О спасении и спасателе
Наконец-то у нас появилось произведение, вдохновившее меня на мое специфическое творчество. На попытку околокритического обзора стихотворения, показавшегося мне довольно интересным, хотя и несколько противоречивым. Написала его дама, известная здесь как страстная публицистка. И тем интереснее, как мне показалось, ее личные, даже интимные переживания. Стихотворение называется "Спасение". Итак, от чего же или от кого ищет спасения автор?
Что мы видим в первом катрене?
Я хочу тебя забыть
и избыть
Нелюбви смешную роль,
сердца боль.
Начало прекрасно: "Я хочу тебя забыть и избыть"
Теперь понятно, от чего, а точнее, от кого спасается автор. От НЕГО! Она хочет не просто забыть ЕГО, а избыть, т.е. как бы уничтожить, вырвать ЕГО из сердца и памяти насовсем, навсегда.
Но я не совсем прав, трактуя эти строки подобным образом. Избыть атор хочет не ЕГО, а "нелюбви смешную роль" и добавляет через запятую: "сердца боль"
Не знаю, как тебе, читатель, а мне не совсем понятно, почему у автора болит сердце, если он не любил и даже смеялся над искренне влюбленным? Не любила, не люблю, и любить не собираюсь. Поди прочь, приставучий! Так отчего же все-таки болит сердце? Ведь все так просто и обычно. Не нужен - отвали.
Но нет, болит, болит сердечко-то. Что-то тут не так. Попробуем читать дальше:
Мимо с легкостью пройти:
"Ах, прости!
Уезжаю, не серчай!
Месяц май
Для меня всегда в пути.
Не грусти!"
Эти строки говорят о том, что трудно, ох как трудно автору "мимо с легкостью пройти", да еще и мило кивнуть - "Ах, прости!" За что просит прощения жестокая дама? Она не виновата, что сердечные страдания влюбленного в нее ЕГО кажутся ей смешными. Ей давно надо было бы порвать смущающие ее отношения с незадачливым поклонником, но она не делает этого...
Возникает естественный вопрос - почему? Почему она держит его при себе и не дает окончательного и бесповоротного ответа на его нелепые, "смешные" притязания?
И дальше: "Уезжаю, не серчай!"
Что это? Дама извиняется перед влюбленным в нее чудаком?! Дама, которая хочет забыть, избыть, смеется над бедным, несчастным влюбленным... И вдруг это мельком брошенное - "не серчай!". Неужели, он имеет право сердиться на нее за ее отъезд, и она признает за ним это право? Кто же ОН?
Явно, это не муж, не кто-то из родственников, рассчитывающих на нее в ближайшее время, как правило, прекрасно знающих, что май для них не самый удачный месяц и что в мае героиня "всегда в пути", т.е. срывается с места и куда-то уезжает.
Но последние ее слова просто сбивают с ног: "Не грусти!" - уверенно говорит она на прощанье влюбленному недотепе. Она ЗНАЕТ, что ЕМУ будет грустно без нее. О чем это говорит? Говорит это о том, что она знает ЕГО довольно близко, раз с легкостью предугадывает ЕГО реакцию на ее отъезд.
Он непременно будет грустить, думать о ней, с нетерпением ждать ее возвращения...
И вот заключительный катрен, где все, наконец, становится ясно, как белый день:
"Не гляди в мои глаза,
небеса
Уронили тяжкий груз.
Тише, пульс!"
Героиня просит ЕГО, практически, умоляет не глядеть ей в глаза. А почему, собственно, ОН не должен смотреть в глаза любимой женщине? А потому, что "небеса уронили тяжкий груз. Тише пульс!"
То есть с небес свалилось нечто такое тяжелое, что поднять это нечто героиня не в силах. От этих нечеловеческих усилий у нее учащается пульс и, как следствие, наверняка, поднимается давление.
Не будем придираться к не совсем ловко выраженной мысли о небесах, роняющих тяжкие грузы на слабых дам. Слабых физически, но не морально!
Дама открылась нам, как на исповеди. Она сама влюблена в этого нелепого неудачника! Она далеко не равнодушна к НЕМУ, увлечена ИМ, ее неудержимо тянет к НЕМУ!
Но она отчаянно борется со своим чувством! Она пытается доказать себе и ЕМУ, что это не любовь, что их чувства смешны, безрассудны, нелепы и проч.глупости. Словом, следует неписанным правилам многих замужних женщин, пытающихся сохранить верность давно надоевшему супругу, что русский народ метко и шутливо определил простыми словами: "И хочется, и колется, и мама не велит".
А вот заключительные строки стихотворения полны истинного трагизма:
"Быстрым шагом в пустоту
Спрятать боли наготу."
Что сказать? А чувства-то у дамы серьезные. В пустоту, да еще и быстрым шагом... Спешить туда не надо. Всему свой срок. Рано или поздно все там будем.
Свидетельство о публикации №221062001093
Давно Вас не видела - тем радостнее встреча с Вами.;))) Прочла с интересом Ваш разбор чужих страданий, но не могу с Вами согласиться. На мой взгляд - страдалица, несомненно, влюблена, да только безответно.
"Нелюбви смешную роль,
сердца боль."
Это и есть ключевая фраза, позволившая мне сделать такой вывод. Судя по-всему ей была уготована смешная роль и именно с нею она не справилась. Не удалось закончить спектакль с достоинством и именно поэтому она была вынуждена бежать. Куда? Да туда куда Макар телят гонял. Хотя... Может быть и на кудыкину гору.;)))
Однако, память оскорблённого сердца покоя не даёт и именно поэтому мы слышим вопль отверженной души.
Не могу не признать того, что у меня эти стенания сочувствия не вызвали. Наблюдая за этой особой понимаю отвергнувшего её. Так ему жить комфортней и спокойней.;)))
Душа Шахини 1 21.06.2021 07:40 Заявить о нарушении
Я тоже рад, что нашлась весомая причина для прерывания моего вынужденного уединения.
В последнее время мне не очень везет с материалом. Как-то все поблекло, посерело, скучновато стало после исчезновения некоторых авторов. И вот нашел, наконец!
Что касаемо Вашей интерпретации, то и она, конечно, имеет место быть. Однако мне она кажется несколько фантастической. И вот почему. Есть такие люди, точнее, женщины, которые в принципе не способны на безответную любовь. Им обязательно нужно знать, что их симпатии не направлены в пустоту, не превратятся в ничто. Им необходима подушка безопасности, своеобразная страховка. Согласитесь, что любовь без ответа требует от человека определенных качеств личности, как то: способность к самопожертвованию, некоторая романтичность, неуверенность в себе, в своей способности покорять мужчин. И, главное, нужна некоторая доля мужества и стойкого женского достоинства на тот случай, если избранник ответит категоричным отказом.
К примеру, Таня Ларина. Она страшно рисковала, когда писала свое признание Онегину, но внутренне все-таки была готова к нему. Что и произошло.
А здесь я не увидел нужных качеств для безответной любви. Напротив. Самовлюбленность, самоуверенность, желание помучить слабого, посмеяться над ним и даже над собой, если бы решилась снизойти. Короче, обыкновенная трусость, замаскированная под несокрушимую добродетель и скрывающаяся под видом якобы непреклонного выполнения взятых на себя когда-то обязательств. Ну, что-то в этом роде. Я так понял. Очень возможно, что неправ.
Аристарх Клык 21.06.2021 16:32 Заявить о нарушении
Это не помешает мне относиться к Вам с бесконечным уважением. Позвольте пожелать Вам прекрасного настроения и замечательных собеседников!;)))
До встречи!;)))
Душа Шахини 1 21.06.2021 17:01 Заявить о нарушении