Любаша

Моя единственная родная сестренка, младше меня на шесть лет. Все четверо первых  детей в семье были в породу отца, похожи на него: все  родились по четыре килограмма пятьсот граммов, темно русые, голубоглазые с характерным отцовским носом, " Макаровы дети", говорили о них в городе. А Любаша и Гена, двое последних, были светло русыми. И когда отца спрашивали о них, он с юмором отвечал:

-А на них краски не хватило!

После их  рождения  я стала для них самым близким человеком, практически заменила мать. Она работала по сменам и очень уставала, у нее не хватало времени быть с ними почаще. Дети тосковали по ней, и когда стали ходить в детский сад, а  я должна их отводить, они громко плакали, не желая без мамы никуда идти. Закатывали истерику, особенно Любаша. Но постепенно они привыкли обходиться без нее,  и когда мать  отдала их учиться в школу-интернат в Каменном Бору, они приняли это как должное. Любаша с Геной все восемь лет там обучались, лишь приезжая домой на каникулы.

В первом классе Любаша с увлечением  занималась гимнастикой. Ее тело было таким пластичным, что я могла ее завязывать в узел. У нее были хорошие перспективы, но она вскоре перестала это делать, а почему я так и не узнала. Скорее всего, обычное дело: специалист уехал и все закончилось. В районе долго не задерживались молодые специалисты. Мы в городе с этим были хорошо знакомы. Позже она занялась  волейболом. Окончив восемь классов, сестра  решила поехать учиться в девятый класс в Петрозаводск и стала жить в интернате. Я в это время училась в пединституте и ей захотелось быть ближе ко мне. Она часто приходила ко мне в общежитие на Ленина. Однажды Любаша предстала  в неожиданном виде: волосы были выкрашены во все цвета радуги. Я пришла в шок! Я была настроена кардинальным образом изменить ее цвет волос: посадила ее посредине комнаты и, взяв в руки ножницы, начала состригать окрашенные  волосы без всякой жалости. Волосы небрежным цветным ковром устилали пол комнаты. Люба без волос выглядела сиротливо и слезы в ее глазах сказали все без слов. Мои действия, правда, она восприняла, как должное. После стрижки я,  как могла успокоила ее, и напоив чаем, пошла проводитьдомой.

-Любаша , ты пойми, я комсорг группы, и вдруг у меня сестра хиппи. Ты, пожалуйста, не делай так больше. У тебя прекрасные светло русые волосы и не надо их так портить. Не обижайся, пожалуйста. Волосы быстро отрастут.-говорила я сестре, завязывая ей шелковый платок на голову. Я  чувствовала  свою ответственность за нее.


Люба делилась со мной своими секретами и рассказала, что влюбилась в новичка, который недавно появился у них в классе: очень красивый парень Василий Клочко-просто Ален де Лон. Все девчонки в классе просто сошли с ума! Любаша не была исключением.
Да, она и сама была хороша: стройная блондинка с голубыми глазами. Она старалась никак не показывать своего интереса к нему. Познакомились они с Василием поближе позже, на тренировке по волейболу, которым оба увлекались. И он выбрал ее. Влюбившись в него, она совсем потеряла голову. Они были красивой парой! В десятом классе  они стали близки. Любаша забеременела. Василий пришел ко мне в общежитие просить руки Любы, обещая  любить и заботиться  о ней. Я благословила  их союз, видя их взаимные чувства. Школу она окончила и родила сына Виктора, а потом мы справили им свадьбу, они расписались. Молодая семья  обосновалась  в квартире матери Василия. Здесь жила мать, бабушка с внучкой и еще один сын Леонид. Мать и бабушка были прекрасными кулинарами и делали шедевры на праздники. Особенно мне понравилась  ваза с фруктами-с персиками на свадьбе Любы и Василия, они были, как настоящие, с желтовато-красноватыми бочками.

Молодые были  дружны со всеми;  часто на выходные приезжали в Матросы, где мы со своей семьей  гостили каждое лето. Сын Витя рос, как сорная трава у дороги, что хотел, то и делал. Однажды Люба привезла его к матери в Сегежу на месяц. Мать через неделю потребовала забрать его, он был неуправляемым. Однажды он забрался на телевизор и наложил кучу. Это было чудовищно для нашей   матери. Ходил по дому без одежды, ел, что вздумается: очень любил колбасу с майонезом и свежие огурцы.  Пришлось Любаше  забирать его домой.

Позже молодые поступили заочно в Торгово-кулинарный техникум в Сортавала, успешно окончили его, и их пригласили на работу в ресторан "Калевала". Ресторан был рядом с домом, и это устраивало всех. Они готовили и обслуживали банкетный зал, где мероприятия часто заканчивались далеко за полночь. Остатки со стола, как было принято, делились между работниками. Это экономило бюджет молодой семьи, и помогало прокормить большую семью матери Василия. С продуктами было сложно, и родственники, да и я, часто делала заказы продуктов через ресторан.

Люба занималась фитнесом и волейболом, была на виду и ее выбрали депутатом Горсовета. Ей дали двухкомнатную квартиру в районе  Древлянки. Она чаще стала заниматься общественной работой и меньше бывать дома.
Василия работа в ресторане развратила, он стал выпивать, сказалась наследственность, и уже не мог без алкоголя. Василий загулял и даже не скрывал этого. Между мужем и женой начались размолвки, выросла стена непонимания. Во время очередного скандала Люба заявила, что подает на развод, чем вывела его из себя. Он был пьян и не особо раздумывая, набросился на нее с ножом,  но я помешала, встала между ними,  в это время  была как раз у них в гостях, приехала в больницу на операцию.

Закончилась их история тем, что Люба уехала на юг, в Лазаревское, где летом отдыхала и познакомилась с одним азербайджанцем. Она ему рассказывала о проблемах в семье, об изменах мужа, и он просил при нестандартной ситуации звонить ему и он поможет. Убежав от Василия в одном платье, она дала Гашиму телеграмму, чтобы встречал. Ей пришлось увольняться с работы, оставив заявление и паспорт  подруге, с которой работала. Не обошлось без происшествий. Так называемая "подруга", воспользовавшись ее паспортом, взяла в банке кредит на большую сумму. Об этом Люба узнала, когда ей прислали Исполнительный лист по ликвидации задолженности по кредиту. Она была в шоке! А подруга потом ей объяснила, что она надеялась, кредиторы Любу не найдут раз ее нет в городе.

Теперь она с новой семьей живет в Лазаревском. У них с Гашимом родилась дочь-красавица Наргиз, характером вся в отца. Он души в ней не чает. Они держат продуктовый магазин и еще Любаша выращивает цветы, которыми торгует на рынке.

В 1995 году 12 июля умерла наша мама и я телеграммой  вызвала ее на похороны. Она приехала, но когда  все дети сидели за поминальным столом и говорили о маме теплые слова, она вдруг заявила:

Я ничего не могу о ней сказать ни хорошего ни плохого, я ее просто не знала. Галина с рождения была со мной и я ее считаю своей мамой. Простите, но это так.-спокойно, но твердо заявила Люба.

-Сестра, ты не совсем права. Уже своим рождением ты  обязана матери. А судить родителей -самое неблагодарное дело. Время было трудное, и поднимать шестерых детей- тяжело, поэтому мы, старшие, помогали матери и отцу в вашем воспитании. Мы все сегодня состоявшиеся люди, имеем семьи, детей. -в этом большая заслуга нашей матери. Светлая память ей!-сказала я ей в ответ.


Погостив у нас три дня, Люба собралась домой. Перед отъездом она пригласила нас к себе в Лазаревское. И мы в конце июля с Анной поехали к ней. Дали Любе телеграмму, а нас никто не встретил. Мы два часа ждали на вокзале, а потом пошел сильный ливень,  и я стала подходить к таксистам и спрашивать, не знают ли они Гашима или Гашиша, он торгует цветами. И вдруг один из них отозвался и сказал, что знает.

-Я знаю, это Гашим , он живет в Мамедовом  ущелье. Поехали!-сказал он.
И через двадцать минут мы подъехали к дому  и сквозь пелену дождя пытались его рассмотреть. Я позвонила и на звонок из дома с зонтом выбежала Люба.

-Боже мой! Я думаю, куда вы запропастились? Проходите быстрее.-скороговоркой говорила Люба. Шофер такси объяснил ей, в чем дело. Шофер, которого она послала за нами, принял дозу и куда-то уехал, а про нас забыл.

Две недели мы гостили у Любы; помогали ей по дому, в приготовлении еды, работе с розами, на рынке.. У нее было сделано семь розариев и посажена тысяча роз темно-красного цвета. Нужно было с утра, благо я ранняя пташка, с шести уже на ногах, обломать ненужные бутоны у розы, чтобы остался один нормальный цветок, а потом вместе с Любой мы нарезали цветы для продажи. Я работала в купальнике и как не старалась, все равно вскоре была вся в царапинах от шипов роз. В один из дней мы с Анютой пришли с нею на рынок и Анна решила помочь тете Любе делать букеты. И что удивительно: она сделала такие цветочные композиции, что ее букеты очень быстро все продали. Люба так порадовалась успехам от продажи, что подарила Анне двести рублей за работу, на которые мы купили ей босоножки.
 Зять нас развлекал: за десять дней мы трижды  с ним ходили в ресторан "Парус" на танцы. Перед выходом мы дома ужинали, а в ресторане брали лишь салат и бутылку светлого вина. И три часа танцевали до упаду. Это вносило разнообразие в наш отдых. В последний наш вечер, как постоянным посетителям, нам от ресторана подарили бутылку вина" Монастырская изба". Это было приятно! С Анной мы ходили на море, я учила ее плавать. Она хорошо плавала под водой, а на воде боялась, но постепенно страх прошел и она плыла со мной в открытое море, я ее страховала; она рукой держалась за мое плечо и мы плыли. С Любой лишь один раз мы выбрались на море. Но дома мы не могли наговориться.

Мы провели прекрасное время в общении с моей сестрой. В 2005 году я приехала работать в лагерь им. Хальзева под Туапсе, на двадцать один день. И на выходные ездила к Любе. Но чем больше я знакомилась с ее жизнью, тем больше вопросов возникало к ее мужу. Он ей практически ни в чем не помогал: на ней был магазин, участок, продажа цветов, ребенок и муж, который все время приказывал ей приготовить  манты или   чебуреки. А сам поест, выпьет пару рюмок водки и спать. Так он проводил свое время. Мне это надоело и стало за Любу обидно, и однажды я Гашиму все высказала:

-Гашим, послушай! Ты я вижу неплохо устроился, живешь, как султан, которого надо обслуживать с утра до ночи, а сам работать или хотя бы помогать жене ты не спешишь. Люба не сирота, у нее есть четыре брата и сестра. Если ты не изменишь свое отношение к ней, то мы сумеем тебе объяснить правила хорошего тона. Помни об этом!

Но восточных людей не переделаешь. Они так жили всегда. Женщина -второе лицо в доме и должна за счастье считать, что здесь ее любят, взяли в свой дом,  и трудиться с утра до вечера не покладая рук на своего благодетеля.  Я пробовала убедить Любу, что это  для нее унизительно и как-то надо  изменить свою жизнь.

-Ты понимаешь, здесь без него я не проживу, его все знают, у него все схвачено, с ним считаются. Да, и дочь он мне никогда не отдаст! Оставим все, как есть. Да, мне трудно, от тяжести постоянно болит спина, но жить можно. Это юг!-говорила мне Люба тоном обреченного человека, как овца, которую ведут на заклание.

Ну, что ж, это ее выбор! Гашим сказал ей,  после нашего разговора, чтобы больше никаких родственников с ее стороны в его доме не было. И Люба прекратила с нами все связи. Теперь ее телефон молчит.
Василий, ее бывший муж, не смог жить без нее, он  действительно любил Любу, спился и умер . Ему было лишь сорок пять лет. Сын Виктор был сложным подростком и за хулиганство три года провел в колонии. Выйдя, женился и часто приезжает к матери в Лазаревское, но Гашиму это не нравится. Лет пять назад у него был инфаркт.-из-за этого Люба с нами не общается. Очень хочется встретиться  с нею вновь  на галечно-песчаном берегу Лазаревского! И я думаю, что эта встреча состоится!


Рецензии