День рождения

День рождения.
Завтра –день рождения. Юбилей. Дочь накупила всяческих продуктов. Торопливо выгрузила все на стол, и умчалась по своим делам. На столе высится продуктово-фруктовое изобилие. Для подруг-Лида, для внуков-баба Лида или бабуля, а для остальных-прочих-Лидия Николаевна,- открыла холодильник, чтобы разложить продукты по полкам. Долго перекладывала, переталкивала цветные упаковки, подложки , пакеты…Наконец ,все было разложено. Часть яблок и кисть винограда, она отложила в сторону:-
-До вечера съедим-
 решила она.
На столе лежали чеки из магазина и кошелек, который дочь выложила из сумочки. Ох, растеряша! Вечно бросает кошелек, потом ищет!  Пошутить, чтобы не бросала!
Лида раскрыла кошелек. Со звоном, выкатились на стол монеты, а в кошельке осталась только синенькая помятая бумажка-пятьдесят рублей.
У Лиды к этой купюре было особое отношение.
-Вот, уж и пятьдесят рублей, не деньги…
Проворчала Лида. А в голове всплыли те, страшные   годы…
Жизнь начиналась красиво. Помнит Лида выпускной вечер в районной школе. Помнит сиреневое платье из тафты. Хотелось ей белое, да мачеха нашла только сиреневую ткань. Обижаться Лида не стала. Не мамка ведь. Радуйся тому, что нашла! А когда платье сшили-Лида и вовсе сердиться перестала-такая красота! По нежно-сиреневому полю-как рисунок морозный на окнах. Девчонки завидовали! После окончания школы- техникум. Не очень-то и хотелось Лиде экономистом быть, да легко поступать, и Танька, подружка, тоже туда поступает. Проучились три года. Весело было!  Девчата забавные. Дружно жили. Были в группе и парни. Только они сильно воображали. Конечно- «восемь девок, один –я». Лида на них и не глядела. А вот с городскими парнями, крутили любовь, это да…
Был у Лиды парень-Серега. Тихий, скромный такой. Влюбился он в Лиду! Стал звать ее замуж. Подумала Лида-подумала, да и согласилась.хоть большой любви и не было.
Сняли они угол у одной бабки. Ворчливая старуха боялась старости и бедности, и экономила каждую копейку. Полученные за комнату деньги, она заворачивала в старый отцветший платок, и прятала куда- то.  Лида никогда не интересовалась у бабки-есть ли у нее дети, внуки… Но в один из осенних дней, на пороге бабкиной квартиры, появился   молодой парень. Бабкин внук .Высокий, симпатичный.
-Алексей-
Представился он Лиде. Сначала, она, вроде его не замечала. Но балагур и весельчак все -таки привлек ее внимание. Ей было приятно, что он   старается что-то сделать для нее,развеселить. Тихоня и рохля,муж, не замечал,  как переглядываются Лида и Алексей. И, как бы ненароком, стараются коснуться друг друга. Только бабка все это приметила. В один из вечеров, когда Сергея не было дома,а парочка увлеченно играла в карты, перекидываясь двусмысленными шутками, бабка вошла в комнату.
-Вот что, любовнички! Такие дела в своем доме, я терпеть не намерена! Ты, мужняя жена, и тебе не пристало перед чужим мужиком задом крутить! Смотрю, муж у тебя тихий да спокойный. Не стану я ему ничего говорить. А вот с квартиры съезжайте! Алешка, шалопай, но он мой внук! Не выгонять же мне его!Умру,и квартира его станет.
Она ловко треснула сухонькой ручонкой, по крепкому затылку парня.
Тот промолчал, только почесал затылок. Наутро Лида сказала Сергею, что бабка их выгоняет.
-И куда мы сейчас? Квартиру найти трудно, да и денег нет. А,слушай, поедем ко мне на родину! Там, знаешь, как классно! Мамке ты понравишься!
У Лиды мамки не было,на родине ее никто не ждал, так что она с легкостью согласилась ехать. Сергей   был родом из маленького городка в ста километрах от Пскова.  Родители Сергея очень сдержанно отнеслись к появлению Лиды в их семье. Отец работал в мэрии города, мама не работала. С утра и до вечера она надраивала сверкающие полы, перетирала посуду, готовила завтраки и обеды. Лиде она строго объяснила, что уважающая себя женщина должна  содержать дом в чистоте, и поэтому она  не работает, а остается »на хозяйстве».
Лиде очень понравилась архитектура городка. Много необычных, старинных построек, каких- то башен.  Много эстонцев. Поскольку родители не выражали восторг по поводу приезда сына с женой, ребята решили устроиться на работу в Пскове.Там тоже было красиво!
Сняли крошечную квартиру. Сергей устроился на работу сразу-помогли папины связи. А вот Лида, долго не могла устроиться. Наконец, нашла место бухгалтера в общепите. Периодически приезжала свекровь. Проверяла пыль, постельное белье, забирала белые рубашки сына, чтобы перестирать и накрахмалить…Лида безропотно сносила все ее издевки. В мире что- то назревало. Запахи чего –то страшного прямо-таки, носились в воздухе. Начались перебои с продуктами. Лида, поскольку работала в общепите, все-таки могла что - то «достать». Соседи- эстонцы, с презрением относились к молодым. Считали их грязной и нецивилизованной нацией.
В Эстонии начались волнения. Лида очень беспокоилась за Сергея. И не зря. По улицам ходили, непонятного вида молодые люди
в спортивных костюмах. Их боялась даже милиция. Они могли избить, убить… По городу ходили слухи-один другого, страшнее.Зарплату Сергею задерживали.
Вот в такое неподходящее время, Бог дал им дочку Александру. Мать Сергея, устраивала истерики, говорила, что эта оборванка не может быть хорошей матерью ее внучке. Скоро мужа уволили с работы. Денег совсем не стало. А тут , еще он ногу сломал…
Целыми днями,  сидел на стареньком диване, и жаловался на жизнь. Лида кормила его манной кашей, которую варила дочке. Очередной визит мамаши, закончился тем, что она увезла своего «бедного сыночка» к себе, поправляться. И Лида осталась одна, в почти незнакомом городе, без денег, с маленьким ребенком на руках.
А жить становилось все труднее и труднее. Уехать? А куда? Отец к этому времени уже умер, да и денег, ни копейки! Сашеньке нет и пяти лет…Но мир не без добрых людей. Выручила соседка. Она торговала на рынке домашними тапочками, которые сама же и шила. Торговля шла бойко. Времени на пошив тапочек соседке не хватало, и она взяла в помощники Лиду. Целыми ночами строчила она тапочки. Чтобы было красиво, пришивала украшения-бантики, пуговички.
Соседка иногда просила ее, постоять на рынке, поторговать. И с этим, Лида справлялась. Натренировавшись на тапочках,стала шить халаты и пижамы. Их с удовольствием брали соседки и торговки с рынка. В один из вечеров, к ней заявились три мордоворота-молодых, накаченных и наглых. Потребовали долю.  Пришлось заплатить. Наутро один из них,  Жека-заявился к Лиде. Принес колбасу, сыр, шпроты.Давно такого изобилия не было в этом доме.Но Лида понимала,чем придется расплачиваться за шпроты и колбасу,и поняла-
-надо уносить ноги. От Жеки не отвяжешься.Любовницей бандита ей вовсе не хотелось быть!Пересчитала деньги,что остались после набега "Жеки и его команды". Решила-куплю билет туда, куда хватит денег. Мужу о своем бегстве она не сообщила.
-Зачем? Под крылом мамочки ему тепло и уютно. За полгода, он даже не вспомнил о них не разу. Не спросил, как они живут. И Лида вычеркнула его из своей жизни. Давно когда- то, Лида читала, что в семейной жизни мужья претендуют на центральное, первое место. На втором месте-его ближний круг-мама, друзья, его увлечения-рыбалка, автомобиль, спорт,водка. И только на третьем месте-жена. Лиде совсем не хотелось занимать третье место! Она мечтала быть на первом! Кассир в железнодорожной кассе долго считала и пересчитывала деньги,ничему не удивляясь,и ни о чем не спрашивая Лида распотрошила копилку, в которую скидывала пятачки и десятикопеечные монеты, сохраненные «На черный день». Наконец, пересчитав, сообщила сумму, и название станции, до которой можно доехать. Вещей у них почти не было. Два стареньких чемодана, а детский рюкзачок. Жалко было Лиде бросать теплое детское одеяло, подушку, и швейную машину, которая так выручила ее в эти годы.
Сколько раз потом Лида пожалела о том, что не взяла вещи!  Ну, как говорится, всегда крепки задним умом… .А сейчас она торопилась уехать подальше, от чванливых эстонцев, бандита Жеки, бесхарактерного и безвольного Сергея с его напыщенной мамочкой , руководствуясь мыслью—"Хуже уже не будет, некуда"
…Как же она ошибалась! Сколько раз потом, жизнь подкидывала ей ситуации,посложнее этой.Станция, до которой доехали  называлась  странно.-Глухая  балка. Был февраль.Улицы и вокзальная площадь,утопали в снегу. Здание станции-крошечное, но теплое. Сейчас, самое главное, до вечера устроиться на ночлег, поскольку  вокзал закрывают. Лида немного огляделась, и подошла к уборщице, что  мыла пол.
Но та не намерена была разговаривать с каждой приезжей.
Грубо оборвав Лиду, она рявкнула так, что с цветущего оранжевыми цветами куста,стоящего в углу зала, упал цветок.
- Я что вам, справочное бюро, что ли? Если бюро, так платите! А то ни копейки платят, а с расспросами да вопросами лезут! И сердито замахала шваброй. Лида растерянно оглянулась. Народу в здании вокзала было мало.
-Что ж, надо идти. Буду спрашивать каждого, может, кто и пустит.
Но жители Глухой Балки, будто и правда были глухи к беде Лиды. Кто отказывал, ссылаясь на тесноту, кто, просто не хотел разговаривать. Сашенька устала, и еле тащилась по снегу. Приходилось останавливаться, и ждать дочку.Давно уж на руках вспухали мозоли от тяжелых чемоданов.Хотелось бросить их на снег, и расплакаться, но нельзя. Рядом-Сашенька.
-Напугаю девчонку. И так уже бедная,намучилась! Стойкая. В меня пошла, не в этого нытика и хлюпика Сергея.
Подошли, вернее, подтащились к магазину. У Лиды осталось совсем немного денег, чтобы снять жилье. Были еще монеты, что весело звенели в кармане пальто. Лида их пересчитала. Хватит на батон хлеба   и соленый сморщенный огурец, что лежат в большом лотке на прилавке. Вся витрина заставлена трехлитровыми банками с зелеными маринованными помидорами. И все! Ни сахара, ни конфет, ни круп… Как здесь люди живут? Что едят?
Сашенька с аппетитом ела батон вприкуску с огурцом. Пожилая продавщица с жалостью глядела на них.
-Приезжие, что ли? Господи! Все отсюда бегут, а вы-сюда…К кому хоть приехали- то? И где вы жить собираетесь? Никто не пустит… Все воровства боятся. Время такое нехорошее. Даже не знаю, что тебе и присоветовать-может, к бабке Макаровой… Воровать у нее нечего. А стены не унесешь. Только без меня , она и разговаривать с тобой не будет! Ждите до закрытия. Потом сведу тебя до бабки.
 Ждать пришлось долго. Сашенька ,поев ,и выпив целую кружку воды, задремала, прижавшись к Лиде. Время тянулось медленно. Наконец, продавщица закрыла склад и магазин, на большой амбарный замок, взяла у Лиды один  чемодан, и сказала-
-Меня можешь тетей Катей звать. Все меня так в поселке кличут…
 И пошагала по тропинке вперед. Возле старенького домишки, обмазанного глиной и побеленного, на украинский манер, остановилась и стала громко стучать в окно.-
-Бабка глуховата, -
Объяснила она.
На крылечко вышла кругленькая,как колобок, и очень уютная старушка. Ее совершенно белые, седые волосы, обрамляли лицо.
-Че зубенишься! Ишь, каку моду взяли, в окошко долбиться! И не такая уж я глухая!
-Заворчала бабушка.
-Да вот,постояльцев тебе хочу предложить. Сама знаш,у нас люди то не шипко приветные Нуко,с дитем всю деревню обошли, и никто не пожалел. Посмотри, девчонка то кака баска! Чисто ангелок.!И  тебе веселее  будет! Сама говорила, что тоскливо… Бабка задумчиво постояла, забавно подергала носом,  и нерешительно  сказала-
Так то оно так…Но ,опять же-чужая. Кто знат, вот возьмет ,и  обчистит старуху…А то,ишшо хужее -убьет...Нет, в избу я не пушшу.  А вот  в пристройку, ладно. Кака-ни кака копеечка будет….
-Окстись,Матвеевна! Там же холодно будет!
На что эта уютна бабулька резонно сказала-
-Раз ты такая жалостная, так и бери к себе!
- Да я бы с милой душой взяла, так мой то-не просыхает! Ни днем ни ночью покою нет ! Ладно, пойдем, твою пристроечку поглядим.! Через сугробы, пробрались к сарайчику-с одной стороны –застекленное окно, дверь. На крыше, видна труба. С другой-старая сломанная дверь, и заткнутое мешковиной окно.
Здесь летось, куры жили…А в пристройке-давно никто не жил. Глядите, коли охота…Старушка открыла дверь пристройки-Внутри  все выглядело, как в обыкновенной деревенской кухне-Стол возле окна, белёная печка, железная кровать.
Глядите. Вот такие хоромы. Если устраивает, живите. За проживание-я с вас брать не стану. А вот за дрова, будете давать мне…и она назвала цену, в два раза превышающую ту, что отложена на жилье. Лида только ойкнула…
-Че, охаешь, нету? Ну, сколько есть. Остальные, потом отдашь. Весной поможешь огород посадить… Ну, заселяйтесь! Дрова- вон там!
И старушка-колобок, покатилась в свою избу, оставив Лиду с Сашенькой в холодной пристройке-сарае.
Весь вечер топили они печку, не раздеваясь. Поздно вечером в дверь стукнули. Пришла тетя Катя, принесла ведро картошки, старенькую кастрюлю, два стакана. Поняв, что у Лиды с дочкой нечего постелить на кровать, просто принесла две охапки душистого сена. Накрыв его простыней, они улеглись спать,как на перине. Под утро в пристройке выдуло. Пришлось снова топить печку.
Но все равно, у них  было жилье. С утра пошли искать работу. О работе по профессии, нечего было и мечтать. И все- таки, Лиде повезло. Ее приняли на полставки, уборщицей на почту. Утром –расчищать крыльцо и дорожки от снега,а в вечернее время-уборка помещения.  Как пожалела Лида, что нет у нее швейной машинки! Она бы ее снова выручила. Иногда заходила тетя Катя. Вместе пили чай, говорили обо всем. Когда та узнала, что Лида умеет шить, принесла старинную, еще бабушкину, машину «Зингер». Такие машинки сейчас редко встречаются. А,между тем, это прекрасная машина. Немецкое качество. Лида  шила тете Кате наволочки, ночнушки, халаты,а заказы все не заканчивались. Давно уж стало понятно, что добрая тетя Катя торгует Лидиными изделиями в своем магазине Но как об этом скажешь? Ведь тетя Катя столько помогла! Бабушка Матвеевна тоже решила   сменить свой гардероб. Пришлось и ей сшить пару халатов. Лида не спала ночами, трудилась, не покладая рук, а денег не прибавлялось. На работе , она почти никого не знала. Утром, еще никого не было, вечером-уже никого не было. Знакома с почтальонкой, да перекинулась парой фраз с оператором. 
Было четвертое марта. Пятого, у Лиды день рождения. Зарплата уже прошла. Денег нет и не будет еще долго. Рано утром Лида шла на работу , не в самом лучшем настроении. Так устала! От такой жизни, от бед, холода, безденежья. Давно уже мечтает она о хорошем обеде, а в кастрюле на печке,ждет жидкая похлебка , из одной картофелины и горсточки пшенной крупы. Лида уж не может смотреть в глаза Сашеньке. И так большие и красивые, они стали огромными, на худеньком личике.
Взяв из подсобки лопату и метлу, вышла она на улицу.Светила удивительно чистая, огромная луна. Какое- то отчаянье захлестнуло Лиду. Захотелось кому- то пожаловаться, излить всю боль и тяжесть, что накопилось на душе.
-Господи! Помоги мне! Я много не прошу, ну, хоть пятьдесят рублей, чтобы купить лишнюю булку хлеба,накормить ребенка!Дочка то в чем виновата,что так живем?
Лида еще чуть -чуть пожаловалась Богу, пожалела дочку и себя, и принялась за уборку.
Снег легкий, невесомый. Так, пороша. Вдруг,  она увидела что –то темное. Наклонилась и подняла кошелек. Видно с вечера кто-то обронил.
 Нерешительно открыла кошелек. При свете луны увидела купюру.
Деньги…У Лиды застучало в висках и забилось сердце. Нет, так не бывает! Не может быть! Подошла к фонарю-да, пятьдесят рублей, о которых только что мечтала ,и еще какие то квитанции,или документы. Она довольно долго работала в торговле, и знала, что иногда одна такая бумажка может привести человека на скамью подсудимых…Но деньги… В ней боролись противоречивые чувства.С одной стороны-Лида не украла их,а просто нашла.Их мог найти кто -то другой...Нашла она.Это ее удача!Никто не видел,не знает,и не узнает.А она может купить макароны,хлеб,и еще что нибудь,что будет в магазине..А как же совесть? Лида была правдолюбкой.Всегда считала,что врать,скрывать-подло.Как же так?За пятьдесят рублей продать свои принципы,совесть?Лидка!В кого ты превращаешься...
Лида поглубже засунула кошелек себе в карман, домела дорожки, и села дожидаться начальника почты. Та важно шла по расчищенной дорожке. Увидела уборщицу и спросила-
-Какие –то проблемы?
-Да вот, сейчас нашла кошелек. Решила спросить-никто не терял? Еще секунды назад, довольное лицо начальницы , стало серым и испуганным.
-Где ты его нашла? -
Да на дорожке возле калитки…
-Я же в машину садилась, видно там уронила,   и не почувствовала! Там же у меня еще документы!!!Она раскрыла кошелек, достала бумаги, разложила их на столе.
-Ох я и курица! Спасибо тебе! Если бы не ты, поперли бы  меня с работы!
Начальница достала из кошелька   пятьдесят рублей, и протянула их Лиде, потом засмущалась,
-Что это я! Вот возьми…и протянула   еще сто рублей.Бери,бери...Ты не представляешь,какие важные документы здесь! Я так тебе благодарна!
Расскажи, как живешь? Говорят, в каком- то сарае? Знаешь, моя мама сейчас у меня живет, а ее дом пустует. Мне приходится ходить, печку топить. Давай ,я с мамой поговорю? Ты ведь не возражаешь?
 Пятого марта,день рождения, Лида с Сашенькой праздновали в теплой уютной квартире. На столе стоял самый настоящий, хоть маленький, тортик…
Давно это было, но было же! До сих пор Лида  не может отделаться от мысли, что  ее просьба была услышана,и кто-то добрый и мудрый проверял,искушал ее.Проверил. Убедился.Остался доволен. С того дня у нее пошла полоса везений. Сейчас у нее есть все, что положено для спокойной жизни. Завтра соберутся близкие и друзья. Будет много подарков, и хороших слов. И тот,добрый, мудрый, будет критически смотреть на все это, и говорить-
-Ну-ну, помнишь? И я помню, как хотелось тебе взять ту, синенькую бумажку. Не взяла, хоть и голодала. Уважаю.


Рецензии
Наверное каждый из нас проходит такую "проверку", только одни замечают , а другие- нет))))
Лида - большая молодец "За пятьдесят рублей продать свои принципы,совесть?",- действительно, хоть никто и не узнает, а она сама будет знать как поступила)))
Для кого-то наверное неважно, мелочь...
А из мелочей наша жизнь состоит)))
Спасибо, Ниночка, за рассказ!

Ирина Черезова 2   05.01.2022 09:54     Заявить о нарушении