Что хорошего и плохого в чувстве вины?

       Психологи и священники на практике регулярно сталкиваются с проблемой душевного и сердечного страдания человека, вызванного чувством вины. Люди имеют многовековой опыт вины. Согласно библейской истории, вина стала первой отрицательной эмоцией человека. В процессе развития человечества эмоции возникают раньше чувств и носят ситуативный характер, так как привязаны к ситуациям и событиям. До грехопадения первые люди находились в присутствии Бога и радовались, но после того, как Адам и Ева согрешили, их поведение изменилось: они скрылись «от лица Господа Бога между деревьями рая». Такая поведенческая реакция указывает на страх и стыд перед Отцом Небесным.
       Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Бедствия у всех людей происходят от них самих, от собственной их вины, когда они своими делами и поступками сами отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям». Так, узнав о печальных последствиях своего непослушания Богу, первые люди почувствовали сожаление. Считается, что именно с тех пор у религиозных людей есть понятия Суда Божиего и страха Божиего.
       Страх Божий испытывать полезно. Святитель Феофан Затворник советует: «Поселите поглубже в себе страх Божий, и он, взяв в руки бразды правления вашего внутреннего человека, устремит вас вслед Господа».
       В начале 21 века британцы провели социально-психологическое исследование методом опроса. Результаты показали, что каждая современная женщина испытывает чувство вины минимум один раз в день. Гипотетически, считают специалисты, первопричиной этого явления может быть уходящая вглубь веков генетическая память женщин ещё от жены Адама. Вопрос вины человека перед Богом относится к компетенции православного нравственного богословия и аскетики. Однако в данной статье мы рассмотрим чувство вины не в отношениях человека с Богом, а в системе «человек – человек». Мысли, изложенные здесь, опираются на мой личный и профессиональный опыт, и потому не лишены субъективности. Буду рада, если после прочтения статьи, человек сам возьмёт на себя труд дальнейшего исследования и изучения данного вопроса, и прежде всего – в свете Православной Веры.
       Психологическая наука более или менее успешно использует разные теории, методики, способы и технологии работы с деструктивным чувством вины у людей, а оно по-прежнему продолжает тревожить разум и душу практически всякого человека. И что интересно? Даже профессиональные психотерапевты и психологи теряются, сталкиваясь с чувством ложной вины, которое проявляется в симптомах душевных и духовных, психосоматических и даже психических патологических расстройств.


       ***

       Разнообразные школы человековедения рассматривают вину с разных сторон: как понятие юридическое, социальное, психологическое и духовное. Неудивительно поэтому, что существует много определений вины. Полный обзор имеющихся определений дан мною в статье, опубликованной в сборнике Материалов четвёртой Всероссийской научно-практической конференции «Святитель Феофан Затворник – основатель христианской психологии» за 2018 год. Приведу здесь лишь некоторые определения.
       Предваряя разговор о причинах и видах вины, а также о специфике работы с этим чувством, важно разобраться с определениями, ибо в русском языке слово «вина» имеет несколько значений. Так, Большой толковый психологический словарь определяет вину как «эмоциональное состояние индивида, вызываемое осознанием того, что он нарушил моральные нормы общества». В других словарях находим: «вина – причина, предлог, повод, извинение, оправдание»; «вина – ответственность за поступок, который нарушает правила поведения или законы».
       В словаре французов Лапланша Ж. и Понталиса Ж.-Б. читаем, что чувство вины обозначает «аффективное состояние после совершения действия, которое субъект считает предосудительным по тем или иным основаниям, или же неясное чувство собственного ничтожества, не связанное с каким-либо конкретным поступком, вызывающим раскаяние субъекта».
       Американский профессор психологии Кэррол Эллис Изард в своей «Дифференциальной теории эмоций» называет вину одной из десяти базовых эмоций, образующих основную мотивационную систему человеческого существования, наряду с эмоциями радости, печали, гнева, отвращения, презрения, страха, стыда (смущения), удивления и интереса.
       Словарь аналитической психологии подчёркивает, что «фактическая вина и чувство вины – это совершенно разные вещи» и что «довольно часто "чувство вины" не имеет никакого отношения к реальной физической вине в чём-либо». И всё же слово «вина» довольно часто используется как синоним «чувства вины». На сайте <isynonym.ru> читаем: синонимы к «виновный» – повинный, преступный, провинившийся.
       В Толковом словаре русского языка Владимира Ивановича Даля вина означает «провинность, проступок, прегрешение, грех, всякий недозволенный, предосудительный поступок». Даль неслучайно использовал такие слова как прегрешение и грех, ибо нет на земле людей безгрешных, как нет и человека, которому чувство вины не знакомо. Посему правомерно отнести «чувство вины» к компетенции духовно-ориентированных специалистов – душеведов (по Далю душесловов), использующих это понятие в качестве психологической категории.
       Что может сделать психолог? Помочь увидеть разницу между – «быть виноватым» и «чувствовать себя виноватым», учитывая при этом факт эмоционального переживания вины, которое в реальности может иметь либо не иметь объективные основания. Следует различать вину объективную и субъективную.
       Объективная вина возникает в случае фактического нарушения законов и норм: юридических, богословских, социальных, религиозных, моральных, этических, профессиональных и пр. Психологу же приходится работать с чувством субъективной вины. Рассмотрим, откуда оно берётся.
       Уже в древние времена в структуре мышления человека возникла система запретов для урегулирования отношений и поддержания порядка в обществе людей. В качестве своеобразного наказания за асоциальное поведение на коллективно-бессознательном уровне сформировалось чувство вины, и оно знакомо каждому совестливому человеку. Не столько суд людей и внешнее порицание удерживает человека от совершения дурных, по мнению общества, поступков, сколько суд собственной совести.
       Сергей Иванович Ожегов в своём словаре определяет совесть через чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
       Чистую совесть Цицерон называл главным украшением человека. Совесть – это голос души или голос Бога в душе человека. Через совесть душа говорит, а иногда кричит – в общем, подаёт сигналы человеку, когда и где он неправ.
       Уже в наше время известный русский старец, с которым я встречалась при его жизни, архимандрит Павел (Груздев), любивший говорить поговорками да присказками, предупреждал: «У совести нет зубов, а загрызёт до смерти. Не теряйте совесть!».
       По мнению психотерапевта Нарицына Николая Николаевича возникновение чувства вины связано со спецификой структуры личности. Человек импульсивный менее подвержен чувству вины из-за «перекошенного чувства справедливости» по принципу «все вокруг плохие, кроме меня, и кто-то другой виноват в моих неприятностях, но не я». Томас Харрис назвал эту модель «я – хороший, ты – плохой».
       Человеку сензитивному, склонному к тревожности и рефлексиям, сложнее жить с чувством вины и справляться с ним, ибо он строит отношения с людьми по принципу ложной адаптации «лишь бы не ругали» (по Т. Харрису «я – плохой, ты – хороший»). В межличностном общении нередко встречается пессимистичная позиция «я плохой – ты плохой». Однако наиболее приемлемый подход – это «я хороший – ты хороший».
       Однажды на лекции меня спросили: «Как можно о себе говорить, что «я – хороший», когда мы все грешные и творим дела мерзкие в глазах Господа?» Я ответила, что человек создан Богом и создан для благой цели. А Бог плохого не делает. Всякая душа есть христианка. И потому «я – каким задумал меня Господь – хороший». А дальше уже зависит…


       ***

       Родители и воспитатели довольно часто используют дуальную модель «хороший – плохой». Ребёнку говорят, что и как следует делать, ожидают, что он послушается, одобряют его и подбадривают. Ребёнок думает, что если он поступает, как просят, значит, он – хороший. Когда же ребёнку предъявляются требования, соответствовать которым он объективно не в состоянии, то в сознании маленького человека появляется и закрепляется негативный опыт, ведь его обвиняли, порицали, критиковали и наказывали. Так детский опыт переживаний формирует чувства неполноценности, самообвинения, самокритики и рассматриваемой нами ложной вины.
       Здесь следует отметить, что такой воспитательной мерой как наказание пользоваться надо весьма осторожно. Помню, ещё в прошлом веке в Московском педагогическом училище №2, где я училась с 1965 по 1969 годы, нас наставляли, что дети – это не наше и с ними нужно обходиться деликатно и бережно, а также что эффективно и безопасно применять наказание имеет право только тот, кто реально является авторитетом для ребёнка, а не просто считает себя таковым; только тот, кто умеет наказывать с любовью.
       Увы, один из распространённых приёмов в управлении ребёнком – это давление на его чувство вины. Такая форма манипулирования носит деструктивный характер для психики и души человека. Почему же родители, воспитатели, учителя к этому прибегают? По моему опыту, другой подход к воспитанию, кроме как обвинять во всём ребёнка, им просто не известен, они и сами так были воспитаны, и со временем не научились избавляться от разрушительного чувства собственной виноватости.
       Педагогическая несостоятельность и непоследовательность родителей в воздействиях на ребёнка приводит к путанице в его мыслях и в поведении, ведь ребёнку далеко не всегда ясно, что именно от него требуется: показать своим видом, что он виноват, или исправить ошибку. По воспитательному замыслу предполагается, что ребёнок, сделав что-то нехорошее, испытает чувство вины и начнёт исправляться. То есть вина как стимул (от лат. – stimulus – остроконечное тело (жало, шип, игла и т. п.) подвигнет его к конкретным действиям. Но, увы! вместо исправления ошибок и изменения поведения – часто у ребёнка только виноватый вид. Во взрослой жизни эта путаница продолжает расстраивать душу человека. Чувство вины, зависимость от мнения друзей, коллег, начальства, страх оказаться нехорошим в глазах родителей – это «брешь», куда уходят душевные силы и жизненная энергия, а в результате исчезает радость бытия.
       У взрослого человека чувство вины может возникнуть, когда он ведёт себя не так, как считает верным или как сам того ожидал. Откуда появляются ожидания относительно собственного поведения? Всякий человек имеет убеждения, и в соответствии с ними принимает решения, выбирает линию поведения. Внутренние, чаще всего неосознаваемые убеждения бывают навязанные (воспринятые от кого-либо) или собственные.
       Навязанные убеждения (долженствования) – это понятия о том, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Они формируются в раннем возрасте, ведь, наряду с имитацией, идентификацией и стыдом, вина относится к психологическим механизмам социализации ребёнка от 3 до 5 лет. По мнению некоторых специалистов, чувство вины является даже врождённым, сформированным ещё в перинатальный период. Родители (или замещающие их лица) неосознанно или намеренно внедряют в сознание ребёнка убеждения, которые имеют сами и/или хотят видеть в воспитуемом. Навязанные установки предназначены для формирования предпочтительной модели поведения ребёнка. Нарушение навязанного долженствования означает выход за границы желаемого поведения и приводит к возникновению чувства вины. Изменить навязанные долженствования непросто. Для этого человеку приходится сознательно проделать большую мыслительную и психологическую работу с личными установками и убеждениями, которыми он руководствовался иногда с самого раннего детства, привычно и некритично считая их верными.
       В процессе обретения жизненного опыта вырабатываются и формулируются правила, которые, по сути, и есть собственные долженствования. В отличие от навязанных, они имеют совершенно иную природу, и поэтому чаще всего их не нарушают. А если и нарушат, то не так сильно переживают. В течение жизни может возникнуть потребность или осознанная необходимость пересмотра старых убеждений, и человек их меняет, корректирует либо просто отказывается от них, как от болезненной зависимости.
       За психологической помощью обращаются люди, измотанные чувством вины, «выжатые» жизнью, подвергающиеся эмоциональному шантажу, причём чаще со стороны «близких, дорогих и любимых» родственников, открыто и беззастенчиво манипулирующих ими. Евангелие говорит об этом: самый большой враг твой – ближний. Сказано также: самые больные раны наносят близкие люди – они знают куда бить! Поэт, тонкий к слову, умоляет:

              Не бросайте фразы сгоряча,
              есть слова сильнее урагана.
              Заживают раны от ножа,
              а от слов не заживают раны.

       Приведу также слова преподобного Макария Оптинского: «Душа-то больше тела: тело поболит, да и тем кончится, а душевная-то болезнь простирается в вечность; избави нас, Господи, от сей болезни и даруй исцеление».


       ***

       Вину не следует путать с бедой. То, что случилось, часто – не вина, а беда. Тут уместен духовный совет святителя Иоанна Златоуста: «Случилось хорошее, благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось плохое, благословляй Бога, и плохое прекратится. Слава Богу за всё!»
       Психологически вина обращена в прошлое. Соответственно, чувство вины в настоящем, как правило, связано с конкретным эпизодом, событием или образом в прошлом, к которому человек постоянно возвращается в мыслях. Например, «не послушала родителей, не за того вышла замуж, не туда пошла учиться, согрешила и теперь должна нести за это наказание». Беда же обращена в будущее примерно так. Дело произошло, факт случился и зафиксирован, грех совершён и назван на исповеди. Следует проанализировать причины, обстоятельства, состояние души и тела, своё поведение, когда и как это произошло, но главное – как в будущем избежать повторения подобного. 
       Святой праведный Алексий Мечев пишет: «Ты всё думаешь: вот пришли скорби, вот несчастья, которых нет ни у кого, вот обстоятельства, из которых нет выхода, а это Бог с любовью посмотрел на тебя, это Бог приближается к тебе».
       Чувство реальной вины рождается, когда человек осознаёт свою причастность к страданиям, неудачам, неудобствам, причинённым другим людям. При этом он может раскаиваться, осуждать себя, хотеть искупить вину. А как? Как учил псалмопевец: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс 31:5).


       ***

       Достоверные гендерные различия в переживании вины обнаружились в психологических исследованиях с использованием анкеты «Ситуационный анализ чувства вины». Женщины считают, что переживание чувства вины положительно влияет на взаимоотношения в семье и на жизнь в целом, но отрицательно – на собственное здоровье и психику. Интенсивнее и длительнее женщины переживают чувство вины в ситуациях, связанных:
а) с семьёй, родными, близкими (не слушалась родителей, забыла поздравить и др.),
б) с нарушением взаимодействий в социуме (обман, ссора, предательство и др.),
в) с переживанием за собственные личностные качества (ленивая, грубая, нечестная и др.).
       Мужчины думают, что переживание чувства вины отрицательно сказывается на их репутации и на взаимоотношениях с людьми, участниками событий. Наиболее интенсивно и длительно переживают мужчины чувство вины в ситуациях, связанных:
а) с нарушением закона (избил человека, украл что-то и др.),
б) с вредными привычками (курение, употребление спиртного и др.),
в) с зависимостями (наркотики, игромания и др.).
       Профессиональный психолог помогает человеку прийти к осознанию ситуации в её реальной объективной раскладке, преодолевая эмоциональные преграды и неверные установки. Важно, чтобы негативные эмоции и субъективное восприятие поступка не мешали логическому анализу ситуации, здравому рассуждению. Психолог – это тот, кто учит человека убирать преграды, и прежде всего на пути к самому себе. И хотя ещё в древности предупреждали: «На пути к себе бойся встречи с собой», верующий человек знает опытно, что он всё сможет в укрепляющем его Господе.
       Духовно-ориентированный психолог особенно полезен будет на этапе пробуждения личности, когда человек учится различать и называть правдивые и ложные чувства, мотивы поступков, причины конфликтов, преодолевать недоверие к себе и другим, бороться с бесовскими страхованиями, осознавать и проговаривать вину, в том числе на исповеди.
       Святитель Феофан говорил о духовниках: «То правда, что всё реже и реже становятся лица, к которым можно было бы благонадёжно обратиться за советами о духовной жизни. Но они всегда есть и будут. И желающий всегда находит их по милости Божией». Верно это и в отношении психологов.


       ***

       Что касается позитивного аспекта чувства вины, специалисты единодушно считают, что оно играет важную роль в социализации человека. Базовая эмоция вины оказывает организующее и мотивирующее влияние на личность, а также служит адаптации человека и формирует нравственность, являясь неким стопором, препятствующим деструктивному поведению, когда проявляются негативные черты характера.
       Однако длительное пребывание в «чувстве вины» угнетает душу, приводит к унынию (смертному греху), мешает действовать активно по исправлению ситуации, препятствует самосовершенствованию и духовному развитию. Святитель Феофан Вышенский прямо говорит: «Угрюмая жизнь не есть Божия жизнь». Человек как творение Божие – не ничтожная, а достойная личность, имеющая право осуждать себя и выносить себе приговор. Главное – избегать крайностей, не доводя самообвинение до абсурда. Нужно иметь достаточно здравомыслия, трезвения, смелости и силы духа, чтобы говорить о себе нелицеприятную правду, например, в беседе с психологом, и уж конечно на исповеди, открыто называя свои грехи. Святитель Феофан советует в одном из писем: «Ока своего умного не сводите с сердца, и всё, исходящее оттуда, тотчас схватывайте и разбирайте: хорошо – пусть живёт, не хорошо – тотчас убить его надо».
       Святитель Игнатий Кавказский заметил: «Искушение в уме и в сердце страшнее всех внешних искушений. Никто так не опасен для нас, как мы сами». Действительно опасно, когда чувство вины проявляется в форме агрессии, направленной на себя самого, когда человек проявляет непродуктивную, а порой разрушительную эмоциональную реакцию в виде неоправданного самоосуждения, притворного самоуничижения и самобичевания, навязчивого стремления к самонаказанию. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних – болезнями и помыслами».
       Семейный психолог Павловская А. считает, что "мучиться виной значит следовать деструктивной программе, заложенной в детстве. Когда человек тонет в чувстве вины, он перестаёт быть субъектом, быть самим собой как независимой личностью и превращается в вечно виноватого ребёнка, который себя винит, а ответственности избегает".


       ***

       Важно разбираться в двух разнонаправленных понятиях: чувство вины и чувство ответственности. Непонимающий различий как сможет научиться сам, а тем более научить других нести ответственность за поступки и решения, не парализуя себя чувством вины? Чувство ответственности ориентировано на будущее с опорой на приобретённый опыт. Чем больше логики в понимании причинно-следственных связей, тем больше чувства ответственности (но не вины). Как можно раньше следует учить человека мыслить логически, чтобы видеть причинно-следственные связи, помогающие в будущем выбрать верную модель поведения.
       Взрослея, многие люди так и не научаются различать вину и ответственность, чувство вины они приравнивают к ответственности или подменяют её. Ответственность – это не вина, и проявляется она в действиях по исправлению ситуации. Кого интересует виноватость в реальной взрослой жизни? Какой смысл чувствовать вину за ошибку, совершённую, например, на работе? Руководителю, коллегам, предприятию нужно не чувство вины сотрудника, а нужно, чтобы ошибка и её последствия были исправлены – вот это ответственность! Иначе говоря, чтобы быть ответственным, вовсе не нужно быть виноватым. У психологически зрелого человека с уравновешенной психикой развито чувство ответственности за свои поступки, слова, принятые решения, сделанный выбор или отказ от выбора – за всё. Зрелый человек не мучается от чувства вины, а действует по исправлению ситуации. Если же ошибку исправить нельзя, человек усваивает этот урок жизни и живёт дальше, но уже на новом качественном уровне. В позитивном ключе ошибку лучше называть опытом, пусть и негативным. Кстати, урок – это наказ, и получить наказание (урок) – значит узнать, понять, приобрести опыт, а не понести ущерб и потерю для личности и травму для души.
       Я встретила в магазине давнего знакомого, и в кратком диалоге в ответ на мой вопрос «Как поживаешь?» он сказал: «Много ошибок было…». Я же парировала: «Это не ошибки, это твой опыт, и он дорогого стоит». Игорь Ч. удивился: «Вы за минуту дали мне урок. Вот это консультация!»

 
       ***

       Говоря кратко о формах переживания вины и проявления ответственности, можно описать их с помощью четырёх образов: дитя, деятель, переживатель, мученик.
1) Дитя – не переживает, но ничего и не делает;
2) Деятель – ответственно  всё исправит и не переживает;
3) Переживатель – переживает, но ничего не делает;
4) Мученик – сделает всё, что в его силах, но продолжает переживать.


       ***

       Важнейший критерий личностной зрелости человека – это способность взять на себя ответственность за свои поступки, переосмыслить, пережить чувство вины и искупить её. Поговорка гласит: «Не искал бы вину в селе, а искал бы её в себе». Но уже с самого первого греха люди стали пытаться переложить свою вину на другого, когда ещё в раю Адам обвинил жену в соблазне, а она обвинила змея в искушении. Чувство вины вызывает, казалось бы, непроизвольное, неосознаваемое желание переложить ответственность, обвинить не себя, а другого, при этом себя и своё поведение аргументировано оправдать – так работает сознание человека! Реакция, когда человек вольно или невольно проецирует вину на других людей или на обстоятельства, чтобы уменьшить тяжесть собственных переживаний, называется «проекцией», она играет роль защитного механизма. Однако перекладывание вины на других плохо отражается на взаимоотношениях с людьми. Это также мешает искреннему и истинному покаянию на исповеди.
       «Беда наша в том, что мы своё зло приписываем другому!», – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский. Социально, психологически и духовно развитый свободный человек не снимает с себя ответственность, не ищет виноватых, а исправляет ситуацию или меняет отношение к ней и идёт по жизни дальше.
       Древняя духовная мудрость гласит: «Тому, кто винит других, предстоит длинная дорога. Тот, кто винит себя, уже прошёл половину пути. Тот, кто не винит никого, дошёл до цели». Следует не забывать молиться о помощи Божией, ведь именно Христос взял вину на Себя, и, если по вере человек принимает эту жертву, он чист, ибо Спаситель  способен мгновенно утешить душу, освободив от тяжёлого, разрушительного чувства вины: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). И ещё, как гласит восточная мудрость: «Не говори Богу, что у тебя есть проблема. Повернись к проблеме и скажи, что у тебя есть Бог». Ложное, необоснованное чувство вины мешает жить спокойно и всему радоваться, как Бог велел. Владыка Феодосий, митрополит Омский и Тарский посчитал, что слово «радуйся» встречается в Евангелии 365 раз, – это значит, что каждый день Господь посылает нам повод для радости.
       А вот пример из моей практики, как человек лишает себя радости. На консультацию пришла 75 летняя верующая, воцерковлённая женщина – бабушка своего 21-летнего внука, которого схоронила уже полгода назад и всё ещё страшно горюет, безутешно плачет и винит себя в его кончине. Она была последней, с кем он разговаривал. А через полчаса после обеда, которым она его сытно накормила и сама пошла отдохнуть, он повесился в подъезде её дома. Позже выяснилось, что парень стал жертвой интернет диверсии против молодёжи «голубые киты». В этом примере её алогичного самообвинения, а также подобно этому других убеждений типа: «как можно спокойно жить, когда где-то идёт война и люди гибнут»; или «не могу даже есть – в Африке дети голодают» – очевидна логика лукавого врага рода человеческого, через помыслы заставляющего людей безвинно страдать от ложного чувства вины и ответственности. Святитель Феофан всем даёт конкретный духовный совет: «Помыслы надо гнать, не удерживать их произвольно. Тут главный пункт внутренней брани».
 

       ***

       В психологической беседе человек убеждается, что не он ответственен за поведение других людей; за чувства, родившиеся душе другого человека; за непредвиденные, тем более, стихийные обстоятельства. Но когда человек действительно виноват, то есть явился причиной события (в церк.-слав. языке вина есть причина), следует просить прощения у тех, кому нанесён вред, уповая на библейское обетование: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс. 102:12). А вот ещё духовный совет. Апостол Иаков призывает сознаваться в проступках перед теми, против кого совершён грех. Смиренное признание своего недоброго поступка – действенный способ освободиться от чувства вины или уж, по крайней мере, ослабить его.
       Кто терзается чувством вины, горько сожалеет о содеянном, боится последствий, не знает, что делать, злится и сердится, что не поступил иначе, тот забывает о существовании сатаны, недооценивает опасность бесовских козней. Ему преподобный старец Иосиф Исихаст сказал утешительное слово: «Не переживай. Это – не ты, это – бес. Возненавидь беса и дай ему пощёчину».
       Важно помнить: сколько бы времени человек ни вспоминал о прошлом, оно не изменится. Как же помочь человеку избавиться от необоснованного, разрушающего душу чувства вины?
1) Помочь осмыслить, понять личные, глубинные мотивы.
2) Вывести на уровень сознания задачи, которые на бессознательном уровне решает его чувство вины.
3) Найти (придумать), как решить эти задачи более конструктивным способом, создавая позитивное настоящее и будущее, чтобы двигаться вперёд, не застревая в прошлом.
       В процессе психологической беседы с непременным использованием душеполезного святоотеческого опыта, человек осознаёт личную ответственность а) за свои поступки и б) за собственные чувства. Психологу отрадно свидетельствовать, как через боль и переосмысление прямо в процессе консультации в человеческую душу приходит радость и покой, видимые уже и во внешних проявлениях (выражение глаз, мимика лица, поза тела, разговорные интонации и пр.).


       ***

       Что бывает, если человек не слушается голоса совести, мучимой грехом и чувством вины, и не идёт ни к психологу, ни на исповедь? Сердце постепенно холодеет, ум становится циничнее, и душа подаёт всё меньше признаков жизни. А тут уже недалеко и до самого губительного исхода – духовного разложения личности и духовной смерти. Сказано: «Все люди знают, что умрут, но не все знают, что уже умерли». И всё это – за вину, нераскрытую душевную рану, неисповеданные грехи, которые причиняют боль Господу Иисусу Христу, заставляют страдать самого грешника, да и ближних его.
       Кто знает за собой вину, тот нуждается в скорейшем примирении с Богом, с собой и с людьми. На этом этапе психолог – душеслов просто обязан помочь человеку облегчить душевное состояние. Как говорит святитель Николай Сербский: «Можешь помочь человеку – помоги, не можешь помочь – помолись, не умеешь молиться – подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли – это тоже оружие!» Преподобный Паисий Святогорец дал уникальный духовный совет, пришедший ко мне через моего сына монаха Салафиила: «Держи хороший помысел».
       Однажды в соборе Александро-Невской Лавры молодой воин сказал обречённо: «Я знаю, что попаду в ад. Я нарушил шестую заповедь столько раз, что не могу и сосчитать. Знаю, что Бог никогда не допустит, чтобы такой человек, как я, попал на Небо после всего, что я сделал». Можно было сразу отправить его на исповедь, напутствуя словами святителя Димитрия Ростовского: «Покаяние восстанавливает падшую душу, делает её из отчуждённой – дружественной Богу; покаяние ободряет душу истерзанную, укрепляет колеблющуюся, исцеляет сокрушённую, делает здоровой уязвлённую». Но психолог решил рассказать парню притчу о том, как один воин спросил старца: «Принимает ли Бог раскаяние?» Старец ответил: «Если у тебя порвётся плащ, выбросишь ли ты его?» Воин говорит: «Нет! Я его зашью». – «Если ты так щадишь свою одежду, то не пощадит ли Бог Своё творение?». И молодой человек пошёл на исповедь к священнику с покаянным чувством вины, чтобы спасать свою душу, осознавая при этом, что он когда-то в боевых действиях разрушил святое для Бога – человеческую жизнь. Верующие люди знают, что милость Божья безмерна, и Он прощает кающегося грешника, независимо от тяжести или количества совершённых грехов. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:9).
 

       ***

       Во время психологической беседы мне нравится использовать народные мудрости, православные поговорки: «Кто виноват, тот и кается. Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается. Была вина, да прощена». Господь может уврачевать любые разрушающие, болезненные чувства кающегося человека. Но ведь раскаяние невозможно без смирения и кротости. Осознание собственной слабости и немощи в преодолении ложного чувства вины современному человеку даётся очень трудно: мешает огромная и многоликая гордыня, которая тайно, неприметно питает вину. Гордыня питает вину. Как же справиться со своей гордыней? Никак. Самому никак! Преподобный Иоанн Лествичник поучает: «Блудных могут исправить люди; лукавых (хитрых) – Ангелы, а гордых исцеляет только Сам Бог.
       Бог, зная вину человека, помогает очищению души, которое происходит не на уровне интеллекта, а совершается в сердце. Исповеданная с покаянием вина восстанавливает единство с Богом, Который Сам есть Вина нашего спасения.
       В духовном плане важно понять, для чего Бог послал или попустил что-то и чему хочет научить человека. Порой мучительное и болезненное чувство вины очень долго не покидает человека, принося душе надуманные страдания, и никто не помогает – ни священник, ни психолог. И кажется, даже Сам Господь Бог тебя не слышит. Святитель Феофан Затворник возражает на это: «Бог не слышит? Бог всё слышит и видит. Только желание твоё исполнить не находит полезным для тебя».


       ***

       Чтобы не навредить душе человека и быть ему полезным в борьбе с ложным чувством вины профессиональный психолог сам обязан, прежде всего, освоить приёмы самопомощи в отношении личных убеждений и собственного чувства вины и не забывать руководствоваться духовными святоотеческими наставлениями, некоторые из которых приведу ниже.
       Преподобный Иосиф Оптинский: «Слава Богу, что познаёшь свои недостатки. Это есть начало здравия души».
       Святитель Феофан Затворник: «Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать, как посланца Божия. Первый вопрос будет у тебя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с этим или для этого лица? Всех принимать как образ Божий, с почтением, и желать сделать добро ему».
       Преподобный Алексий Зосимовский: «Мир душевный теряется больше всего от осуждения ближних и от недовольства своею жизнью».
       Святитель Феофан Затворник: «Мера наша вот какая: когда чувствуем, что кругом нечисты и что спасение нам только от великой милости Божией, то и хорошо. Как скоро начнём присвоять себе хоть малую частичку праведности, это худо. Тут скорее надобно поднимать сварливую брань на себя».
       Преподобный Амвросий Оптинский: «В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище – сердце внимательное».
       Святитель Феофан Затворник: «Делайте своё, а как другие на вас смотрят, не считайте того важным. Ибо верен суд только Божий. Люди же и себя плохо знают, тем паче других».
       Святитель Феофан Затворник: «Говоря, ты рождаешь слово, и оно никогда уже не умрёт, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобою на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя».



Татьяна Васильевна Филипьева,
кандидат психологических наук,
духовно-ориентированный психолог-консультант.
Член Российского психологического общества и
Объединения православных учёных России.
Член Президиума Ассоциации авиационно-космической,
морской, экстремальной и экологической медицины России
моб. +79162301056
e-mail: filipieva_tatian @ mail.ru


Рецензии