От казаков днепровских до запорожских ч. 36

Выжгли его предместья, переправились в Европейскую Турцию, прошли Болгарию и напали на Килию. Взяв её штурмом, казаки без пощады перебили всех турок и армян, а сам город разрушили и сожгли. Так казаки Богданка помянули погибших здесь братьев-казаков во главе с гетманом Свирговским. Стефан Батория наградил казаков и прислал Богданку знамя с изображением белого орла. После этих громких казачьих побед польский король стал опасаться усиления православного воинства и принял соответствующие меры: вместо прежних 20 полков он решил оставить только 6 и распорядился, чтобы поселяне самовольно не переходили в казачье войско. Но ни Богданок, ни его преемники - гетман Подкова, Шах и другие не подчинились новым порядкам. Вначале 1574 г. молдавский господарь Ивон (Ион Водэ Лютый) просил гетмана Ивана Свирговского, преемника Ружинского, оказать военную помощь в борьбе против турок. Свирговский (по др. летописям Дружко-Сверховский), несмотря на запрет польского правительства, откликнулся и привёл в Молдавию 20 марта 1574 г. казацкий отряд (около 1,5 тыс. чел.). 12 тыс. войско молдаван и казаков под общей командой Свирговского и 30 тыс. ополчение крестьян с успешными боями дошли до Браилова на берегу Дуная. Ивону Водэ сообщили, что в этом городе скрываются господарь Валахии со своим братом. Он потребовал от коменданта города их выдачи, но в ответ получил 2 стрелы и 10 пушечных ядер, а в письме ему предлагалось уходить, иначе он получит ещё такие же подарки. Оскорблённый таким ответом, Ивон отрезал послам носы и уши и подвесил их за ноги на виду у горожан.

Затем Свирговский подал сигнал к немедленному штурму. Казаки и молдаване быстро взобрались на городские стены, сделали в них несколько проломов и ворвались на улицы. Началась резня и четырёхдневное разграбление города. В итоге все жители были перебиты, их дома и прочие общественные постройки преданы огню. Не взятым остался только городской замок, который был осаждён. Ему на помощь двигался 15-тыс. отряд турок. Гетман Свирговский предоставил Ивону продолжить осаждать замок, а сам с казаками и 8 тыс. молдаван внезапно напал на турецкий отряд и почти полностью его уничтожил. Спаслось около одной тыс. чел., укрывшихся в г. Тейне. Свирговский погнался за ними, но узнал, что у Тейны собираются большие силы турок и крымцев. Ивону было предложено оставить Браиловский замок и прибыть под Тейну. Вместе со Свирговским они наголову разбили турецко-татарское войско, взяли Тейну и сожгли её. Жители города, как водилось в то время, были перебиты. У стен Тейны победители провели 8 дней, когда поступило сообщение, что со стороны Аккермана движется новое турецкое войско. Турки ещё не знали о поражениях своих отрядов и были беспечны. Гетман Иван Свирговский с 3 тыс. молдован вышел им навстречу и занял удачную позицию. Турки, полагая, что врагов мало, кинулись в атаку, но плотными залпами из огнестрельного оружия их правый фланг был остановлен, а затем и все они, градом стрел были обращены в бегство. Казаки потеряли убитыми 3 чел. чел. и около сотни молдаван.

Потери турок подсчёту не поддавались. 250 отборных турецких пленников были пропущены через два ряда пехоты и изрублены в капусту. Казаки захватили в плен и предводителя турецкого войска. Паша предлагал за себя выкуп золотом в два своих веса, плюс три веса серебра и большое количество жемчуга, просил не отдавать его Ивону. Но Свирговский не принял его условий. В итоге Ивону несколько дней пытал пашу, а затем приказал изрубить на куски. После этого Свирговский и молдавский господарь отошли к крепости Уссен, чтобы дать своим войскам отдых. Здесь господарь Ивон получил от своих друзей из Стамбула сообщение о том, что против него собирается новое большое войско. Стало ясно, что успех всей кампании будет зависеть от контроля над переправами через Дунай. Их охрану Ивон поручил своему другу с юношеских лет Иеремии Чарнавичу, подчинив ему около 12 тыс. отборного войска. И если бы не последующая измена Чарнавича, турки не смогли бы одолеть Ивона в этой кампании. Ивон распустил войско для отдыха, велев ему собираться по первому сигналу трубы. В это время к Дунаю вышли основные силы турок. Историки считают, что их было не менее 200 тыс. чел. и около сотни пушек. Следует отметить, что и у турок, и у молдаван пушки были ещё каменные. Турки попытались организовать переправу через Дунай, но были легко отогнаны силами Чарнавича. Тогда к Чарнавичу прибыли посланцы от господаря Валахии с 30 тыс. червонцев. Ему было обещана вдвое большая сумма и покровительство господаря Валахии, если он снимет караулы и позволит туркам переправиться через Дунай.

Чарнавич согласился, снял караулы и отошел от реки. Более того, он решил заманить Ивона в ловушку, доложив ему, что не смог остановить турок, численностью около 12 тыс. чел. и совместным ударом они смогут их разбить. 9 июня 1574 г. войско Ивона расположилось в трех милях от турок. Свирговский заподозрил что-то неладное в поведении и сообщениях Чарнавича. Он посоветовал Ивону не торопиться с баталией, а организовать разведку, выяснив численный состав турецких войск. С этой целью Ивон выделил Свирговскому отряд молдавской конницы. В тот же день казаки наткнулись на передовой отряд басурман числом около 6 тыс. чел. Турки не ожидали нападения и были быстро рассеяны. Свирговский оценил размер передового отряда и понял, что турок значительно больше, чем сообщал Чарнавич. Он довёл это до сведения Ивона, но не смог поколебать уверенности последнего в своем друге Чарнавиче. Перед тем, как начать построение своего войска к битве, Ивон вышел на холмы и увидел незначительные турецкие силы. Когда же он вышел на холмы после построения, то все кругом чернело от множества турок. Ивон понял, что Чарнович его предал, но сделать уже ничего не успел, да и лучшая часть войска, за исключением казаков, находилась под командой Чарнавича. Ивон велел привести к нему Чарнавича, но посланный вернулся с ответом, что Чарнавич уже вступает в бой с турками. Ивон мог своими глазами видеть, как его ближайший друг двинул войска на турок, но при первом соприкосновении войск отряд Чарнавича склонил знамёна и сдал оружие.

Молдавское войско при виде такой измены пришло в отчаяние, но Ивон не пал духом и приказал открыть огонь. Турки в первых рядах поставили изменников-молдаван, которые были все истреблены пушечным огнем войск Ивона, но под прикрытием их истребления турки подошли вплотную к позициям союзников. В этот момент Свирговский с казаками ударил им во фланг. Турки побежали, но так, чтобы заманить казаков под огонь своей артиллерии. Свирговский разгадал эту уловку и к пушкам не пошёл. Турки снова и снова бросались на позиции молдаван, но каменные пушки методично истребляли турецкое войско. Казалось, что победа будет за союзниками. Даже жители г. Облачина, что на другом берегу Дуная, стали собирать пожитки, опасаясь, что после поражения турок в город ворвутся переправившиеся через реку казаки и молдаване. Но тут свой удар по союзникам нанесла природа. Налетела буря, и пошёл проливной дождь. Порох намок, и каменные пушки союзников замолчали. Ободрённые турки ударили по позициям союзников и опрокинули их. Казаки храбро погибали в бою: к концу сражения их осталось только 250 чел. Молдавская же пехота в беспорядке бежала с поля боя. Ивон нёс в руках знамя, указывая остаткам войска место сбора. Войска союзников отступили, увезя с собой около 60 пушек. Ивону удалось собрать около 20 тыс. пехоты, но тут он совершил роковую ошибку. Войскам было приказано окопаться, но на занятой позиции не оказалось воды. Турки окружили позиции союзников и сожгли все окрестные села, чтобы лишить их возможности запасти продовольствие.

Они были внизу, и их огонь не причинял особых неприятностей осаждённым. Напротив, союзники с высоких позиций наносили большой урон врагу, как стрельбой из огнестрельного оружия, так и стрельбой из луков. Но осаждённые очень страдали от жажды и, турки на четвертый день предложили мир. Казаки Свирговского намерены были драться до конца, но молдаване склонялись к прекращению борьбы на приемлемых условиях. После долгих раздумий Ивон решил сдаться на условиях личной безопасности для себя и своих людей, а также при условии пропуска казаков за Днестр. Это была явная смерть - турки, в подавляющем большинстве случаев, не исполняли договорённостей. 14 июня 1574 г., прощаясь с войском Ивон, раздал молдаванам всё свое золото и драгоценности, а казакам отдал всё оружие. Его доставили к Капуд-паше, где он вёл себя дерзко и, взбешенный паша ударил господаря мечом. Янычары тут же набросились на Ивона, отрубив ему голову, а тело разорвали двумя верблюдами. После этой казни расправились и со всеми молдаванами, вышедшими из обоза. Казаки попытались вернуться в окопы, но они уже были заняты турками. Геройски сражаясь, все они погибли в неравном бою около г. Килии. В народной памяти до сих пор остались песни и предания о гетмане Иване Свирговском. После смерти короля Сигизмунда-Августа, литовская королевская ветвь на польском престоле прервалась. С окончанием династии Ягеллонов встал вопрос о новом правителе Речи Посполитой. Им стал брат французского короля Карла IX, Генрих Анжуйский (Валуа).

Продолжение следует в части  37                http://proza.ru/2018/08/03/572


Рецензии
Двигаясь легко по следам Н. Костомарова, так можно написать не один десяток диссертаций! А шо так можно было?! А Костомаров честно потратил 20 лет жизни...

Николай Гринев   05.01.2022 17:36     Заявить о нарушении