Кризис цивилизации

О какой цивилизации идет речь?

В своем 11-томном труде ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ, который в России ухитрились издать в однотомнике, правда, толстом, мелкими буквами и на серой газетной бумаге, Арнольд Тойнби насчитывает 22 цивилизации. Причем Россия там занимает половинку 18-й строки как православная ветвь христианства. 
Конечно, речь идет о цивилизации, условно именуемой ЗАПАДНОЙ.

Для России она базовая

Учитывая, что понятия ПРОГРЕСС и РЕАКЦИЯ,  ТОВАР и ДЕНЬГИ, КАПИТАЛИЗМ  и СОЦИАЛИЗМ, РЫНОЧНАЯ  ЭКОНОМИКА и много чего ещё к нам пришли оттуда, мы их восприняли как свои собственные, потому так понятна ключевая роль состояния запада для нас. И здесь не так уж  важно,  что отклонение от западных стереотипов нам приносит бОльший успех, чем неуклонное следование  их догмам.

Цивилизационные  основы

Идейной основой современного состояния западной цивилизации является вывод реформатора западной церкви Мартина Лютера о том что богатство есть благо, которым господь метит наиболее достойных. 
Экономической основой стал вывод Давида Рикардо о том, что труд человека есть источник богатства. Универсальным мерилом ценности стала стоимость, её непосредственное выражение - деньги. 
Философской основой этой стадии цивилизации стала концепция гуманизма: стоимость - высшая ценность, её источник и производитель - человек. Всё логично. 

Фетиш стоимости и его роковая роль

В Капитале Маркса есть глава Товарный фетишизм: всё покупается и продается - честь, совесть, любовь. В современном мире сложился фетишизм стоимости: если ты располагаешь покупательной  способностью - деньгами ли, золотом или чем иным, включая счет в банке, у тебя будет всё, что пожелаешь, включая известность, славу, власть.

Стоимость как сущностное выражение богатства не имеет качественных характеристик и измеряется только количеством. Это очень важно в мире чистогана и соперничества. Она не имеет количественных пределов. Как писал Энгельс, как бы ни была велика та или иная величина, к ней всегда можно прибавить ещё единицу. Это свойство весьма импонировало экспансионизму и амбициям капитализма, и принципиально важно, что сегодня  они исчерпаны полностью, ограниченные масштабами планеты. Но это скорее не причина, а следствие происходящего.

Стоимость как регулятор общественных отношений была реальностью и работала, пока оставалась в согласии и в связке с   ее материальным содержанием - товаром. Сегодня стоимость в финансовой оболочке оторвалась от материальной базы в виде совокупности товаров и услуг, стала фикцией и выполняет старые функции по традиции, по сложившейся практике, по привычке.  Не сказать, что так уж хорошо она справляется с этим, но замены нет, и с этим приходится мириться.   Вполне возможно, что заменой будет компьютерная электронная валюта, природа и общество не потерпят пустоты.

Однако, это пустые хлопоты: черного кобеля не отмоешь добела. Человечество нуждается в других смыслах, критериях, регуляторах.
Старые прекратили свое действие.
В этом и есть суть кризиса.


Рецензии
Добрый день, Георгий! Спасибо за интересную публикацию. Как в нашем непостоянном мире круто всё меняется. Раньше стоимость определялась товаром, а теперь к нему еще добавились услуги, наверное, курьерские, упаковочные и другие. Человек, к примеру, дома сидит и ждет, когда ему приведут покупку на дом. Так?
Здоровья Вам, счастья и всяких благ!
С уважением и теплом,



Людмила Каштанова   26.01.2025 12:26     Заявить о нарушении
Этот ваш простенький вопрос, Людмила, сломал голову доброй половине человечества. Классики (Д.Рикардо, А.Смит) договорились
измерять стоимость объемом вложенного труда. Но поскольку сам
труд оценивается деньгами, торговцы и банкиры взяли это дело в
свои загребущие руки. Цены спекулятивно взлетели под влиянием
рекламы и моды, деньги потекли рекой, а изготовитель остался с
фигой в кармане у них в долгу. У нас это тоже наблюдается.
С кем поведёшься. Будьте здоровы.

Георгий Иванченко   26.01.2025 18:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.