Детская месть

 
   Наша улица  Садовая,
В три подъезда, старый дом
И команда там дворовая
Собиралась за углом.

То в лапту, то в жмурки прятались,
Детства радости вкусив,
Позабыв все неприятности,
Память детства сохранив.

   


 Прошло много лет, мне  сейчас 78, но я хорошо помню облик этого человека.. В то время, он уже пенсионер и занимался домашним хозяйством, что очень его выделяло из контингента жильцов трехподьездного, двухэтажного дома  из блочного известняка 1934 года постройки. Каждый подъезд, которого представлял четыре двухкомнатные квартиры, две на первом этаже и две на втором. Все квартиры дома были коммунальные, т.е. в каждой квартире проживали по две семьи, кроме одной. Именно , эта квартира принадлежала этому человеку, фамилию помню- Прокопенко. Располагалась она на первом этаже, в соседней жил я с маманей  и дедом, ее отцом, а большая комната принадлежала Рагулиным. Тетя  Маруся (Мария Федоровна) и Дядя Миша работали оба в милиции, у них было двое детишек, Толька-Рагулька моего возраста и младшая сестричка.. Как- то о тесноте, отсутствии коммунальных удобств – водопровода, туалета, централизованной тепловой сети, роптаний у проживающих не было, все радовались тому, что имели. Это были 1953- 1955 годы. Выживали, кто как мог. Параллельно дому, с тыльной его стороны находился длинный сарай с отдельными отсеками на каждую квартиру , выгребные туалеты и мусорные ямы. Каждый отсек сарая делился территориально между жильцами квартиры. Там хранились дрова и уголь для обогрева и приготовления пищи, в каждой комнате была своя печка. Площадь отсека позволяла, помимо основного своего назначения, содержать там и некоторую живность, кур, кроликов , коз и даже свиньей. Вот последний и был основным хозяйственным объектом господина Прокопенко. Вероятно, эта хозяйственная деятельность имела и коммерческую сторону. В сарае, по хрюканию и визгу можно было определить наличие нескольких животных, а перед входной дверью сарая располагалась коптильня, которая часто дразнила соседей своим запахом. Понятно, что данное хозяйство требовало большого внимания и труда, это регулярное кормление, уборка и охрана. И этим всем занимался Прокопенко, почему-то, его трудолюбие и активная деятельность у проживающих дома одобрения и восхищения не вызывали. Понимающего контакта , как я сейчас осознаю, не было, да и отношение господина Прокопенко к жителям дома  отвечало взаимностью. Установившаяся напряженность, неосознанно воспринималась и детьми, которых в доме было около двух десятков. Детская жизнь была наполнена наивным романизмом  школьной программы и местными традициями. Это игры в лапту, волейбол, футбол ,Козака-разбойника и жмурки. Последние, особенно были популярны в конце сентября, при наступлении сумерек. Одевались попроще, так чтобы можно было спрятаться лежа , за бугорком, поленом, лавочкой, ящиком, ступенькой. У меня была телогрейка, которая обеспечивала соответствующий камуфляж . При очередном этапе игры, я оказался в своем неосвещенном подъезде. Не знаю, что меня побудило лечь  перед ступенькой, сход с предверной площадки . Вероятно, отсутствие торцевой закрывающие доски, подпирающей площадку ступеньки и мои габариты мне давали гарантию при отсутствии освещения лежа быть незамеченным. Не помню сколько времени я пролежал под ступенькой, но оказался в период очередного этапа кормления свиней . Господин Прокопенко появился с огромной шайкой помоев , держал он ее перед собой двумя руками, тем самым закрыв зону видимости перед ногами. Шагнув уверенно на край ступеньки он наступил на мое плечо, отсутствие упругости в опоре привело к потере равновесия  и Прокопенко грохнулся ничком уронив голову в шайку с помоями. Я виновато поднялся и осознав случившееся бросился к выходу из подъезда. Как быстро поднялся Прокопенко я не понял, но убегая ощутил пролетающий рядом с моей головой  кирпич, которым подпирали входную дверь подъезда. Я благодарен моему Ангелу , который меня уберег и простил за детскую шалость, однако жестокость брошенного кирпича на всю мою жизнь оставила память и породила месть с различной реализацией, которая была посильна десятилетнему мальчугану- это дохлая кошка в коптильне и ее разрушение, слом висячих замков в сарае, поджог сена, обработка солидолом входной двери квартиры.  Все помню……


Рецензии