другой раз. Такси есть везде, и я через полтора часа снова в Пскове на автовокзале. А вечером я вновь гуляю по вечерним улицам, пытаюсь запечатлеть и храмы, выплывающие из деревьев, Троицкий собор Кремля на фоне темнеющего закатного неба. Душа моя полна! Я уверена, что знакомиться с новым городом надо только пешком, надо натоптаться, блуждая по его лабиринтам, пока не начнешь узнавать места, по которым прошел, пока не породнишься с ним.
  Завтра мой последний день, вечером поезд 010 покатит меня в обратный путь, а мне ужасно не хочется  уезжать, я уже породнилась, могу запросто сидеть на остановке и болтать с местными о проблемах в ЖКХ, могу указать направление, если спросят ту или иную улицу. Сегодня я почти сразу заснула и мне снился смуглый кудрявый мальчик, улицы города, обрывки разговоров. Еще один день впереди и я полна ожидания чудес, новых встреч и открытий.
   Снетогорский монастырь.
 О монастыре я узнала случайно, посетить его мне посоветовала служащая отеля, при этом она изобразила загадочное лицо, намекая на некую тайну. Именно на последний день я и наметила его посещение. Поднялась я, как всегда, рано и уже в восемь часов отправилась в путь. Снетогорский( почти Святогорский) получил свое название от Снетной горы, а та в свою очередь, от маленькой рыбки снеток, коей было здесь великой множество в старые времена, и ,как гласит предание, вода серебрилась от чешуйчатых спинок этих рыбешек. Кстати,  в Пскове мне довелось попробовать ее в жареном виде, и мне она очень понравилась.
  Утро было солнечное, небо безоблачное, здесь я впервые , совсем близко увидела жаворонка, как и полагается, беззаботно поющего. Путь, хоть и не близкий, показался легким, я жадно смотрела по сторонам, пытаясь рассмотреть в густой зелени купола. Неожиданно предстали передо мной монастырские ворота, в гору вела неширокая дорога. Я услышала, что идет служба, но было непонятно откуда раздается голос. Главный храм Рождества Пресвятой Богородицы был закрыт, а служба велась из церкви рядом, как оказалось, Николая Чудотворца. Храм небольшой, совсем низкий свод, несколько пожилых монахинь, кто стоит, кто сидит на скамеечке. Стараюсь быть незаметной, прикрывая рукой надпись «Levis» на черной футболке. Хорошо еще, что захватила в путешествие юбку. Как нелепо я, видимо, здесь смотрюсь в соломенной шляпе и цветастой юбке! Сначала с трудом вслушиваюсь в слова чтицы, потом все яснее звучит смысл слов. Вдруг запели хористки высокими чистыми голосами, их звуки плыли в воздухе. Эта камерность, какие-то домашние бабушки в черных одеждах, теплый огонь свечей – все входило в душу, делало нас единым целым. Подумалось о своих грехах, о пустоте и суетности своих желаний. Тут я подняла глаза и увидела сбоку небольшой лик Богородицы, аккурат над самым входом, и поразилась. Лицо моей мамы смотрело на меня. Слезы потоком потекли по моему лицу, как-будто меня, маленькую, мама гладит по головке. Мысленно я стала жаловаться ей на свои трудности и неудачи, на тех, кто меня обидел. И, уже всхлипывая и шмыгая носом, постаралась выйти незаметно, но в дверях меня задержала монашка с добрыми бабушкиными глазами.» А ты не уходи, сейчас Евангелие будут читать, а потом к батюшке нашему подойди, отцу Алексею, он у нас хороший, как его сюда назначили, так за ним весь его приход сюда перешел,»- дасково обратилась старушка. Я так и достояла до конца службы у самого выхода, так и не решившись подойти к батюшке. Стыдно было просить что-то или жаловаться, а, может, и непривычно. Даже сейчас, когда я пишу эти строки, по лицу моему текут слезы. Что-то необъяснимое для меня  произошло в Снетогорском монастыре в этот день и это останется со мной на всю жизнь. Забыла сказать, что в храме есть большое изображение Матроны Московской с частью ее шапочки.
   Возвращаясь, я стала понемногу успокаиваться. Все вокруг казалось мне умиротворенным: солнце поднялось выше и разбудило все живое, внизу плавно текла река Пскова, запах цветов и трав был особенно тонким. В душе все еще было смятение, очень хотелось с кем-нибудь поделиться всем пережитым.
  Вдоль дороги по обочине в траве лежали большие валуны, которые я сразу и не заметила. Что мне это напоминает? Кажется, похоже на четки: так перебираешь камень за камнем, преодолевая свой путь, обдумывая и сосредотачиваясь мыслями на свей цели.
  До отъезда еще уйма времени, решаю собрать вещи, оставить их у администратора и налегке отправиться снова в центр. У меня еще не охвачен Мирожский монастырь. Сложно к нему подъехать транспортом и отправляюсь пешком, надо натаптывать свое родство. Погода по-прежнему ласковая, а вдоль реки еще и приятная свежесть.
  Лишь перейдешь Ольгин мост, справа часовня Ольги и храм Успения с Пароменья, а слева целый комплекс зданий, как оказалось, университетский кампус. Мне нравится, что современные постройки удачно стилизованы и органично смотрятся напротив крепостных стен. Монастырь уже показался, пытаюсь рассмотреть его архитектуру, предвосхищая события. По пути еще один интересный храм, морской, св.Клементина, очень живописно смотрится, особенно с воды. А сразу за ним, кажется, песчаный пляж и на нем много загорающих, но я устремляюсь к своей цели. Стоит монастырь на высоком склоне почти у самой воды. Перед  входом группа веселых, молодых ребят с планшетами и мольбертами. Наш брат, художник! Красиво смотрится дорожка вдоль монастырской стены с россыпью полевых цветов, которую тут же хочется нарисовать. Наконец, я у входа и, какая жалость, посещений сегодня нет, понедельник. На отдыхе мы порой забываем о днях недели. Очень, очень жаль, так хотелось взглянуть на чудом сохранившиеся , уникальные фрески!
   Уже по другому мосту перехожу на противоположный берег и останавливаюсь позавтракать в кафе с говорящим названием «Моя история», хотя по времени это уже  обед. И опять мне все нравится: чудесный омлет с трюфельным соусом, жареным кабачком и листиками щавеля, вкусно, хоть тарелку облизывай! Вообще, я заметила, что здесь совсем не хочется есть, может от впечатлений, может, просто забываешь, потому что нет времени. Я блаженствую! Совсем рядом, в двух шагах сторожевая башня, крепостная стена, а за нею опять храм, как декорация для исторических сцен. В этой части города отреставрированные и принаряженные старые здания и новые малоэтажные отели и офисы. На просторном месте с видом на реку стоит памятник Савве Ямщикову, очень «свой», понятный кажется, шагающий рядом.
  Потихоньку дошла до первоначальной точки отправления. Вижу, как плещется »Буревестник» - маленький экскурсионный теплоход, обьявляют две минуты до отправления, и я, срываясь с места, бегом вниз по ступеням еле успеваю заскочить на палубу. За один час мы увидели Кремль со стороны реки, все интересное справа и слева, дошли до Снетогорского монастыря, того самого, где я побывала сегодня утром, а по пути нас сопровождал голос гида, который поведал нам немало интересных историй, легенд и преданий земли Псковской. Позже в сувенирной лавке купила книжку «Легенды и предания Пскова» с хорошим шрифтом и иллюстрациями, барельеф ручной работы с изображением княгини Ольги и князя Игоря.
  Путешествие мое заканчивалось, подходил к концу мой последний третий день пребывания в Пскове. Уже знакомые, совсем родные дома, улицы, стены и мосты, я буду скучать без вас и я обязательно вернусь к вам еще!


Рецензии