Летописные города дублеры Северо-восточной Руси

Летописные города Северо – восточной Руси – поздние города дублеры. Экспансия с запада?

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

     По мнению доктора исторических наук А. Пыжикова: «Киевская Русь являлась плацдармом с которого разворачивалась западная экспансия на нашу родину. Движимые религиозными и коммерческими мотивами, киевские князья, вдохновленные католическим Римом, выступали в роли остервенелых захватчиков. Жаждущих поживится землями обширного Волжского бассейна … Юго – западную направленность колонизации подтверждает и географические наименования новых территорий. Перееславль, Владимир, Ярославль, Галич, Вышгород, Звенигород, Ростов, Стародуб и другие – эти названия приехали к нам из приднепровских краев…Подобная практика свойственна всем колонизаторам, как бы переносившим на новые места дух прежних жилищ» (Александр Пыжиков книга «Славянский разлом»)

     В данной статье мы попробуем показать некоторые интересные моменты при строительстве киевскими князьями новых городов в Северо – восточной Руси.
Рядом с новыми построенными городами стояли более древние русские города, которые, по данным археологов, существовали в одно время. Приведем примеры.
Переяславль Залесский возник рядом с древним городом Клещиным.
Город Переяславль Залесский основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким на болотистой равнине в месте впадения реки Трубеж в Плещеево озеро, в центре Ростово-Суздальского княжества. Считается, что Долгорукий хотел сделать этот город столицей княжества, а потому он был одним из самых больших на Руси того времени.

     Предшественник современного города Переславля-Залесского – город Клещин находился на северо-восточном берегу Плещеева озера, название древний город получил от озера, древнее название которого было Клещино (от клещать - плескать) Примерно в 5 км от города Переславль-Залесский находится село Городище, получившее название от места где был расположен старинный город Клещин. "Переяславль переведе от клещина" сообщает летописец, но Клещин по данным археологов продолжал себе жить до XV - XVI веков.

     «Клещин — исчезнувший древнерусский город (XI-XII века) близ Плещеева озера, предшественник Переславля-Залесского. Входил в Ростовское княжество.
От древнего города Клещина сохранилось полукилометровое кольцо валов высотой до 3,5 метров, охватывающее площадь около 2 га (175 х 120 м). На месте, где когда-то находились четыре проездные башни — разрывы в валу. Поселение исследовалось П. С. Савельевым, К. И. Комаровым. Найдены обломки древнерусской керамики, клад с монетами XV века (зарыты уже после того, как город опустел).
Сейчас рядом с городищем находится село Городище — сохранившийся посад Клещина. На посаде найдена уникальная подвеска X—XI веков с личным знаком одного из князей Рюриковичей." (http://dostoyanieplaneti.ru/3719-gorodishche-kleshchin «Городище Клещин»)

     По археологическим находкам Историки считают, что старый Клещин простоял вплоть до 15-16 веков.
По - нашему мнению город Клещин более древний, мог быть основан еще до прихода киевских князей отметим, что при раскопках найдены арабские саманидские и аббасидские монеты 850-900 годов, как видим IX век, город может быть древнее.
Город Дмитров (сейчас Московская область) князь Юрий Долгорукий основал в 1154 году в заболоченной долине реки Яхрома, у подножия холма, на месте ранее существовавших здесь славянских поселений. Назван город в честь сына Юрия Долгорукого Всеволода Большое гнездо, в крещении назван Дмитрием.
Рядом с Дмитровом, в 11 километрах вверх по реке Яхроме находился древний русский город Вышгород( или Великое полюдье)

     «В архивах Музея-заповедника «Дмитровский кремль» хранится рукопись Н. Марковой, сотрудницы Академии материальной культуры, которая в 1920 г. проводила экспедицию в районе Спасо-Влахернского монастыря, собирала этнографический материал. Она посетила и окрестности Барановой Горы. Маркова записала рассказы жителей ближайших населённых пунктов, села Ильинского и деревни Пурихи, об этом необычном и загадочном месте. «Здесь был город “Великое Полюдье”, занимал много-много места, улицы его тянулись на 30 вёрст, и стоял в этом городе “Кремль” на высокой горе, и назвали его Вышгород …

     В отчёте о проведённой на Барановой Горе в 1933 г. археологической разведке О.Н. Бадер отмечал, что краеведами на городище были обнаружены фрагменты сетчатой керамики дьяковского типа (в ходе археологических работ под руководством Бадера подобных находок обнаружено не было)5. А в книге поступлений Дмитровского музея существует запись от 1923 г. о передаче в фонды трёх железных наконечников стрел, найденных на Баран-горе …найденные наконечники согласно типологии, предложенной А.Н. Кирпичниковым. В частности, черешковые ромбовидные наконечники указанных размеров можно отнести к типам 46 и 48, которые имеют широкие хронологические рамки IX–XIV веков, и повсеместное распространение, особенно в северной половине Европейской части России»(«Городище Вышгород-на-Яхроме: история и современное состояние» Автор: Роман Николаевич Сунгуров)

     По - нашему мнению город был намного древнее Дмитрова, а название города Вышгород было распространенным в Северо – восточной Руси.
Считается, что князь Юрий укреплял границы княжества. Но Дмитров находится не на границе княжества. Южнее его стояла Москва, ещё южнее – Лопасня, а на севере – Дубна. На западе в 120 километрах от Дмитрова действовал новгородский анклав с центром в Волоке Ламском. Князю Юрию логичнее построить город-крепость на западной границе княжества. Но от Рогачёва в сторону Дмитрова по пойме реки Яхромы находится огромная долина с плодородным чернозёмом, который издавна носит название «юрьевский чернозем». Для контроля этого богатства и был построен город Дмитров.

     Город Юрьев Польский на реке Колокше, притоке Клязьмы, основанный Долгоруким в 1152 году, получил имя в честь своего основателя князя Юрия, а дополнение «Польский» приобрел потому, что находился в самом центре Владимирского Ополья – равнины так же с «юрьевским чернозёмом». Строить город-крепость в этом месте имело смысл только для удержания под контролем именно плодородной чернозёмной земли. Но, рядом в 10 километрах был древний город Мстиславль.
«Мстиславль — исчезнувший древнерусский город во Владимиро-Суздальской земле. Располагался в 11 км к северу от Юрьева-Польского на месте красносельского села Городище (Числовские Городищи) на правом берегу реки Гза. Упоминается в Списке русских городов дальних и ближних в четырнадцатом веке.

     По одной из версий, был основан в конце XI века сыном Владимира Мономаха новгородским князем Мстиславом Владимировичем, являвшимся в 1094—1095 годах держателем Ростовской земли. Не исключено, что город основан в те же годы самим Владимиром Мономахом и назван в честь сына. В непосредственном соседстве от Мстиславля в 1216 году произошла битва на Липице — одно из крупнейших сражений времён междоусобных войн.

     Сохранились остатки овального древнего городища XI—XIII веков, образующий кольцо и окружённый рвами земляной вал высотой до 5 м.Территория села - всхолмление среди болотистой низины правобережья р. Гза, у оврага Волот.» Поселение, на месте городища, как показывают находки в предматериковом слое, возникло в VII - X вв …» (http://dostoyanieplaneti.ru/3690-gorodishche-mstislavl «Городище Мстиславль»)

     Подчеркнем, что город Мстиславль упомянут в “Списке русских городов дальних и ближних“ конца XIV века, то есть существовал параллельно с Юрьевым Польским
Ростов Великий - один из древнейших городов России, официальное летосчисление ведёт от 862 года. Опять же рядом с ним на берегу реки Сара «близ ее впадения в озеро Неро, к 15 км к югу от древнерусского города Ростова, находилось Сарское городище. «Река Сара есть и в центре Москвы, правда сейчас заключённая в коллектор. Эта Сара является притоком Москва-реки. На санскрите, «сара» означает «ручей», «энергия», «главный пункт».(«Санскритские названия в центре России — Великий Устюг») Название реки Сара как видим название не «финно – угорское» и жили там славяне.

      «Сарское городище или «Мерянский Ростов» - укреплённое поселение VII — начала XI веков в Ярославской области. Находится южнее озера Неро, в излучине реки Сара, к югу от станции Деболовская…. В Х в. площадь городища достигала 3 га. Среди находок — два клада дирхемов начала IX в., финские и скандинавские украшения IX—XI вв., предметы вооружения, ремесленные инструменты. Городище окружено неукрепленным посадом.»

     Историки считают, что город Владимир-на-Клязьме был основан Владимиром Святославичем в 990 году, а по летописным данным город заложил в 1108 году Владимир Мономах. Князь Андрей Боголюбский перенес в него столицу своего княжества, опасаясь противодействия ростовских и суздальских бояр. Опять же рядом Сунгирское городище, которое находится в 16 километрах от владимира.
«Сунгирское городище. Рядом с палеологической стоянкой Сунгирь, на высоком краю левобережной клязьминской гряды, сохранилось кольцо земляных валов древней крепости 12-го века, основанной на месте меряно-славянского поселения 7-11 вв. над устьем оврага и излучиной Клязьмы.

     Сунгирское поселение под Владимиром играет роль, схожую с Сарским городищем под Ростовом. Это крупный укрепленный населенный пункт, ведущий активную торговлю и являющийся оплотом княжеской администрации в мерянских землях Северо - Восточной Руси. Хронологически поселение существует с VII по XII вв., хотя не исключено (по керамическому материалу - наличие фрагментов краснолощенной керамики говорит о его существование в XIII - XVвв.» (http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/z/37-1-0-2372 « Седыш-Град»)

     Древний город Клин его спутником был древний город на месте современного города Высоковска (подробнее в моей статье «Древний город на Вязе»), который мог быть поставлен для контроля над древним Клином, и торговых путей через него проходящих, и конечно для усиления обороны плодородного дмитровского ополья (подробнее в моей статье «Причины основания города – крепости Клин»).

     Из выше изложенного можно сделать следующий вывод. Большинство городов, построенных киевскими князьями в Северо - восточной Руси, находились не на её границах, а на внутренней территории, глубоко в тылу, рядом с крупными исконными русскими городами, что позволяло держать их под контролем. Интересно, что города новоделы и старые города существовали в одно время. Новые города контролировали так же и наиболее богатые, плодородные земли и торговые пути, проходившие через земли Северо – восточной Руси. Все княжеские летописные города – это крепости, базы экспансии, благодаря которым киевские князья и их потомки утверждались в Северо-восточной Руси.

И еще один момент в древних летописях о более древних русских городах практически ничего не сказано.

О древних русских летописях исчерпывающе сказал Олег Матвейчев на примере "Повести временных лет": «Повесть временных лет писалась … авторами в XII веке, то есть на 200-300 лет позже описанных в ней событий. Это сейчас есть архивы с книгами и СМИ, и то мы спорим об исторических событиях столетней давности, иногда давая просто прямо противоположные интерпретации! А что говорить о том времени! Тут достаточно сослаться на фундаментальные исследования Алексея Шахматова, хотя в наше время еще есть много новых данных.
…. очевидно, что для христианских историков, авторов «Повести временных лет» вся история до принятия христианства на Руси была не нужна и они были склонны изображать ее «темными веками» и делать все для ее забвения.
А вот политические силы, князья и религиозные деятели, кроме забвения могли практиковать и прямое уничтожение истории. Уничтожить историю очень легко. Это сейчас есть интернет и библиотеки, и множество носителей памяти. В те времена - книги были редки и дороги, их переписывание занимало годы.
Священные центры, в которых жили люди - носители устной истории и где хранились какие-то стеллы, идолы с рунами – были известны на перечет. Сжечь один-два таких центра - и нет несколько веков истории!

Самое отвратительное то, что современные академические историки будут, по сути, на стороне этого варварства – ибо для них «если нет фактов», которые можно потрогать – значит - нет и истории - а все остальное - это «ненаучные досужие рассуждения»!» (https://matveychev-oleg.livejournal.com/10467624.html Олег Матвейчев. А был ли Рюрик и Киевская Русь?)


Рецензии