Гражданин земли русской

А древние пращуры зорко
Следят за работой сынов,
Ветлой наклоняясь с пригорка,
Туманом вставая с лугов.
В. Брюсов

На моей книжной полке среди многочисленных книжек и брошюр крымских писателей, точно предводитель войска, стоит двухтомник Владимира Павловича Терехова. Творчество этого замечательного человека – патриота, общественного деятеля, русского интеллигента – доступно всем крымчанам. Каждый раз погружаясь в поэзию Владимира Павловича, нахожу в ней искренность, доброту и предельно прозрачную гражданскую позицию, к которой так призывала поэтов народная любимица Анна Ахматова.
 
Он был и остается в наших сердцах носителем народной мудрости, отличного литературного слога и того качества, что называется «стихи для людей». Думаю, что будущее за такой литературой, которая ставит целью не выдвижение себя на первые позиции в рейтинге эпатажных книг, а служение отечеству, развитию духовной составляющей общества (не путать с религиозностью). Владимиру Павловичу, как сыну своего народа, такая задача оказалась по плечу.
 
Нам – человекам пишущим – с течением не лет, а десятилетий стало очевидно, что стихи могут быть простыми и гениальными, а могут быть сложными и бездарными. И как бы авангардисты (которым, по большому счету нечего сказать) не изощрялись и не били себя кулаком в грудь, мелькая на всевозможных страницах и тусовках, им не удастся доказать обратное. Стихи поэта Терехова за внешней простотой содержат большой коэффициент мироощущения, переданного на бумаге таким образом, что порой от прочитанных строк слезы наворачиваются на глаза. Это дорогого стоит, это и есть – талант – умение сказать так, чтоб проняло до мозжечка.
Каждый житель планеты Земля когда-то задается вопросом: «Зачем я пришел в этом мир и что я оставлю после себя, уйдя в мир иной?» Владимир Павлович ушел, оставив нам хорошие дела и хорошие книги. Сегодня, вспоминая о нем, мы говорим: «Спасибо!»
МЫ

В любви, в судьбе – событий связь.
Мне вербы машут ветками.
И строчек трепетная вязь
Оставлена мне предками.

И никакой беде окрест
Их было не заставить
На кровном деле гиблый крест
Своей рукой поставить.

Соха Микулова в кустах
Валялась праздной редко…
И дело вовсе не в крестах –
Все дело в наших предках.

От солнца до скупой звезды
Верны святым канонам –
На храмах ставили кресты,
Давали хлеб с поклоном.

Шли, на могилы помолясь, –
Навстречу пришлой силе.
И – вновь баюкала земля
Их кроткие могилы.

Их жизнь безгрешная была
Крестом осенена.
Но зрели звездные дела
И зрели семена.

Для нас земля застолблена
Крестами испокон.
И – не тускнеет старина,
И – пращурам поклон.

Лежит земля на их плечах…
Не их – чужие дети
В лихие зимы жгли в печах
Кресты святые эти.

Грустны захватчиков дела.
Ужо не до наживы…
Их прах земля не приняла.
А мы от корня живы!

***
Встану рано –
Стылый воздух здоровей,
Лист платана
Распластался на траве…

Ходит осень,
Мягко вздохами шурша,
Ясны росы,
Как жемчужины в ушах.

Смотрит чисто
С желтым солнцем в волосах
Думы чьи-то,
Словно слезы на глазах.

Осень, осень!
Солнце бьется под рукой
Бьется оземь,
Тает светлою тоской.

Льется с веток
Мед рябиновой зари.
Добрым светом
Ты мне душу озари.

***
Ну, а по мне стихи – процесс стихийный…
Приходят мысли, чуждые словам,
И ломкими, как веточки сухие,
Вдруг начинают строчками всплывать.

Отмахиваюсь часто, будто занят…
И вообще, какой от них мне толк?
Приходят, как душевные терзанья,
Мои стихи, как мной забытый долг.

Откуда вы беретесь, я не знаю,
Отцом вам или братом довожусь?
Но я вас нянчу, я вас пеленаю
И долго еще за руку вожу.

Все кажется, что вы растете слабо,
Что рано вас еще пускать одних,
А вы, глядишь, не шлепаетесь на пол –
Уходите на дальние огни.

УТРО
Солнце каплями меда сочится
Сквозь деревьев густые кроны…
Надо ж было такому случиться:
Мне сегодня приснились кони.

Мне сегодня приснились кони,
Надо ж было такому случиться:
Я в шальной верховой погоне
Все летел, не боясь разбиться.

Тишина каждый звук ловила
Настороженным чутким ухом;
По лугам табуны бродили,
Утопая в траве по брюхо.

Удивляясь погоне шалой,
Жеребцы, заливаясь, ржали,
Только эхом звенели дали,
Только звезды в глазах дрожали.

Рядом месяц летел, как птица
Над равниною голубою…
И не знал я, что это – снится,
Что гонюсь за самим собою.


Рецензии
"Нам – человекам пишущим – с течением не лет, а десятилетий стало очевидно, что стихи могут быть простыми и гениальными, а могут быть сложными и бездарными"
Совершенно верно, Алина.
Солидарен.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   22.03.2023 16:29     Заявить о нарушении