Удивительная встреча

УДИВИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА.
(Из книги «О людях и для людей»)

Насколько велик и удивителен мир!И каждая новая встреча с интересным человеком, вновь и вновь,подтверждает это. Так,например,раскрыв широко глаза и рты,слушали мы в полном восхищении выступление преподавателя педагогического университета Тулы Ольги Ивановны Филатовой,выпускницы института имени Гнесиных.
Небольшой школьный класс Толстовской начальной школы,расположенный в помещении бывшего детского сада на Косой Горе,превратился в тот вечер в небольшой камерный концертный зал,где зазвучали завораживающие звуки произведений Бетховена, Шопена,Чайковского,Баха,Рахманинова и самого… Льва Николаевича Толстого?!Ибо этот вечер так и назывался «Лев Толстой и музыка»
Много нового мы узнали в тот вечер,в том числе и о том,что сам Лев Николаевич Толстой любил часто музицировать,и даже сам написал один вальс?!Впрочем,слово «музицировать» в отношении Льва Толстого глубоко неверно,ибо он всегда жил по законам музыки,то есть гармонии.Иначе бы он просто не был Толстым и великим писателем!
Как интересны,и я думаю,как глубоко верны мысли Ольги Ивановны о том,что модное ныне слово «психоанализ»,– это учение есть открытие истинно русское,иначе не было бы в мире ни Толстого и ни Достоевского,ни Шолохова и ни Булгакова,ни Чехова и ни Зощенко.Именно в этом слове и есть весь ключ к загадочной русской душе.И я спрашиваю себя,а не в стремлении ли к гармонии и к красоте,кроется её разгадка?!
И потому я слушаю Ольгу Ивановну и не перестаю удивляться:и «…как всё-таки,мы глухи,как многого мы ещё не знаем и не понимаем о себе,о своём народе,и что это такое само по себе за явление – «музыка»? В чём сокрыто всесильное воздействие на человека большого и настоящего искусства?».И я всё больше и больше осознаю то,что чем тоньше и нежнее душа,тем всё больше и больше ей требуется духовной пищи!И как бренно наше тело – много ли ему надо чтобы легко дышать – всего лишь глоток свежего воздуха, а чтобы жить – всего лишь кусок хлеба и глоток воды,а как чрезвычайно много нужно пищи для души?!
И тут вдруг я понимаю,что кроме отдельных произведений Льва Толстого,которые даже названы музыкальными терминами – «Крейцерова соната» к примеру,в его произведениях часто душевное состояние героев определяется и непосредственно связано,а то и выражается именно музыкой!К примеру,первый бал Наташи Ростовой?! Или совершенно иное состояние её души,например,после тяжёлого горя – гибели Андрея Болконского,когда возрождение её души начинается именно с попытки запеть!
Вспомним,например,сцену охоты,когда Наташа Ростова задорно пляшет «русскую» под дядюшкину балалайку? Музыка присутствует в романе во всех переломных моментах душевного состояния его героев,она присутствует и в переломных моментах истории народа,истории страны.      
Какое же место занимает музыка тогда в личной жизни самого Льва Толстого? Такое же огромное,как и в его писательском творчестве!И Ольга Ивановна приводит строки из воспоминаний его близких,о том, что он делил всё своё время жизни между письменным столом и роялем.Музыка давала ему образы и переживания,давала творческий заряд его душе.
В семье Толстых все были очень музыкальны.Особенно Софья Андреевна.Она воспитала любовь к музыке и в детях.Дети не только играли на рояле,но и сами писали музыку.По вечерам они играли свои произведения в своём яснополянском доме.  Частыми гостями Ясной Поляны были известные музыканты,в том числе Танеев и Гольденвейзер,Любимым композитором Толстого был Шопен,но он хорошо знал музыку Бетховена,Баха,Чайковского,многих других композиторов.
Слушая и оценивая их произведения,Лев Толстой о каждом из них имел своё мнение, и он играл их сам,играл,когда на душе было весело или грустно.Всегда он чувствовал силу музыки,умел переживать те чувства,которые были заложены в музыке,находил в ней то,что его тоже мучило,тревожило,то,что он искал и порой не находил в жизни.
А.Бочаров.
 1996.


Рецензии