Осознанная необходимость

   В России я жил в небольшом городе в тихом спальном районе.   И сейчас, вне России, я живу в небольшом городе в тихом спальном районе. Но после переезда сюда моя собачка стала меня удивлять. Тут она переходит улицу строго по зебре. С какого перепугу? Ведь в России ходила как взбредет. Неужто прониклась сознанием, что нужно соблюдать правила дорожного движения? Подозреваю, что дело в другом. Думаю, ее, как поводырь, ведет обоняние. Она выбирает тот путь, где до нее прошли другие собаки. А тут собаки все ходят на поводках, и дорогу все переходят по зебре. Хотя бы потому, что их так приучили хозяева. И теперь они уже идут нанюханной дорогой.   Так сложилось, думаю, не потому что тут население дисциплинированнее нашего, а потому что оно личным транспортом обзавелось лет на двадцать раньше. Вот правила и зацементировались. На перекрестках дорожные знаки, зебры.Ограда- где попало на дорогу не выйдешь. Редки случаи, чтобы люди  переходили дорогу не на перекрестке. Тем более с собаками. Ну и собаки собакам запахами путь обозначили.

    Другое дело, когда я со своей питомицей прихожу на газон для выгула собак. Там нет никаких разметок. Собаки бегают, (тоже на поводках) куда влекут их запахи газона. От дерева к дереву, от кустика к кустику.  Газон – территория не дорожных правил. Внешне же это похоже на отсутствие порядка.
 

   Если собака, животное социальное, неосознанно подчиняется правилам коллектива, то   человек, куда более социальное животное, чем собака, подчиняется правилам коллектива осознанно. Должен подчиняться осознанно по крайней мере.  И подчиняясь правилам, гражданин приобретает свободу. Не дикую свободу, как посреди дикой природы, а свободу существования в обществе. Когда свобода человека ограничена правилами, гарантирующими свободу других членов общества, тогда свобода становится осознанной необходимостью.


  И все бы было прекрасно, если бы правила были для всех одинаковы, и, если бы не было таких, кому правила не писаны. На самом деле даже правила движения в разных странах немного отличаются. Есть правостороннее и левосторонне движение. А сколько тех кто правила игнорирует? Садится пьяным за руль, ездит на красный свет, по обочине, да и по встречной, паркуются там, где запрещено, не уступают дорогу.  А сколько таких мест, где непонятно, как тут соблюдать правила? И получается, правила правилами, а жизнь жизнью. В Индии тоже есть правила движения. А как ездят?


   Что уж говорить насчет правил общежития, когда в наше время так смешались представители разных цивилизаций. Мы свидетели того, как Европа наводняется выходцами из Ближнего Востока. Европейцы ездят в Азию. В США полно китайцев. В Германии  -турок, поляков и прибалтов. «Все смешалось в доме Облонских»
Часто люди, воспитанные в одних правилах, сталкиваясь с другими мало того, что испытывают дискомфорт, они могут столкнуться с серьезными неприятностями.
 

  В одних странах марихуана разрешена, в других – запрещена.  В одних забивают камнями за супружескую измену, в других жена может посадить, если поднял на нее руку. В одних девушке, мужа выберут родители. В других это дикость несусветная.  В одних странах аборты запрещены, в других разрешены. В одних странах сына можно выдрать ремнем. В других за это можно попасть в тюрьму.  В одних странах вместо того, чтобы купить коньяк, подкрашивают самогон или медицинский спирт. В других странах таких маневров не делают. В одних взрослые странах дети покидают родительский дом и живут своей головой. В других странах не так. В одних странах сильны религиозные авторитеты. В других странах служители культа – не авторитет.


  В одних странах много национальностей. Другие страны моноэтнические.   В одних странах можно критиковать власть, и даже привлечь к ответственности за злоупотребления. В других таких критиков самих привлекут к ответственности, а то и убьют. В одних странах запускать руку в бюджет – преступление. В других –норма.   В одних странах можно лишиться головы за осквернение святынь. В других нет неприкосновенных религиозных святынь.   
 
   Как разобраться в мешанине разнообразных канонов, правил, законов и конституций?  Достаточно давно, еще в эпоху Просвещения, был сформулирован принцип, что высшей ценностью является человек. И права человека. Те права на жизнь и счастье, которые он имеет потому что он свободный человек.  И цивилизованный мир, - и наша страна в том числе, - признает этот тезис.
Цивилизованный мир – что это такое? Это много разных стран, разных по этносу, географическому положению, традициям и культуре, религиозности населения. Но при этом разнообразии есть нечто общее – приоритет человеческих ценностей. Если сравнивать: городская ли это улица или газон, то цивилизованный мир - газон.


   Есть на земле и по сей день страны, где во главе угла иные ценности.


   Для стран, где   религиозное правление, -например, для многих мусульманских стран, в современную эпоху нового укрепления Ислама, высшей ценностью является бог. А человек - мелкий, низкий недостойный слуга бога. И вся его ценность в том, как усердно он служит богу, сколько пожертвований собрал для церкви.  В таких странах часто школа не отделена от церкви. Там не просто много всякого рода храмов, а они богаты и полны прихожанами.  Вот этот мир, скорее средневековая каменная мостовая со знаками указателями и суровыми штрафами за нарушения. И все стрелки – указатели ведут в церковь (мечеть)


  Для откровенных диктатур (в том числе коммунистических) высшей ценностью является государство. И как квинтэссенция государства – диктатор.  А рядовой гражданин – это слуга государства.  Его ценность определяется как полезность для нужд государственной машины.  Конечно, нужды государственной машины декларируются, как нужды общества. Но в результате, если человек рассматривается как слуга государства, то общество есть материальный и духовный ресурс работы государственной машины. И не государство для общества, а общество для государства.  И нужды общества, материальные и духовные, рассматриваются только в том контексте, как хорошо эти нужды соответствуют исправной работе государства. Все решает государство: какие книги читать, какие песни петь.   Решит оно, что кругом враги или неверующие в высокие цели вождей, и нужно готовиться к войне, а в рамках подготовки к войне нужно напомнить о былом величии, – станут писать книги о героях войны и былом величии, ставить такие же фильмы, писать такие же песни.  В этих странах, (чаще всего   коммунистических) идеология – вид религии.  Умершие вожди, руководители государства, обожествляются. Их портреты на монетах и купюрах. Их портреты на плакатах. Их памятники на площадях. Их именами названы заводя, пароходы, танки.  Их показывают по телевизору. Они пишут умные книги. И вся страна изучает. Для них сооружаются мавзолеи. А подчас и живущие вожди живут, как боги.  Их дома – дворцы. Здания, где находятся государственные учреждения богаче и торжественнее   храмов.


  Конечно практически нигде приведенные примеры не существуют в чистом виде.   В странах присутствует немного того, немного другого. Немного дороги – немного газона. Ну и прекрасно! Разнообразие! Миру нужно разнообразие. А разное процентное соотношение дороги и газона - прекрасно. 


  Но нет. Те страны, где правит стопроцентная диктатура, чистая идеологии или теократия, считают, что миру нужно однообразие. По их образцу. Эти страны беременны миссионерством. Руководители – а по сути полноправные вожди в этих странах читают, что на них лежит высокая миссия нести свет своей доктрины миру. Насаждать огнем и мечом.  Мы помним Гитлера, несшего нацизм. Помним СССР, мечтавшего силой распространить коммунизм на весь мир. Сейчас мы наблюдаем такое желание у Ирана.


  Даже когда идеология, победившая в стране, была, по большому счету, передовой, в сравнении с   окружающими странами, как только она начинает насаждаться силой, она деградирует. Пример –  завоевательные походы Наполеона. 
 

   А что делать гражданам государства, когда геополитические интересы держав, интересы противоборствующих идеологий, накладываясь друг на друга, разрывают государство, тянут в разные стороны? Например, если в Иране такой режим, как сейчас, то это внутреннее дело иранцев. Но если Иран навязывает свои системы ценностей окружающим странам, например, Ливану или Сирии? Что делать этим странам?
 

 Или если США силой навязывают какой-нибудь стране свои ценности (я не могу назвать такой страны, но важен принцип) Положим Украина или Грузия.
Или Россия, как большая держава, навязывает свои ценности. Положим та же Украина или Грузия. Или Белоруссия. 
 
  Или если Китай навязывает Гонконгу свою систему ценностей?
 

  Гражданам страны нужно определиться, какую систему ценностей они предпочитают. Если страна не оккупирована, это решается на свободных выборах.  Тогда, той системе, которую они отбросили, следует дать от ворот поворот.  Большинство должно решить, а меньшинство подчиниться. Не хочешь, но надо.  По принципу свобода - это осознанная необходимость.


Рецензии
Наблюдение о собаке великолепное. Какой вы умный, казалось.Но потом пошли банальности, менторство, прописи. Вы сбились с умной дороги. Где?На мой взгляд, в основном тезисе. Мол,свобода это осознанная необходимость. В этой марксистской пошлятине ваш сбой. Почему?
Город это во многом армия. Нужно ходить строем строго по переходу. Да, нужно. Иначе не прожить в городе. Но свобода тут при чем? Взяв за основу тезис Маркса, вы начали говорить, что разные армии по разному устроены. В общем, про свободу забыли. И все равно ваше достоинство перевешивает . За умозаключение о собаке жму зелёную. Это такая новизна!

Юрий Евстифеев   21.06.2021 16:06     Заявить о нарушении
Маркс эту не придумал сам. Он ее взял у Спинозы. А Спиноза не знаю у кого. Но Платон в рассуждениях о государстве пришел к такому же выводу. Для устойчиаости государства граждане сознательно ограничивают свои потребности. То есть они осознают необходимость этого и свободны в таком решении.
В городе вы сознательно принимаете правила общежития.человек внутренне прнимает правила. Но некоторые не принимают. Вопрос какие правила. Если это ну, например, не сорить в подьезде, не топить соседей, не шуметь ночью. Это одни поравила. А можно говорить, что имею право выбросить елку в подьезд и там сами убирайте, кому неприятно.можно зоопарк в квартире устроить. уборщица на что?а можно еще к соседям по ночам ломиться. Так вот и страны. Одни вырабатвают международные правила свободы и прав человека, другие -подавления человека как свободного существа. Такую логику я хотел донести.

Леонид Колос   21.06.2021 16:50   Заявить о нарушении
Свобода человека правильно переходить дорогу?Я чего-то не понимаю.Свобода критиковать Луку так, как Прибалтика и США велят? Свобода врать про Россию, что здесь сплошная коррупция? Так врать, как весь ЕС про нее врет?Свобода изображать негров и голубых одуванчиками в окружении страшных натуралов? Помилуйте, это все армейские правила. Строем врут. Это свобода?

Юрий Евстифеев   21.06.2021 17:36   Заявить о нарушении
А кто критикует Луку как велят СШа и Прибалтика? Тут я не понимаю. Те в США Ии Прибалтике, кому он не нравится, критикуют, те кому нравится, хвалят. А в США это вопрос сто первый. Вы смотрите новости США?тут уже забыли о нем.

Леонид Колос   21.06.2021 19:00   Заявить о нарушении
Юрий. думал о Ваших замечаниях. вы правы, человек не особенно готов слушатьт длинные рассуждения и связки, аналогии. я пишу в основном рассказы. и очень часто, женщины пишут в замечаниях. что они хотели бы видеть более конкретный конец. типа так поженились они или нет. наверное читателю чаще всего нужно не приглашение к его дальнейшему размышлению, а картинка для эмоций.. но ведь я кроме читателя ч тоже жив. и пишу фифти-фифти для других и для себя. то есть, иногда вставляю рассуждения. они могут показаться длинными и нудными и вообще лишними. переключитесь на то, что идет под грифом рассказ или стихи. там нет рассуждений.голое повествование.

Леонид Колос   21.06.2021 20:08   Заявить о нарушении