6. Продюсер. Ричард и Ксанка - сценарий

       «Продюсер».
Ричард и Ксанка.

1. Америка. Сценическая площадка на открытом воздухе. Лето, тепло, синее небо. На заднем плане - горы. Идёт съемка. Женщины - танцовщицы танцуют канкан.
 Ричард ( в кепке ) сидит на стуле - спиной, вполоборота к нам, смотрит на танцующих. Ноги на стоящем впереди стуле. Курит. Вокруг него снуют молодые люди и девушки - ассистенты.
• Слышим развесёлую музыку ( в т.ч. и канкан ).
Ричард ведёт себя как продюсер - раздаёт указания направо и налево. Ассистент подходит к нему, и наклонившись, что-то говорит. Ричард белозубо смеётся.

2.Кабинет Ричарда.
• Приглушённо слышна всё та же музыка.
 Камера оглядывает его кабинет: художественный беспорядок( беспорядок американский - выглядит эстетично, чисто ), всё завалено журналами, книгами, бумагами. Кое-где видны - фрагментами - пристрастия хозяина к роскоши, к истории, к экзотике. Ковбойская шляпа на стене, индийский шарф, русская матрёшка…
На стенах сплошняком - фотографии актёров, голливудских звёзд, самого Ричарда за работой.
* Голос за кадром.
"Билл был продюсером, жил в Америке, и было ему 53 года. И переписывался он с Оксанкой, 20 лет отроду. Она аккуратно отвечала на каждое его письмо, и это ему очень нравилось".
Ричард сидит у компьютера. Улыбаясь, мурлыкая песенку, энергично строчит электронное письмо. Мы видим:"Dear Oksanka". Он переводит взгляд от экрана к стене. Камера следит за его взглядом, и, пробегая  по стенам, останавливается среди огромных фотографий на маленькой фотографии Ксанки на стене - она в берете, на фоне Питера.

3.
Камера наезжает на фото, фотография оживает.
Ксанка в берете и осеннем пальтишке бредёт по осеннему городу Петербургу.( Летний Сад, Нева ). Идёт, загребая ногами листья.
• Звучит ритмичная музыка - музыка "прохода", в такт её шагам.
• Голос Ксанки: "Здравствуй, Ричард. У меня всё в порядке, Зачёты сдала на "хорошо", а историю кинематографа - на отлично. На работу в универмаг пока не хожу - на время экзаменов дали отгулы. Бабушка выздоровела, а сестра приболела и сидит дома, счастлива, что не ходит в школу". Оксанка в руках теребит письмо, изредка поглядывая на него, разговаривая с ним.

4.
* Голос за кадром:( здесь и далее - Даша):
" Оксанка в то время была студенткой Института Кинематографии, училась на экономическом факультете, одновременно работая в крупнейшем универмаге города - Пассаже.
Оксанка потеряла обоих родителей - мать и приёмного отца в автомобильной катастрофе, - когда ей было двенадцать.  Теперь она жила со своей девятилетней сестрой, тётей, и её детьми - 14 и 16 лет и бабушкой в двухкомнатной квартирке в районе новостроек. А когда Ксанка была маленькой, она ходила в кружок балета и делала большие успехи".
В это время камера - с вида сверху - и ближе - наезжает на вид микрорайона.
 Видим квартирку. Там бродят из комнаты в комнату бабушка, сестра Ксанки, двое подростков - девочка и мальчик, женщина - их мать. Все суетятся. Женщина и бабушка готовят в кухне на стол.
Видим балетный класс. Девочки у станка. Мы видим среди них Ксанку.
*Слышим голос преподавателя.
Ксанка - близко: от упражнений у станка она переходит к танцам, Оксанка кружится в вихре танца.
Вихрь - кто-то кружится.

5.
Вихрь. Кто-то кружится.
Картина проясняется, мы видим женщин, кружащихся в танце. Камера отъезжает от них, мы видим Ричарда, в той же позе, несколько утомлённого. Он заснул. Солнце садится за горы. Вокруг него уже нет никаких молодых людей, он практически один.

7. Ричард сидит в тёплой шумной компании в кабаке. Они явно расслабляются после трудных съёмок.

8.
* Голос за кадром: "Иногда Ричард посылал Ксанке стихи, особенно не заботясь, поймёт она их или нет".
Вечер. Ричард дома. Лежит на софе, курит. Встаёт, идёт к компьютеру, садится. На экране видим: " Dear Oksanochka",…
и стихотворение. Следим, как печатается первая строфа стихотворения.

*Голос Ричарда:
"Fair one, I beg you, do not sing
Your tearful songs of Gruzian lore
For such memories they bring
Of another life, a distant shore.


My God, to hear that cruel strain
Before my eyes the pictures whirl
The night, the moon, and on the plain
The far-off features of a girl.

That tender, fragile, fatal ghost ...
One glance at you, the vision's fled
But then you sing, and uppermost
It's there again inside my head.

Fair one, I beg you not to sing
Your tearful songs of Gruzian lore
For such memories they bring
Of another life, a distant shore."

По характерным интонациям мы понимаем, что это - Пушкин, "Не пой красавица при мне…".

В это время, камера отходит от компьютера, выглядывает в окно. Там - ночь, луна. Лунный свет на  кустах. Невдалеке парочка, обнявшись, стоит, прислонившись к своему красному авто. Камера с улицы заезжает обратно, минуя окно - уже наше, родное, - в дом.
Мы видим:
Поздний вечер. Видим Оксанку, сидящей за столом, заснула. Рядом - лампа, учебники по экономике кинопроизводства. Стоит книга Пушкина, раскрытая на стихотворении "Не пой красавица при мне…".


9.
* Голос за кадром:
 "Ричард знал, что Ксанка не говорит по-английски, но каждое его письмо она старательно переводила со словарём, и также самоотверженно пользовалась словарём, когда сама писала ему ответы. Хотя между ними была огромная разница в возрасте, никого из них это абсолютно не смущало."
Кухня в Оксанкиной квартирке. Прямо - окно, видны крыши многоэтажек. Справа - спина хлопочущей бабушки. Видим спину Ксанки, ближе к нам, а напротив неё сидит её сестра.
Что-то шипит на сковородке.
Видим: На столе Оксанку окружают множество словарей, книжек, тетрадок, грамматические таблицы. Она поочерёдно заглядывает то в одну книжку, то в другую. Пишет письмо Ричарду. Любопытная сестрёнка практически свесилась над её тетрадкой и даёт советы. Они так и сидят голова к голове.
Сестрёнка хватает фото Ричарда, лежащее на столе, и копирует позу Ричарда, передразнивая её. Ксанка выхватывает у неё фото, даёт тумака.



10.
Ричард летит в самолёте.
Пулково -2.
Зима. Ричард энергично выходит из таможенного контроля в зал встречающих.

* Голос за кадром:
"Ричард переписывался ещё с двумя-тремя девушками, хотя встретиться он хотел только с Оксанкой. И поэтому, 25 декабря .... года он приехал в Петербург.. ".

11.
• Голос за кадром:
"В течение буквально нескольких дней он успел встретиться со всеми девушками".
*Тихо, нарастая начинается музыка, возможно из популярной оперетты.
Ричард, сидящий в кафе с девушкой №1.
Ричард, прогуливающийся, приобняв за плечи девушку №2.
Ричард, сидящий в ложе театра с девушкой №3.
*Музыка из популярной оперетты уже довольно громко.
Мы видим - сцена театра, там танцуют ( канкан? ).

12.
*Голос за кадром:
"Но Оксанка понравилась ему больше всех. Их встречи с ней происходили забавно: так как она совершенно не могла говорить по-английски, а только умела писать, то они в основном посещали разнообразные кафе и, сидя за столиками, - обменивались записками!"
Гул голосов. Людное кафе.
Ричард и Ксанка - сидят за столиком. Мы видим их в фас. За ними мы видим снующих людей, официантов. Ксанка, мило улыбаясь, что-то пишет на листочке бумаге и пододвигает Ричарду. Он читает и хохочет. Он пишет ей что-то на листочке бумаге. Она достаёт из сумочки карманный словарик, сверяет написанное со словарём, хохочет.
Проходящие посетители и официанты - кое-кто неодобрительно, кое-кто понимающе - улыбаются. Какая-то парочка в глубине, у окна, шушукаются, смотрят на них, один из них крутит пальцем у виска.
Ксанка вдруг как просыпается, оглядывается вокруг, хватает Ричарда за руку и решительно вытаскивает его на улицу.
Ричард и Ксанка чинно молча медленно прогуливаются по улицам. У них довольный вид, но за руки они не держатся. Ксанка - в шапочке наподобие берета, Ричард без головного убора. Мимо них мчатся люди в противоположных направлениях. Ричард знаком показывает вывеску, где  по-английски и по-русски написано "ресторан" и приглашает туда зайти.
Сидят в дорогущем ресторане.
Практически повторяется предыдущая сцена в кафе. Только уже вышколенные официанты наблюдают за ними издали и шушукаются.

13.
*Голос за кадром:
" Но наконец Ричарду понадобилось ей сказать нечто важное, и мы все вместе встретились в кафе "Мезонин" гостиницы "Европа," вечером 31 декабря, аккурат в канун Нового года."
Кафе "Мезонин" в гостинице "Европа".
Гул голосов. Вид из-под потолка на сидящих в зале. Камера видит: В зале стоит шоколадный домик, ёлочка. Трое чинно- благородно сидят за столиком: Ричард, Ксанка и Даша. Они разговаривают. Близко: Оксанка сидит очень прямо, в короткой юбке; Ричард, и Даша - оба в джинсах - по бокам от неё в вольных позах. Рядом с Дашей - её  красная куртка.
Приносят чай, и Ричард расслабляет компанию, пригласив всех участвовать. Девушки оживляются и принимаются за еду. В это время Даша переводит их оживлённый разговор.
*Голос за кадром:
"Мы неплохо посидели втроём, и в результате ребята договорились продолжать переписку, также Ричард попросил меня давать Ксанке уроки английского языка. А ещё они договорились, что в мае они встретятся где-нибудь в Европе, чтобы лучше узнать друг друга."

Ксанка и Даша в дамском туалете. Ксанка у зеркала подкрашивается, стоя в первой позиции, что-то говорит. Контраст между её обликом десятиклассницы, с тёмно-русыми волосами, заколотыми невидимками у висков и - неумелыми дамскими прихватками. Даша слушает её, прислонясь к стенке. Ксанка, глядя в зеркало, уверенно говорит монолог: "Я с ним давно переписываюсь, и ничего плохого в том, что он старше, не нахожу".

Ричард, Оксанка и Даша внизу, в коридоре, где стойки с бриллиантами. Даша фотографирует их обоих на фоне вычурной и нелепой, но видно, очень дорогой, скульптуры.

14.
Зима, Петербург. Ричард пьяный, шатаясь идёт по улице. Пытается что-то спросить у милиционера. Разговор. Ричард даёт ему десять баксов. Ричард говорит по-английски, милиционер - по-русски. Они отлично понимают друг друга. Милиционер показывает ему направление. Ричард идёт дальше.
Ричард на улице в замёрзшей телефонной будке, говорит по телефону. Видно, что он сильно пьян. Мы слышим знакомые имена - "Даша", "Оксанка".
*Голос за кадром:
"Вскоре случилась странная вещь. На следующий день, вечером, Ричард позвонил мне и сказал, что Ксанка опоздала чуть ли не на час на их свидание, и что от неё пахло алкоголем! До этого она никогда не опаздывала, была исключительно пунктуальна… Пришлось поговорить с Ричардом,  стараясь утешить и убедить его, что произошедшее - просто из разряда несчастных случаев.…Ричард тут же напился по этому поводу, причем сильно."

15.
*Голос за кадром:
"Ричард уехал домой. Вскоре он выслал деньги на Оксанкины занятия английским, и мы начали. Ксанка оказалась умненькой и способной ученицей, и мы быстренько проходили материал, а потом на деньги Ричарда классно проводили оставшееся время, попивая чаёк, болтая за жизнь..."

Дашина квартира. Всё в радостных тонах, располагающая атмосфера. Видим сцену сначала общим планом, а затем по-очереди: Даша сидит на диване, поджав ноги, рядом уютный клетчатый плед жизнерадостной расцветки. Ксанка, развалясь, сидит в кресле (со шкурой)напротив, ноги положила на диван. Крупно: Между ними столик на колёсиках, на котором лежат учебники английского, словари, тетради.
 Даша говорит фразу по-английски. Ксанка старательно и забавно повторяет её.

Кухня. Крупно: Столик на колёсах, на котором теперь лежит печенье, чашки с чаем, маленькая бутылочка рома и случайная тетрадка.
Ксанка и Даша сидят за столом, пьют чай. Часы на кухне, показывающие час дня. Видим девушек. Часы показывают два часа дня.
Девушки по-прежнему оживлённо болтают.

16.
*Голос за кадром:
"Ричард и Ксанка договорились о месте романтической встречи в Европе; выбор пал на город всех влюбленных - Париж. Было назначено и время встречи - май 99 - го. Я  помогала Ксанке с выбором турагентства, с путёвками и с билетами".
* Ритмичная - маршевая - музыка. Можно эту сцену показать в убыстренном темпе.
Даша и Ксанка маршируют по улице ( центр города ). Поднимают голову - вывеска турагентства. Они заворачивают в турагентство №1. Пожимая плечами, посмеиваясь и переглядываясь, он выходят из него и идут дальше.
Заходят в турагентство №2. Выходят.
Заходят в турагенство №3.
Внутри - они - со спины, дама приглашает их войти.
Они сидят по одну сторону столика - с другой - дама.
Дама показывает им множество проспектов, буклетов, карт. Дама указывает на стену, где во всю стену - огромные фото Парижа и счастливых туристов - преимущественно семейных, с детьми. Девушки, взглянув на фото счастливых отцов, матерей и детей - смешливо и недоумённо переглядываются - мол, а мы-то здесь причём?

17.
Ричард дома, в своём любимом беспорядке. Лежит на софе, курит трубку. Взгляд задумчив, улыбается. Дым от трубки медленно поднимается вверх. Следя за ним, мы видим улыбающееся фото Ксанки - в берете - на стенке. Вокруг Ричарда - на софе, и прямо под ним - проспекты Парижа.
*Голос за кадром:
"Ричард  любил посмеяться и посудачить над моим занятием. Он говорил, что я работаю на "фабрике грёз" -( dream factory ), и ещё, он всегда немного подсмеивался над самим собой, как бы глядя на себя со стороны….Он очень ждал этой встречи."

18.
*Голос за кадром:
"Ричард писал, что забронировал в Париже, в гостинице, одну комнату на двоих. И я подозревала, что Ксанке могут понадобиться английские выражения в разных нестандартных ситуациях. К примеру - "мне нужна отдельная комната", "отстань" и так далее."
Площадь у Екатерины - место встреч для петербуржцев. Обычная советская длинная скамейка, выкрашенная белой краской. Поздний апрель, тепло, солнечно.
Ходят люди. Пробиваясь сквозь них, мы видим: Даша и Ксанка сидят, заняв всю скамейку - сумочки, куртки - вокруг них. Между ними лежит одинокий русско-английский разговорник, бутылочка с ромом.
 Даша говорит фразу по-английски. Ксанка старательно и забавно повторяет её.
Даша вскакивает, как будто отталкивает кого-то. Говорит по-английски. Патетически воздевает руки вверх. Говорит по-английски. Садится.
   Ксанка внимательно, раскрыв рот следит за ней. Встаёт.  Робко повторяет её движения и медленно, старательно повторяет английские фразы.
Ходящие мимо люди с удивлением смотрят на них.

Даша вскакивает, и как будто бьёт кого-то. Говорит по-английски. Патетически закрывает лицо руками. Говорит по-английски. Садится.
Ксанка внимательно, раскрыв рот следит за ней. Встаёт.  Робко повторяет её движения и медленно, старательно повторяет английские фразы.

Проходившие было мимо люди остановились и наблюдают эту сцену - думают театр, или кино снимают, оглядываясь в поисках камеры. Cобирается небольшая толпа.


18.
*Голос за кадром:
"Ричард писал, что забронировал в Париже, в гостинице, одну комнату на двоих. И я подозревала, что Ксанке могут понадобиться английские выражения в разных нестандартных ситуациях. К примеру - "мне нужна отдельная комната", "отстань" и так далее."
Дашина квартира. Всё в радостных тонах, располагающая атмосфера. Видим сцену сначала общим планом, а затем по-очереди: Ксанка сидит на диване, поджав ноги. Даша, развалясь, сидит в кресле напротив (со шкурой), ноги положила на диван. Крупно: Между ними столик на колёсиках, на котором лежит одинокий русско-английский разговорник, бутылочка с ромом, две стопочки.
 Даша говорит фразу по-английски. Ксанка старательно и забавно повторяет её.
Даша вскакивает, как будто отталкивает кого-то. Говорит по-английски. Патетически воздевает руки вверх. Говорит по-английски. Садится.
Ксанка внимательно, раскрыв рот следит за ней. Встаёт.  Робко повторяет её движения и медленно, старательно повторяет английские фразы.


19.
Оксанкина квартирка.
Скромная прихожая. Бабушка, сестра, тётя, двоюродные брат и сестра - все провожают Оксанку. Посередине, в центре - выпрямившись, глядя прямо на нас, стоит Ксанка в берете, рядом - огромный старинный чемодан. Она стоит неподвижно, все же вокруг дают ей советы, оживленно жестикулируя и суя ей какие-то бутерброды с колбасой, зубные щётки, шлёпанцы с меховой опушкой. Ксанка мечтательно смотрит вдаль; она уже мысленно в Париже.
* Потихоньку, нарастая, звучит музыка "О. Пари… "

20.
Здесь автор приносит свои извинения желающим снять малобюджетный фильм.
Вид Парижа с высоты, например - с Эйфелевой башни. Неторопливый, плавный обзор. Звучит музыка - естественно, "О, Пари… ".

21.
Дашина квартира.
Телефонный звонок - межгород. Даша хватает трубку. Разговор:
Даша. Да, я слушаю!
Ксанка. Даша, привет! Я - в Париже!!! Гуляю! Одна.
Даша. А где Ричард?
Ксанка. Э-э, - была небольшая ссора.
Даша. Оксаночка, возьми себя в руки и постарайся помириться с ним.
Ксанка. Я стараюсь, но он - упрямый.
Даша набрала воздуху чтобы что-то ещё сказать - но там - короткие гудки. Даша кладёт трубку и, сдвинув брови, погружается в несвойственное её глубокое раздумье (см. "Мыслитель" Родена).

22.
Комната в парижской гостинице. Сумерки. *Гул автомобилей.
Камера у двери, и напротив видим окно. Там, в глубоком проёме окна, молча стоит Ксанка - силуэтом, и глядит вниз на вечерний Монмартр. Так же сразу мы видим, что ближе к нам, на краю огромной двуспальной кровати, к нам лицом сидит Ричард. Он сидит, опустив лицо, но улыбается. Потом встаёт, начинает нервически ходить мимо камеры - влево - вправо, курит. В пространстве между ними стоят тапочки с меховой опушкой.
* Голос за кадром:
"Я почему-то почувствовала, что их проблема была связана отнюдь не с дневным времяпровождением и посещением музеев, а с тем временем суток, которое начинается, скажем, после 9-10 вечера".

23.
*Голос за кадром:
"Потом я осторожненько расспрашивала Ксанку, что же всё-таки произошло? Ну, - говорила она, - дело в том, что Билл был слишком нетерпелив и всё захотел в первую же ночь - это раз. Ну…она, конечно же, не была новичком в этом вопросе, но и девушкой лёгкого поведения она отнюдь не была… - это два. Ну а три  - это то, что она просто "не хотела".
*Слышим верещание Оксанки.
Она идёт по парапету, в руке - букетик цветов и словарик подмышкой. Ричард ведёт её за другую руку.
Панорама Парижа.

Вход в парижский отель.
Ко входу подъезжает авто. Распахивается дверца. Из авто выскакивает Ричард, обнимая  Ксанку за плечи. Он счастливо улыбается. Они стремительно проходят мимо швейцаров в гостиницу. Бегом поднимаются по широкой лестнице.
Они у себя в номере.
Темп показа убыстряется.
Ричард бросается к Оксанке. Она делает балетный шаг в сторону.
Ричард бросается перед ней на колени, о чём-то умоляет её, но - улыбаясь, в своей манере. Оксанка, в лучшем духе мелодрамы отстраняется от него, протягивая руки, жестом показывая "нет".
Ричард ползает вокруг неё на коленях, затем в порыве хватает в зубы тапочки с опушкой. Оксанка, упрямо сжав губы, отрицательно мотает головой и отступает на ещё один шаг. Ричард вскакивает и уходит, хлопая дверью.

24.
*Голос за кадром:
"Через два дня Ричард написал мне, что он уже дома, а Ксанка - в Париже, что произошло недоразумение, которое они не смогли разрешить, и он решил, что они должны разъехаться. Но оказалось, что Ксанка наотрез отказалась возвращаться домой и осталась в Париже до конца срока."
• Музыка "прохода" - как вначале, осенью, только радостнее.
Видим: Ксанка в короткой развевающейся юбочке упруго размашисто шагает. Стройные длиннющие ноги, высоченные кондовые каблуки.
Мы видим шагающие ноги и край юбки по парижской мостовой. Лицо, поднятое вверх навстречу тёплому ветерку. Обзор парижской панорамы. Шагают ножки, стучат каблуки.
   Видим мелькнувший край развевающийся юбочки и толстые американские туристы смотрят ей вслед добродушно и весьма удивленно, дамы - завистливо и неодобрительно.
    Край развевающийся юбочки чуть не задевает нос, очки и газету сидящего на скамейке пожилого француза. Он шарахается назад, но, взглянув на Ксанку, и оценив её по достоинству, извиняется сам: "пардон, мадмуазель".
    Край развевающейся юбочки. Группа молодых французов что-то кричит ей вслед. Видим: Ксанка обернулась, машет им рукой.
*Голос за кадром:
"Оксанка провела в Париже прекраснейшее время в её жизни. Был тёплый душистый май, и она разгуливала там одна. Она приобрела новых друзей - молодых французских парней, которые её повсюду водили."
  Те же французские ребята помогают Ксанке перелезать через забор Люксембургского сада.
  Ксанка, окружённая те ми же парнями, сидит на скамейке на площади. Её наперебой угощают. Они едят багеты и пьют пиво.
  Тёмная ночь. Площадь, собор, ступени. Вспыхивают сигареты. Бренчит гитара. Везде прямо на тротуаре сидит молодежь. Камера терпеливо ищет и находит Оксанку.

25.
Дашина квартира. Звонок в дверь. Даша открывает. Заходит Ксанка. Объятия, поцелуи. Прыжки, вопли. Ксанка заметно повзрослела и на ней лёгкий налёт человека "оттуда".
Ксанка дарит Даше маленькую Эйфелеву башню. Визги, "какая прелесть!".
Чай вдвоём. Немое кино. Ксанка вскакивает, кого-то отталкивает, что-то говорит, садится. Даша беззвучно повторяет за ней и согласно кивает. Ксанка вскакивает, кого-то бьёт, что-то говорит, садится. Даша качает головой - "не может быть!"

26.
*Голос за кадром:
"Ричард тяжело переживал эту ситуацию, и чрезвычайно медленно приходил в себя".
  Ричард на той же сценической площадке. Женщины танцуют канкан. Ричард бегает взад и вперёд и что-то рассерженно кричит танцовщицам. Садится. Вскакивает, идёт к операторам, что-то зло кричит им. Подходит к группе ассистентов, кричит на них, куда-то посылает ( в прямом и переносном смысле), показывая направление рукой. Подходит к другой группе ассистентов, кричит на них, куда-то посылает ( в прямом и переносном смысле), показывая направление рукой.
*Голос за кадром:
"Они же встречались, чтобы узнать друг друга лучше, и полюбить друг друга, а совсем не для того, чтобы некто мистер Билл весело провёл в Париже время с молоденькой русской девушкой. Но, видимо, Билл просто забыл о высокой цели этой встречи… А "это" всё равно бы случилось в конце, а может даже и в середине их "Парижского Времени"…
Билл в кабаке с друзьями. Кому-то что-то рассказывает, доказывает. Кого-то трясёт за грудки. Показывает фото Ксанки, их общее фото на фоне скульптуры, буклеты парижских гостиниц. Стопка виски.
Ричард дома, в кабинете. Нервно ходит и курит трубку, дым поднимается вверх. Дым поднимается, мы следим за ним, и видим фото Оксанки в берете.

27.
*Голос за кадром.
"С Оксанкой всё в порядке, только вот теперь она не ищет заморского жениха. Она наслаждается своей молодой жизнью и своими старыми добрыми друзьями."
Мчится группа байкеров - по шоссе у Финского залива.
Видим - крупно - Оксанка сидит за одним из них, обхватив его за спину. Видно, что ей хорошо. 


Рецензии