Как мыши с котом пакт заключали

Египет, Коптский музей в Каире

Инвентарный № 8441

Уморительное граффити из руин монастыря Апа Аполло в Бавите (близ Асьюта): к коту или кошке явилась делегация из трёх мышей с белым флагом, бутылью вина, кубком и верительной грамотой: как видно, хвостатым послам поручили задобрить грозного стража амбаров и заключить с ним мирный договор. И как бы нам ни хотелось знать, чем же завершился этот эпохальный приём, нужно понимать, что монах даже в шутку не мог разрисовать всю свою келью, подражая древним предкам, щедро расписывавшим гробницы.

Те же самые предки как минимум с XV-го века до н.э. обожали едкую сатиру в виде «лубков» на остраконах и миниатюр в папирусах, где роли людей играли самые разные звери. За их масками только слепой не видел всем знакомых лиц и всем известных грязных тайн. Не будучи в силах воевать с сильными мира сего, люди нашли способ больно уязвить их гордыню. Но, впрочем, о гонениях на таких шутников нам ничего не известно. Монастырь Апа Аполлона был основан в конце IV-го века, а рисунок юмориста из него датирован VII – VIII веками.

В это время обитель мирно процветала, и трудно сказать, связана ли карикатура с каким-либо событием, или в минуту веселья её забавы ради оставил на стене юный богомаз. Размеры скетча 45 на 80 см., он сильно потемнел, а его «канва» (известняковая плита), стала серой. Темпера еле видна сквозь слои грязи и копоти. В верхнем левом углу рисунка что-то вроде авторского автографа. Со времён исламского вторжения монастырь Святого Аполло терпел от злой судьбы удар за ударом, и, в конце концов, был брошен своими насельниками.

Но благодаря знойному и сухому климату все здания Бавита до прихода археологов сохранились отлично. С образцами наивного, но милого коптского искусства был вывезен в музей и рисунок, вызывающий улыбку и вполне годный для иллюстрации какой-нибудь детской сказки или басни. Он более всех находок доказывал, что в этом месте когда-то бурлила жизнь общины и звучал смех. Традиции предков и веяния былого кажется, никогда не составляли коптов, а отчасти и египтян, принявших ислам, и это касалось не только фольклора.

Так, первые египетские христиане были убеждены, что их судьями в загробном мире будут духи в образе кошек. С XIII века в Каире, а позже и в других городах возникли особые дома для бездомных кошек, о которых упоминает Клот-Бей и ряд которых действует до сих пор на вклады меценатов. Такая забота – не более чем тень древнего обожания, но и без сакрального статуса кошку очень почитают как защитницу урожая и кладовых. А мышь – едва ли не единственный из самых причудливых ингредиентов в лекарствах, который из древних папирусов перекочевал в коптские манускрипты.

В аграрной стране, житнице античного мира, кошка и мышь как то сами собой стали героями народного творчества. И очень популярными. Их тему в сфере юмора и сатиры любили развивать и другие народы. С египетскими версиями, в частности, охотно сравнивают старорусские лубки, на которых мыши и крысы хоронят кота. Лубок бывал весь испещрён не только яркими картинками, но и угарными прибаутками, а иногда сопровождался и целой «балладой» на шутовской лад. Коль скоро по Египту гуляли «эзоповские» картинки, то наверняка звучали, особенно под хмельком .и рисковые песенки. Но они до нас не дошли. А вот один из вариантов с нашего, родного лубка:

Как мыши кота хоронили

Старинная потеха от скуки для смеха,
Найдена у вралихи, мышиной портнихи,
В старой каморке в углу на полке,
Как мыши с крысами кота хоронили,
От радости выли, песни разные попевали,
Пляски задавали, сластями заедали,
Кота поминали: кот был задорный,
Для мышей неугомонный,
Ими забавлялся, досыта наедался;
Раз так постарался, что совсем обожрался!
Вот как мыши с крысами кота хоронят:
От радости все воют,
Песни разные поют,
Кота на дровнях везут.
Плешивая крыса за кучера села,
Сальный огарок ела.
Амбарные крысы кота везут,
Калачи и сайки жуют,
Кота поминают,
На три голоса стонают.
Погребные крысы с боков идут,
Разные сласти несут.
Хромоногая крыса книгу взяла,
Вперёд пошла, лорнетку надела
И в книгу смотрела,
Листы перебирает,
Знать, грамоте знает,
Вишь как запищала,
По-заморски читала.
Чуланные мыши сзади тащатся,
Меж собой веселятся
Бесхвостая трепака катает,
Себя забавляет.
А толстая старуха
Да молодая пеструха
По улице-мостовой пляшут
И хвостами машут.
Длинноухая на скрипке играет,
Им в такт попадает.
Погребные крысы рядком идут,
Три ушата несут:
Один с жирными щами,
Другой со лещами,
А третий с водкой,
С лимонной настойкой.
Хотят на славу гульнуть,
Кота помянуть.
Кот был задорный,
Для них неугомонный,
По десятку глотал,
А сыт не бывал.
Мыши в подполье смирно сидели,
Другой раз по неделе не ели.
Наружи хоть добра и много,
Да кот караулил строго,
Морды высунуть не даст.
Раз дом поправлять стали,
В подполье доску проломали,
А кот туда и юркнул,
Да десятков пять шатнул;
Так сильно постарался,
Что совсем обожрался.
В подполье растянулся
И страшно раздулся.
Мыши на него долго смотрели,
А подойти не смели.
Дали знать толстому командиру
И всему мышиному миру.
Командир крыс призвал
И с ними рассуждать стал,
Как бы поверней узнать,
Мёртв ли кот, угадать.
Крысы тотчас набежали
И так командиру сказали:
Надо доктора нарядить,
О том у него спросить.
Вот крысе, исцарапанному доктору,
От помоев мокрому,
Приказ написали,
Узнать строго приказали.
Доктор сильно напился,
Смело к коту явился,
За усы кота потеребил,
Раз пять палкой хватил,
Со всех сторон обнюхал
И смерть кота расчухал.
Теперь, говорит, не оживёт,
Ни одной из вас не сожрёт.
Конец ему настал,
Он навеки мёртв стал.
Тут мыши с крысами развеселилися,
От радости понапилися.
Поутру опохмелилися
Да кота хоронить пустилися.

(Сатира XI-XVII веков / сост. В.К. Былинина. М., 1986. с. 77).

Источники:

Йоханссон К. Происхождение египетской домашней кошки/Carolin Johansson. Origin of the Egyptian Domestic Cat. Supervisors: Anders G;therstr;m, Uppsala University. Scientific reviewer: Jan Stor;, Stockholm University. Molecular Biotechnology Programme. Uppsala University School of Engineering. Date of issue 2012-06

Доусон Уоррен Р. Египетская медицина при коптах в первые века христианской эры./Egyptian Medicine under the Copts in the early centuries of the Christian Era. By Warren R. Dawson. Journal of the Royal Society of Medicine. First Published February 1, 1924 Meeting Repor

Сандра Чорон, Гарри Чорон, Арден Мур. Планета Кошка: Кот-Алог. Хоутон Миффлин Харкорт, 2007/Sandra Choron, Harry Choron, Arden Moore. Planet Cat: A Cat-Alog. Houghton Mifflin Harcourt, 2007

Клот-Бей А.Б. "Египет в прежнем и нынешнем его состоянии". М.: Книга по Требованию, 2017 г.


Рецензии
Забавная история, иллюстрация тоже очень занятная, свидетельствующая о том, что юмор не был чужд и людям стародавних времен. Все те же кошки, все те же мышки, все те же басни.

Татьяна Сахань   21.06.2021 21:36     Заявить о нарушении