Жертвенно восходящее вниз

Проплывающий в колясочке мимо крепкий, щекастый младенец пристально смотрит на меня. Нередко замечаешь у детей такие, не по возрасту "взрослые", "знающие" взгляды. На что направлены взгляды? Вовне ли? Конечно, неопределённый дядька, так несхожий с папой, а тем более мамой, лакомый кусочек для малого возраста. Усы, очки, волосы длинные... такой непонятный... Лет до трёх он будет удивляться, во всём встречном наблюдая многообразие мира, которое подступающая взрослость сведёт к многому уму, лишив картину главного: единичной жертвенности.
Рублёвская "Троица" веками удивляет младенческим чистым взглядом на вещи невидимые. Три ангела, три ипостаси единосущного Бога, они смотрят не на зрителя, они отделены от мира внутренним взглядом на жертвенную чашу. Чаша – это центр композиции, и хотя мы (как дети) чаще уделяем внимание ангелам, суть и смысл и ангелов, и всей иконы заключены именно здесь.
Что видят ангелы, когда видят своё? Себя они видеть не могут: ангелы – существа служебные, они только передают, и через них транслируется незримое вещество мира в сознание. В сущности, и нет никаких ангелов, это-то мы знаем. Если убрать три фигуры с иконы, оставить одну чашу, "Троица" не изменится, только внешне: принцип троичности лишь частный случай метапринципа единичности, его парадоксальное подтверждение и доказательство.
Удаляя и редуцируя, от частного приходим к общему. Это общее расположено в центре и представлено как чаша. Чаша эта жертвенная, вино в чаше символизирует кровь. Неслучайно здесь отсутствует хлеб как репрезентация времени, настоящее – прошлое – будущее, кровь же единомоментна и как бы всё сразу объединяет в себе, как видимый мир, так и невидимое ему сознание.
Бог как жертва. Такое понятие о Нём было в каждой из трёх авраамических религий. Как три ангела смотрели на одно и видели его каждый по-своему, но различие это было лишь во взгляде, не затрагивая сущности видимого.
Если мы сумеем постичь живой мир как мёртвый, как жертву, ежечасно и ежеминутно приносимую, тогда сумеем понять и тех, кто сделался мёртвым для этого мира, и тех, кто в мёртвости его ищет, трагически ищет живое – как спасение для себя и для всех.


20 июня 2021 г.


Рецензии