И снова -Пролетая над гнездом кукушки-

Свердловский государственный академический театра драмы

Имеет ли смысл раз за разом обращаться к одним и тем же произведениям, которые и без того уже много лет считаются культовыми, то есть скрупулёзно изученными исследователями и на зубок выученными читателями/зрителями/слушателями? Вопрос риторический, поскольку обращаться к ним стоит, конечно, но только в том случае, если они, эти творения, засияют иными красками, заблестят новыми гранями или проявят неожиданные смыслы.

Новый сценический вариант знаменитого романа Кена Кизи о борьбе человека за право быть человеком со всеми его плюсами и минусами полностью выполняет эту задачу. Во-первых, известный сюжет о противостоянии якобы душевнобольных и медперсонала образцовой психиатрической клиники засиял несколько другими красками, которыми прорисованы образы персонажей. Краски настолько ярки, что в некоторых моментах закомплексованный переросток Билли Биббит выглядят едва ли не главным действующим лицом (Игорь Кожевин), старшая медсестра  Милдред Рэтчед (Ирина Ермолова) обретает черты Большого Брата, а сам Рэндл Патрик Макмёрфи (Вячеслав Хархота), главный бунтарь психушки и идейный лидер её пациентов в своих экзистенциальных снах сближается с Виктором Зиловым из вампиловской «Утиной охоты».

Во-вторых, у шедевра Кизи появляются новые грани в виде сюрреалистической сценографии (художник Владимир Кравцев), которая сам по себе уже подавляет психику. Всё действо происходит в пространстве между огромной таблеткой в таблетнице под гигантскими хирургическими лампами и компьютерным изображением всевидящего глаза. И действо это обладает очень размеренным и даже усыпляющим ритмом: транс, в котором по замыслу режиссёра Дмитрия Зимина пребывают основную часть времени «психи», постепенно перетекает в зал. Зрители, по сути, также превращаются в пациентов…

И, в-третьих, драматургическая адаптация Ирины Васьковской, в которой роль контрапунктов выполняют гомерически смешные вставки-пародии на популярнейшие отечественные телепередачи, кроме всех прочих смыслов этого многослойного философского произведения обнажает ещё одну идею, не слишком явственную в тексте Кена Кизи. Идея эта заключается во всеобщем зомбировании человечества вне зависимости от строя и государственной системы. Клиенты медсестры Рэтчед, как и она сама вместе доктором Спейвеем и всем остальным медперсоналом, – аллегорический портрет современного общества, члены которого незаметно превратилось в зомби, став рабами комфорта и систем коммуникации.

Теперь даже глухонемому «Вождю» Бромдену (Александр Кусков) не под силу выбраться на волю. Потому что за пределами психушки – всё та же психушка. Правда, пока ещё это только предупреждение всему человечеству. Предупреждение, которым и  является спектакль «Пролетая над гнездом кукушки». 


Рецензии