Мама мыла раму

Мама мыла раму

В крайнем домике, на нашей улице, который несколько лет стоял брошенный на произвол судьбы, поселилась молодая семья. Благодаря материнскому капиталу.

Этот материнский «капитал», который только в насмешку можно было назвать – капиталом, составлял некоторую сумму денег, которое государство выделяло тем, кто имел на менее двух детей. Молодая семья могла использовать эти деньги для приобретения жилья.

Такой суммы едва хватало, чтобы выкупить для себя какой-нибудь маленький, старенький домик с прилегающим земельным участком, в надежде перебиться некоторое время, пока окончательно не встать на ноги, разбогатеть и обзавестись потом более достойным жильем.

Мы с женой, сами недавно поселившиеся на этой улице, с интересом наблюдали за этой семейкой.

Молодая мамаша с двумя детьми разного возраста вдохновенно радовалась приобретенной развалюхе, поскольку до этого, как выяснилось, они вообще жили с родителями, в огромной тесноте, в домике еще более ветхом, чем приобретенный. И вот – какое счастье, заиметь свой собственный дом и ни от кого не зависеть.

С мужем эта молодая женщина давно не жила. Непутевый муженек сбежал на легкий хлеб к любовнице, и жить в развалюхе почему-то отказался.

Хотя они и не были разведены, женщина предпочла самостоятельно растить детей, работая закройщицей на местной швейной фабрике, получая, кроме мизерной зарплаты, небольшое пособие на двоих детей.
Ребятишки ее помаленьку росли. Старшая девочка ходила в школу, мальчик по возрасту догонял сестренку и тоже вскоре пошел в первый класс.

У них, на первый взгляд, было все нормально. Дети были сыты, одеты, веселы и жизнерадостны.

За исключением, может быть того, что жили без мужа и отца, который теперь находился в другом городе, периодически появлялся, чтобы устроить очередной скандал, предъявляя права на детское пособие, и, получив по сусалам, снова исчезал надолго, на неопределенное время. Жизнь семьи, в которой он вроде бы тоже должен был как-то принимать участие, его не интересовала. Такой вот достался «папаша».

Можете представить, какая получилась жизнь у одинокой женщины с двумя детьми, без мужика, да еще в частном доме, где постоянно требуются мужские руки, чтобы хотя бы гвоздь где-то заколотить.

Наше внимание к этой семейке было привлечено еще тем, что домик, в котором они поселились, в свое время принадлежал моей теще и моей супруге.

Я хорошо помню этот шедевр архитектуры, в котором, после того, как познакомился с будущей женой, не раз бывал в гостях у своей зазнобы. Помогал будущей теще по хозяйству, ремонтировал не раз их старенький телевизор, вместе коптили в их русской печке лещей, купленных на рынке, бетонировали дорожки в огороде…

Этот «шедевр», имеющий всего одну комнатку и кухню обогреваемый печкой «аля-русская», мог бы иметь более внушительный вид, если бы бревна, приготовленные на строительство пятистенка, кто-то не слямзил, пока мой тесть, царство ему небесное, пытался эти бревна караулить, уснув рядом на травке, пьяный в дупель... Об этом моя будущая жена со смехом рассказывала, объясняя почему их дом получился такой маленький. Бревен не хватило...

После свадьбы и окончания института, мы с детьми уехали в Великие Луки по направлению, а теща продолжала жить одна в этом домике.

Будучи в отпуске, мы неизменно привозили своих детей сюда на лето.

Потом, когда мы с женой и детьми оказались на Украине, то тещу забрали к себе в квартиру, а этот «дворец» продали. Новые хозяева некоторое время им пользовались, вместо дачи, а потом забросили за ненадобностью. Так вот домик после этого долго стоял  одинокий, заброшенный. Скучал, наверное, ждал новых жильцов.

Спустя много лет, когда город на Украине, где мы жили, подвергся обстрелу из тяжелых орудий, мы с женой, как беженцы, снова вернулись в город, город своей молодости. Вышло так, что жить мы стали на той же улице, недалеко от бывшего когда-то тещиного домика, выставленного на продажу.

Желающих приобрести этот дом долго не находилось. Сами мы его тоже не стали покупать, слишком жалким и маленьким он показался по прошествии стольких лет. Хоть с деньгами у нас и были напряги, все равно, постарались купить дом посолидней.

С горечью и сожалением наблюдали за домом, в котором прошло детство и юность моей супруги, и радовались, наконец, когда в нем снова появились жильцы.

Молодая хозяйка навела порядок, покрасила снаружи, наняла людей, ей вспахали огород, посадила овощи…

Как-то само собой получилось, что мы подружились с этой семейкой, начали помогать им, чем могли. Я помог им в доме обновить электропроводку, проложил в кухне пластиковые трубы под воду. Жена помогала им ухаживать за грядками.

Но это, все, что я написал, является лишь лирическим предисловием перед главными событиями, произошедшими в дальнейшем.

Весной 2021 года, молодая мамаша, по традиции, пришла со своими детьми к нам за рассадой и посадочной картошкой. Разговорились.

Татьяна, так звали молодую женщину, посетовала, что ее сына, закончившего учебу во втором классе, оставляют на второй год, или даже могут отправить в интернат для слаборазвитых детей. Ожидается специальная комиссия из области. Рассказывая это, она не удержалась от слез.

Когда мы стали уточнять, в чем же причина, и какие пробелы в образовании ее сына – школьника восьми лет, то выяснилось, что он, будучи уже выпускником второго класса, до сих пор не научился читать. Буквы вроде бы и знает, но сложить их в слоги и слова не получается. Не говоря уже про чтение целых предложений. За книги она вообще промолчала.

Для меня такое сообщение было полной неожиданностью.

За два года хождения в школу, и не научиться читать, - это какой-то нонсенс. За это время можно, наверное, и медведя научить на велосипеде кататься, не то, что читать.

Сам, я помню,  уже в первом классе прочитал все русские сказки, сказки Андерсена, Братьев Гримм, Шарля Перро, рассказы Гайдара и много других. Никто меня не заставлял, сам всему научился. А тут такое дело. Я никак не мог поверить.
- Давай с ним позанимаюсь, - говорю Татьяне.
Она согласилась.

До комиссии, которая отсеивает детей в интернат, оставалось три месяца.
На следующий день мы начали с Лешей, так звали ее сынишку, заниматься по букварю, опять с нуля, с самого начала.

Буквы он назвал все правильно. Это если называть их по порядку. Но когда я начал проверять знание букв в разнобой, выяснилось, что букв пять-шесть он назвал неправильно. Вместо «Т» назвал «Д». Вместо «В» назвал «Б»… Путал «Ш» и «Щ». Еще несколько раз ошибся на других буквах.
Так вот в чем камень преткновения!.. Он еще и буквы-то не все знает.

Однако, проблема была не только в этом.

Он не мог выговорить несколько звуков!  Звуки «ЭР», «ЭЛЬ» в его речи превращались в звук – «ВЭ». Поскольку он говорил очень быстро, проглатывая половину звуков, я не всегда мог понять смысл его речи.

С этого момента начался каторжный труд по переучиванию его говорить правильно произносить звуки, и каторжный труд заставить выучить в разнобой азбуку, и складывать слоги…

Прошел месяц.

За это время я научил его: играть в шахматы, до такой степени, что он начал меня обыгрывать, когда у него проявились к этому незаурядные логические способности; я научил его читать на японском языке азбуками хираганой и катаканой через мнемообразы, после того, как выяснились его наклонности к удивительному образному мышлению и образной памяти; научил играть на гитаре; научил нырять и плавать брассом, кролем; научил кататься на велосипеде, пробегать стометровку за пятнадцать секунд. На перекладине научил делать некоторые элементы из третьего разряда по спортивной гимнастике - подъем переворотом, подъем разгибом. Жена моя научила его прыгать через скакалку, крутить хула-хуп… Когда мы с ним ходили на тренировки на стадион, на пляж, на берег Волги, он, как обезьяна, ловко лазил по всем деревьям и спортивным снарядам. Физически развит он был неимоверно.

Но прочитать начальные фразы в букваре: «Мама мыла раму. Мы не рабы. Рабы не мы…», и научить его складывать из букв слова, как ни старались ни мы с женой, ни все преподаватели и логопеды, не смогли. Каждый раз он путал буквы между собой так, что получалась несуразная абракадабра, причем каждый раз новая: «Мала мыма мару. Ма ба немы. Рыба бе ме…» 

Я только за голову хватался, слушая перлы своего воспитанника, все, более и более впадая в отчаяние от такого феномена, что мой ученик второго класса, который обыгрывает меня, любителя со стажем, в шахматы, оказался невосприимчив к науке чтения и письма своего родного языка, на котором он говорит. А, может, закрадывалась во мне мысль, что это я такой никудышный преподаватель?..

Я разговаривал со специалистами из интерната в нашем городе, с логопедами и преподавателями начальных классов, рассказывая свою историю с этим мальчиком. Мне они посоветовали не тратить зря время, уверяя, что у меня все равно ничего не получится. Этот ребенок относится к породе "маугли", и место его только в специальном интернате, где он будет среди "своих"...

Тогда я стал читать ему книги, которые сам прочитал в детстве. Русские сказки о Иван-царевиче и сером волке, сказки Шарля Перро, Братьев Гримм. Приключения Тома Сойера и Гекка Фина. Авторов: Фенимора Купера, Стивенсона, Вальтера Скотта... Дочитывал до самого интересного места и останавливался, предлагая ученику, если он хочет узнать, что дальше, самому прочитать продолжение. Однако, такой фокус не срабатывал. Леша хватался за книгу, начинал читать с того места, где остановился я, и снова лилась абракадабра из путаницы букв и звуков. 

До комиссии оставалось два месяца.

Чего я только не изобретал, чтобы зажечь его чтением. Моя жена сшила набор для  разрезной азбуки, для составления слов и простых фраз. Мы учили с ним новые песни. В основном Виктора Цоя. Песни он запоминал только на слух, читать и писать тексты песен он, как ни старался, у него не получалось. Раза три начинали читать букварь с самого начала. С великим трудом, с подсказками он дочитывал букварь до конца. Но любой незнакомый текст ему все равно никак не поддавался. Во всем остальном, он был, как все мальчишки. Играл в футбол, мы с ним ездили на рыбалку, в лес, на пляж... Дома он тоже делал все домашние дела: готовил обеды, колол дрова, полол грядки. Если бы он умел читать, ему цены бы не было!..

Кончилось тем, что комиссия оставила его на второй год во втором классе.

* * *
Однажды, будучи в командировке по делам службы, пока ехал в автобусе, оказался на сиденье рядом с одной милой женщиной, бывшей учительницей начальных классов. Разговорились. Она рассказала много похожих случаев из своей богатой практики работы с подобными детьми. Иногда ей даже удавалось "вытащить" такого ребенка и научить, как положено, правильно читать. Главный секрет заключался в том, что ребенка невозможно насильно чему либо научить, пока он сам не захочет этому научиться.

Эта мысль до сих пор не дает мне покоя...


Рецензии
Отличный рассказ, а герой-расссказчик вызывает неподдельное уважение!
Маленький речевой недочет, вызванный влиянием южнорусского говора:"ЗА КНИГИ она вообще промолчала".В литерутурном русском нужен другой падеж и предлог.

Лилия Аслямова   04.11.2022 10:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Лилия за замечания. Хотелось бы, как профессионала, Вас спросить что-то за методику обучения чтению, и как бы Вы занимались с учеником на моем месте?

Александр Сивухин   05.11.2022 05:09   Заявить о нарушении
О, это мне не под силу! Наши начальники, т. е. учителя начальных классов, таких детей обычно ведут на медико-психологическую комиссию. Там определяют нарушение у ребенка и программу, которая ему поможет. Есть же специалисты, которые могут помочь.
Раньше их не было. У меня учился мальчик с дисграфией, прекрасный вырос мужичок, но так и не научился писать. Теперь его дочка страдает примерно так же, но в более легкой форме. Мама была отличница и умница.

Лилия Аслямова   05.11.2022 15:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.