Философские интуиции сперанского
Сперанский, создавая свою оригинальную философскую концепцию, особое внимание уделял статусу человека в бытии. Для него полное бытие – это есть, прежде всего, нравственный мир. Основные категории здесь – предел, правда, союз, долг. Человек – это арена борьбы бытия устроенного, гармонично-объединенного и хаотического, беспредельно-разделенного. Человек – это еще и такое средство для Целого=Универсума=Мира, с помощью коего мир физический приходит к одухотворению. Без него он вечно был бы осужден быть миром сугубо вещественным.
Чтобы достичь полного бытия, осуществляемого согласно принципу правды, должны возникнуть, быть осуществлены три союза: 1) человека с самим собой, что предполагает единство настоящего и прошлого, временного и вечного и возникновение Я – ядра личности; 2) людей друг с другом, ибо человек – это только составная часть человечества, личное есть девальвация общего, и чем больше человек отходит от себя = единичного и погружается во всеобщее, тем он честнее и свободнее; 3) людей с Богом как всеобщим коммуникатором нравственного мира самого по себе.
Эти три уровня «коммуникативного действования» порождают три соответствующих обязанности, каковые Сперанский именует «обязанностями первородных союзов» и их сохранение и укрепление является долгом человека. Причем, более того, исполнение этого долга есть предустановление человека на земле. Сам долг есть сохранение и удержание целостности нравственного мира.
Большое внимание мыслитель уделяет такой метафорической категории как Правда. Она имеет восемь аспектов или проявлений, измерений у Сперанского: 1) основание нравственного порядка; 2) «правда совести», то есть, на основе чего производится оценка (суд) соответствия деяний человека долгу перед первородными союзами; 3) сила творения, что способна переводить существующее, отдельное, разрозненное в бытийствующее, полное, целостное, взаимодействующее, коммуникационное; 4) сила преображения – правда уравнивает две силы противоположные: личность и общение, самолюбие и любовь. В итоге сущее лишается своей отдельности, атомизированности и перерождается в элемент нравственного мира. И в этом перерождении создается неразличие, не просто совмещение характеристик противоположных миров, отдельного и полного, а именно поглощение первого во втором. Для обозначения этого состояния Сперанский использует термин-метафору «aequum» – это и «правда», и «ровное место»; 5) регулятор внешних и внутренних сил, которые борются в человеческом мире, «смешанном бытии», или, как это еще называет Сперанский, – «посредник истинного примирения»; 6) сила, охраняющая «союзное», коммуницированное бытие от вторжения бытия разрозненного, личного; 7) «высший и всеобщий нравственный и естественный закон» – универсальный предел и источник всяческих добродетелей; и, наконец, 8) это такое событие иерофании, проявление священного в мире человека, откуда берет свой путь «лестница нравственного достоинства».
Итак, очевидно, что в понимании Правды у мыслителя здесь синтезируются и этический, и эстетический, и антропологический, и аксиологический=ценностный, и философский, и мистический, и религиозно-теологический аспекты. Правда – это высший, идеальный синтез всех сторон коммуникативного Бытия.
И еще по поводу понимания Сперанским долга. Долг выстраивается у него в последовательную иерархию трех уровней: 1) долг, реализуемый в «смешанном бытии», то есть в историческом пространстве-времени мира, и заключающийся в долге законам=правовым установлениям, что выплачивается повиновением, долге этическом, что выплачивается «вкусом», следованием велениям совести, и долге истине, который осуществляется деяниями «в пределах разума». Здесь эксплицируется понимание, что «высшая степень свободы – сковывать себя», это есть исполнение долга как общественного закона, сохранения в пределах, и это есть путь к государственному устройству, обозначаемому как «истинная монархия»; 2) долг, в соответствии с коим человек является средством осуществления всей полноты «правды» как всеобщего нравственного закона; 3) долг, в согласии с которым человек должен следовать по пути нравственного совершенствования к «прямому общению с Богом».
Есть у Сперанского и мистические мотивы, мистические коннотации. Процесс мистического озарения, прикосновения к Богу, к Вечности идет через несколько напряженных этапов: 1) здесь свободная воля на пути освобождения от пределов ограниченного, хаотического бытия переживает отказ человека от всех других стремлений, кроме стремления к Богу; 2) переход от «молитвы умной», рефлексии, рассуждения о Боге к «созерцательной молитве», образу заключающегося в человеке Царства Божьего, внутреннего слова; 3) дальнейшее нарастание, эскалация созерцания как процесса некоего озарения, «разумения сверх ума», при этом в персональном = личностном мире идет процесс самоуничтожения уже не только внешнего, но и внутреннего; 4) онтологизация созерцания как достижения трансцендентного места, «ничто», «вступление в сумрак веры». Это такое НИЧТО, где мистик занимается тем, что, по словам Сперанского, «ждет всякого света непосредственно свыше и, если упорствуешь в этом ожидании, то свет нисходит и Царствие Божие раскрывается».
Однако, прежде чем достигнуть этого состояния НИЧТО, этой «глубины глубин», нужно полностью реализовать свой долг в человеческом и социальном мире, в «срединном бытии» или «смешанном бытии». Человек должен принести пользу в своем отечестве, затем способствовать реализации универсального принципа и закона Правды и только потом исполнить последнее обязательство перед Всеобщим = Целым = Богом – в преображении отказаться от самого себя!
Таким образом, и это важно (!), у М. М. Сперанского возникает глубокая и до конца еще не осмысленная и не исследованная и поныне, концепция преображения человека ради Целого, что заключается в исполнении нравственного долга перед бытием и последовательном изживании своих индивидуальных особенностей. И вот эта идея, идея жертвования собственным ради коллективного (часто понимаемая превратно и вульгарно), как показал и прошедший 20 век, обладает очень высокой энергетикой и притягательностью, до конца еще не реализованной.
Итак, суммируя все вышесказанное, можем кое-что заключить. Сперанский стоит у истоков теории коммуникации и аксиологии = теории ценностей в России. Мир – это система взаимодействия постоянных и релятивных величин, континуальных и дискретных процессов, которые в своей полноте образуют целое мира. Все в мире есть система коммуникаций: человека с самим собой, человека с Другим человеком, человека с обществом и миром, наконец, человека с Богом. От того, как выстроены эти коммуникации (упорядоченные они или хаотические, основаны на правде и долге или на эгоизме и лжи, на преобладании вещественно-материального или нравственно-духовного), зависит и качество человеческого, политического, социального бытия. От качества этих коммуникаций зависит и бытие Целого = Мира = Универсума. Да – Целый Мир; Целое Мира! У Сперанского поражает интуиция Целого=Целостности, в рамках которого была бы реализована гармония Духа и материи, индивидуального и коллективного, элиты и народа. Как это далеко отстоит, увы, от современного состояния российского общества с его разорванностью и расщепленностью, атомизированностью, бездуховностью, социальной несправедливостью = Неправдой, ставшей зловещей парадигмой нашей жизни, резким преобладанием грубо-вещественного и материального над духовным и идеальным, пещерного эгоизма и индивидуализма над интересами Целого=Общества=Этноса=Народа. До тех пор пока эта тенденция не изменится, России не стоит рассчитывать на духовное, правовое, социальное, политическое, экономическое, демографическое выздоровление. Может найдется когда-нибудь новый Сперанский, который поймет это?!
Думается, читающим эти заметки было отнюдь небесполезно ближе познакомиться с философскими весьма оригинальными воззрениями М. М. Сперанского, о которых далеко не всегда сообщают в популярных учебниках и пособиях, ограничиваясь перечислением стандартных, общеизвестных фактов. Ибо понимание этих его концепций позволит и глубже понять логику многих его реформаторских государственно-управленческих решений, в той или иной мере повлиявших на дальнейшую судьбу России.
Свидетельство о публикации №221062000073