Послание потомкам дедушки Аверкия

     У сестры моего деда хранится семейная реликвия. Своего рода «Платёжная книжка». Раньше с каждого крестьянского двора собирали в казну налог и ставили печать об уплате со двора или семьи. Реликвия передавалась по мужской линии, а теперь она находится у Клавдии Аверкиевны Друговой (Белозёровой*)…

     Все Белозёровы – выходцы из села Гробово, что недалеко от Екатеринбурга. С 1925 года село стало называться Первомайским. Первоначально своё имя оно получило из-за того, что рядом была стычка отряда казаков Ермака с местными инородцами. Ермак тогда потерял в бою своего друга, гроб с его телом установили на возвышенности, где и сделали захоронение. Такова легенда, которая передавалась в семье Белозёровых.
     В 1558 году Григорий Строганов бил челом царю Грозному и просил земли по реке Чусовой. Царь пожаловал ему эти земли с просимыми им правами. Те же права и льготы, какие были пожалованы Григорию Строганову, были предоставлены в 1568-м – на 10 лет – его брату Якову – на земли от устья Чусовой вниз по Каме до Лосвинского бора.
     В «Сказании Сибирской земли» - памятнике XVII в. – говорится о Ермаке, мол, дед его, Афанасий Григорьевич Аленин, был суздальцем, посадским человеком, пришёл от скудной жизни во Владимир. После смерти деда его сыновья Родион и Тимофей пришли на реку Чусовую, в вотчину Строгановых. У Родиона здесь родился Дмитрий и Лука, а у Тимофея – Гавриил, Фрол и Василий. Василий Тимофеевич Аленин и стал потом Ермаком. Рождён же Ермак был в 30-40-х годах XVI века. Согласно документам строгановского архива, Ермак объявился у Строгановых в 1579 году. И пришли с ним с Волги 540 человек. Скорее всего, Строгановы знали про Ермака и раньше. Пригласить к себе на службу совсем уж непонятно кого – было бы слишком рискованно. На Урале многие склоняются к версии, что Ермак родился в Чусовском городке. Во многих семьях передаются устные предания о нём. Об уральской версии происхождения этого человека упоминал писатель Д. Мамин-Сибиряк, а также принял, поддержал и всегда отстаивал данную версию знаток уральского рабочего фольклора – известный писатель П. Бажов.
     Начало сибирской казачьей экспедиции датируют 1 сентября 1581 года. До этого похода было два массовых набега на строгановские владения манси и ханты. Против них отправили отряд казаков и ратников, но те успели уйти. Однако строгановский отряд всё же настиг «угров» и здорово их побил. Ещё один набег состоялся в июне 1581-го. Кроме ханты и манси были здесь уже удмурты, камские татары, марийцы и башкиры. Они сожгли некоторые сёла и деревни по рекам Чусовой и Сылве и захватили в плен немало людей. Но и на этот разказакам удалось отбиться от неприятеля. А примерно через месяц дружина Ермака в составе 840 человек, отслужив молебен, погрузилась на струги и, подняв паруса, двинулась из Чусовского городка на Кашлык. Строгановы снабдили дружинников запасами, оружием, дали им проводников и переводчиков. Однако участникам похода пришлось в пути зазимовать. Из Серебрянки, притока Чусовой, в Баранчу, впадающую в Тагил, необходимо было тащиться волоком. Пришлось часть судов бросить, а потом собирать плоты и делать челны, чтобы разместить все грузы. Сами участники похода рассказывали о нём в 1622 году первому архиепископу Киприану.
     В 1702 году была открыта первая медная руда в Уральском хребте, горе Душной (Пермская губерния, Екатеринбургский уезд).
В феврале 1721-го российский историк, географ, экономист и государственный деятель В. Татищев уж знал об уральских самоцветах и поделочных камнях и задумывался об их практическом применении. Он предложил завести в будущем в Екатеринбурге гранильное и камнерезное дело.
Весной 1721-го Татищев отправил по Чусовой свой первый караван с железом.
12 июня 1723-го Василий Никитич Татищев велел заложить на берегу Чусовой шахту да смотреть, какой будет мрамор.
     Из исторической справки:
«Село Первомайское или Гробово образовалось в 1723 г. как военная крепость, через неё проходил тракт на Екатеринбург, здесь был постоялый двор. Через Гробовскую крепость в 70-х годах XVIII в. проходил отряд пугачёвцев. Ежегодно через Гробово провозилось до 20 тыс. пассажиров и до 18 тыс. арестантов…»
В июне 1723-го промышленнику Никите Демидову был дан указ на строительство железоделательного завода на реке Ревде, вблизи впадения её в реку Чусовую, где нашли магнитную железную руду. Но металлургический завод здесь построил только сын Никиты Демидова – Акинфий в 1731-1734 годах. А пустили завод 1 сентября 1734-го. Ревдинские кустари снабжали коваными гвоздями чуть ли не всю Сибирь. До постройки железной дороги здесь занимались бурлачеством. В те времена река Чусовая была опасна, быстра и извилиста. Весной по ней отправили железо 20-30 барками.
     В 25 км от села Гробово (Первомайское) на землях, купленных у башкир, в 1743-1744 годах Акинфий Демидов построил чугуноплавительный и железоделательный завод, который в 1789-м был продан Михаилу Губину. В 1881-м Нижнесергинский завод вместе с Верхнесергинским, Атигским, Михайловским, Верхним и Нижним Уфалейскими заводами был передан Товариществу Сергинско-Уфалейских горных заводов. На этих землях люди занимались производством смолы, дёгтя, скипидара; земледелием и лесосплавом.
     В 3 км от Гробово (Первомайское) сейчас находится узловая железнодорожная станция Дружинино (3,4 тыс. жителей в 80-х годах XX в.), где находится стык трёх дорог: Казанской, Южноуральской и Свердловской. Это станция в основном грузового назначения.
     Сейчас есть железнодорожная ветка производственного назначения, которая связывает город Дегтярск (через станцию Ревда) с железной дорогой Екатеринбург – Дружинино. Есть и автомобильная дорога Дегтярск – Ревда, а также Дегтярск – Курганово – Екатеринбург.

     Белозёров Аверкий Архипович родился в 1890 году в селе Гробово (Первомайское) в семье крестьян. Сам отлично владел ремеслом портного, позднее в городе Дегтярске (куда переехала семья) слыл лучшем портным. Он оставил на  полях  «…книжки» свои замечания, мысли о событиях давних лет и послания потомкам...

     «Постройка дома на Дегтярке, посёлок Стахановцев, ул. Стахановская, д. №34. На постройку дома получили ссуду от Государства на имя Белозёрова Аркадия Аверьяновича 5600 руб. сроком на 10 лет. Да своих добавили 5400 руб. в 1937 году, перешли в 1938 году ноября 7 дня».
     «Белозёров Аверкiй Архипович перешёл на инвалидность 5 июля 1943 г. Стал получать пенсию с 19 мая 1944 года в сумме сто шестьдесят девять рублей 20 копеек в месяцъ. Документы инвалидности находятся в Свердловске в Свердлооблстрахъкассе, улица Гоголя, № 21, а пенсию высылаютъ из отделения Страхового Совета. Городъ Красноуфимскъ, улица Пролетарская, № 75 по 169 р. 20 в месяцъ…».

     Вторая Отечественная война началась в 1941 году с Германией, а кончилась 9 мая 1945 года победой над Германией и 3 сентября 1945 года победой над Японией. В этой войне погиб сын Аркадий под Витебском года рождения 1917…».

     «На память.
Дети мои, прошу вас!
Не уничтожайте эту книгу, а поскольку можно, то сохраняйте её для памяти, ведь ей 85 лет, и она ещё прадедушки Белозёрова Илариона Стефановича с 1860 года. Вы здесь поинтересуйтесь, какова была культура и грамотность в то время, и какая сейчас у вас в настоящее время, а когда вам попадёт эта книга нечаянно в руки, тогда и вспомните и помяните меня, старика Белозёрова Аверкия Архиповича от роду 55 лет января 1 1946 года…».

     «Выборы в Верховный Совет СССР депутатов первый раз состоялись в 1937 г., в то время бабушка Анне Петровне Белозёровой было от роду 95 лет и как у ней ноги уже плохо ходили, то за ней приехали на паре лошадей. С колокольчиками, убранные лошади по-праздничному в кошовочку и отвезли голосовать в избирательный участок, и обратно привезли тоже на лошадях. Также и в 1946 г. февраля 10 дня были выборы депутатов в Верховный Совет СССР, и меня – инвалида Белозёрова А.А., как у меня были больные ноги, и за мной приехали на лошади и в кошовочке привезли и отвезли обратно.
                10/ II 46 г.»
<…>
     «Клаше Белозёровой на память.
Клаша вышла в замуж в 1946 году ноября 7 дня. За Другова Василья Ивановича. В то время Василий Иванович работал на Сумзе, а Клаша на Дегтярке. В субботу 2 ноября зарегистрировались в Ревде, а в воскресенье 3 ноября, съездили в Свердловск, повенчались по старому православному религиозному церковному обряду. И как обоим нужно было явиться на свои работы, то они из Свердловска до станции Капраловой доехали вместе, а с Капраловой разъехались по своим работам. И только 7 ноября сошлись вместе для семейной жизни.
В то самое безбожное время было редкость и удивление в народе, что молодые люди повенчались церковным браком. В то время молодые люди гнушались, а старые радовались, так как в это самое безбожное время церквей было очень мало – кладбищенская церковь, в Слободе, в Верхних Сергах кладбищенская очень маленькая церковь и в Красно-Уфимске кладбищенская маленькая церковь, а остальныя церкви стояли разорёнными, пустыми или переделаны на учреждения, на гаража, на клубы, на мастерские, на столовые…».

     « На память, в 1947 году 25 марта благовещение Пр. Богородицы гремелъ гром и молния, я прожил 57 л. И от людей даже не слыхал, что в это время когда бывал гром, но была весна ранняя, а после заморозки…»

     «Редкiй и удивительный сонъ:
в конце марта 1949 г. в Гробовом бабушка Таисья Алексеевна Климина видела сонъ: была на том свете, её водил какой-то мужчина. Подошли к одному месту и увидела всех своих ребят умерших, они сидят в светлом месте, играют и увидали свою мать и узнали её и закричали: «мама, мама, мама», она хотела подойти к ним, но этот мужчина не допустил её, пошли дальше, и видит в темном месте сидят все её родственники, этот мужчина показывает ей, говорит - этот вот твой первый муж, а этот второй твой муж, ибо у ней было два мужа, и, опять не допустил до их, и об этом не велел ей сказывать никому, но она сказывала и все плакала, а может и еще не все сказала, подумайте хорошенько, что-то в загробной жизни есть таинственное, согласно писания…».
<…>

     «Бабушкины поговорки Анны Петровны Белозёровой, жила 96 летъ, померла на Дегтярке 6 и 19 марта старого и нового стиля 1939 г.:
1. Человек распустится ниже воды, а укрепится, крепче камня бывает.
2. Ребята, берегите копилку на чёрный день.
3. Не откладывай день к вечеру, а работу к завтра.
4. Не отказывайся от кошеля и тюрьмы.
5. Не надейся на лошадь, на лодку и на бабу!
6. Нет такого тайного дружка, как родимая матушка!
7. Материна молитва из огня и моря вынесет.
8. В валах не копны, а в копнах не сено.
9. Почитайте старших и родителей! А злословящий отца или мать смертию да умрёт!
10. Почитайте отца и мать, и долголетен будешь на земле!
11. Подавайте милостыню, не жалейте, мертвый у ворот не стоит, а свое возьмет!
12. Найдите куском хлеба жену мужную да нужную. Ведь нищий сходит - выпросит, а нужный и бедный человек попросит – ему совестно!
13. Благославляйтесь каждый день у родителей и призывайте на каждый день своего Ангела - хранителя, чтобы спас Вас от сегодняшней беды!
14. Молитесь Богу, не отказывайтесь от него, если откажетесь от Бога – во огонь вечный, там вам будет плач и скрежет зубовъ…»

     «…Дети мои! Прошу Вас, читайте священные книги, Евангелие, и другие духовные, где Вы найдёте себе утешение, и всю истинную правду. Веруйте в Бога, исповедуйте Его. Несумневайтесь, и Вам Бог поможет в этом. Иисус Христос сказал: Небо и Земля пройдет, а слова мои не пройдут. Благословение отца утверждает дома детей, проклятие матери разрушает до основания, говорится в священном писании, если у вас грязное тело - вы моетесь в бане, а если у вас грязная душа, вы читайте Евангелие и священные книги. И Бог от Вас откажется, в последний день, на страшном суде Божием! Не воскреснут нечестивые на судъ. Ниже, (как) грешницы в совет праведныхъ, Иисус Христос сказал, Я пришёл не праведников спасти, а привести грешников к покаянию, грешный человек признает Бога, покается, и его Бог прощает.
     Некоторые люди говорятъ, что нет Бога, но в мире, в природе что-то есть, какое-то невидимое существо, называемый невидимый миръ. Которое и управляет природой, если человек признает Бога, и верит несумненно, то ему это помогает, а нечестивый и неверующий человек, который все это отрицает, и даже делает насмешки над духовным миром, то конечно от него и Бог отрекся, и еще отрекется в последний день! На страшном суде Божиемъ. И скажет: отойдите вы от меня, делающие беззаконие…»

     «Не насмехайтесь над птицей, был случай у дедушка Лариона. В Ильинскую пятницу сметали зарод сена, и в своем шатре на покосе поймали сороку, привязали к хвосту бересто и зажгли его, она полетела с огнем и села на зарод сена и зарод вес сгорел. Отомстила…»

     «Не судите людей, чтобы они не сделали, им Бог судья, а сначала подумайте про себя, ведь я, может, в 10 раз хуже его! Не смейтесь на старыми, глупыми, уродливыми, а может, в 10 раз будем хуже его. Сегодня я здоровый, хороший, сильный и в почёте у всех, а завтра буду в 10 раз хуже их…»

     «Способ, как набрать муравьёв:
Сделаешь палочку длиною 40-50 сантиметров, толщиною в топорище и толще, взять посудину с широким горлом. Пример: кринку, горшок, туесок, железную банку; налить воды хотя бы в 10 сантиметров. Положить эту палочку на муравейник, на неё наползут муравьи, рукой их сгребать в воду, вымерять сантиметром: сколько муравьёв на дне – столько и воды закупорить в горшок покрепче и поставить в вольную печь на день, там муравьи сварятся, после этого чистую воду отлить и пить, а муравьёв истолочь в ступке с водой…»

     «От геморроя:
Велят пить постное с коноплёю масло, или конопли семя, или пить репейные корни, или из-под чая… или моркови сок, или подорожник, настоянный в вине пить, или из ракушек мясо высушить, истолочь в муку и пить как порошок».

     «От язвы желудка:
Надо пить морковный сок по одной столовой ложке 2-3 раза в день, он очищает желудок. Ещё можно пить сок редьки, только с парным молоком полстакана или меньше и столовую ложку сока редьки 2 раза в день».

     «От опухоли у скотины:
Если появится опухоль ног или где-нибудь, то надо заварить морковной мякины и привязать на больное место. Самое лучшее средство от опухоли со слов старого коровьего пастуха».

*Девичья фамилия автора – Белозёрова (прим. Ред.)

Евстигнеева Светлана // Берегиня – журнал для вас.- 2013.-№6.- с.34-41.


Рецензии
Здравствуйте, Светлана !
Поздравляю Вас с наступающим Рождеством!

Ваши ценные советы взяла себе в копилку, думаю Вы не обидетсь, если я их передам своим потомкам.

Елена Дудинова   05.01.2022 22:03     Заявить о нарушении
Спасибо большое за прочтение и отзыв! Конечно, буду только рада,что потомкам будут передаваться добрые и правильные нравственные ценности! Для того и стараюсь.

Светлана Евстигнеева   06.01.2022 10:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.