Жизнь без прикрас 7

                Середина августа – это такое время, когда люди,
                приветствуют друг друга грозным вопросом:
                «Тебе кабачок нужен?»

     Не скажу, что в каждом саду отведена земля под грядки, где растут тыквы, кабачки с патиссонами, да и не все любят на своём столе еду из этих овощных культур. Я, честно говоря, больше люблю смотреть на них. Большая тыква в доме как будто солнце с неба скатилось и в квартире от морозов прячется. Мне даже, честно признаюсь, разрезать, хотя бы тот же длинный кабачок, вроде как живую рыбину чистить. Больно ей, а кричать не может. Так бывает, что возьму длинный нож, постою и пойду картошку чистить. Странно, конечно, картошка тоже живая, но только это дело привычное, а с кабачками у меня дело не ладится.
     Помню, в детстве, приходила к маме на свиноферму. А на ферму привозила на корм свиньям большущие тыквы. Их дядька-фуражир рубил на куски топором, и эти половинки кидали в сечкарню, такую машину, которая мелко нарезала свеклу или тыкву крупной соломкой, как капусту шинковала, и потом этой сечкой кормили свиноматок. Так, вот, я посмотрела на то, как этот дядька топором рассекает «головы» тыквам и такой меня страх обуял, что я заверещала диким криком. Меня мама увела в «комнату отдыха» и долго ругала за то, что я опозорила её тем, что поступила как сумасшедшая. Никому бы и в голову не пришло жалеть кабаки (тыквы)… Но, это дело прошлое, хотя, я и сейчас жалею растительный мир так же, как бы я жалела ягнёнка или котёнка. Совестливость – это своего рода мука и каждый раз, преодолевая её, вроде бы, как совершаешь грех, который человек вынужден совершать, чтобы прокормиться. Вроде, как так мир устроен… а смотреть на это вынужденное злодеяние – больно.
     Но эта предыстория вылилась на бумагу как бы сама собой. Я же собиралась рассказать совсем о другом. Это «другое» было связано с тыквами. Именно о том, что городские жители, не имея иной возможности хранить выращенный в саду урожай, везут всё это богатство домой.  А наши городские квартиры – это ограниченное пространство, где используется каждый сантиметр жилого помещения. Вот, сын моей знакомой, привёз ей из сада, перед самыми заморозками всё кабачково-тыквенное богатство и разложил в два яруса вдоль коридорной стены. Вечером женщина вернулась с работы, открыла дверь и, попыталась дотянуться до выключателя, запнулась о что-то круглое и твёрдое. Свет она включила и вот что она увидела. По полу раскатились, похожие на тарелки инопланетян, патиссоны. Не трудно было догадаться, что тут похозяйничала её гладкошёрстая, с необычно длинным туловищем, чёрная кошка. Вот, ей, видите ли, захотелось полежать на огромной тыкве. И это несмотря на то, что толстый колючий корешок торчал с самой середины тыквы. Кошка свернулась вокруг него калачиком и зло сверкала глазами. Хозяйка, ругая её, попыталась согнать нарушительницу порядка и сложить на то место патиссоны. Но, обозлённая до нельзя кошка, пыталась цапнуть её когтями и даже шипела, что не предвещало ничего хорошего для бедной женщины. Пришлось смириться с этой дурёхой и выждать время, когда у неё эта блажь пройдёт. Однако кошка заняла оборону и покидала своё место только по особым случаям. Хозяйке жалко стало кошку и она, улучив  момент, постелила на тыкве старый пуховый платок. Кошка заботу не оценила и сбросила подстилку на пол и опять улеглась на прежнее место.
     Ладно. Время шло. Запасы урожая таяли, на что кошка ровным счётом не обращала внимания. Осталась только эта тыква. И тут случилась беда, эта тыква снизу подгнила и потекла. Мало того, в доме появился неприятный запах. Смириться с этим никак было нельзя. Кошку хозяйка закрыла в туалете и всё же выбросила эту тыкву. А что кошка? Кошка отказывалась есть. Злобно кидалась на хозяйку и так выла, как она не воет, когда хочет кавалера. Хозяйка три ночи ночевала у сына, предварительно кошке постелила на то место, где лежала тыква. Пуховый платок.
     Вернувшись домой, увидела свою кошку спящей на платке. Еду всю съела и вроде как смирилась, но ещё долго не позволяла себя гладить.

                ***
     Это было ещё немногим больше тридцати лет назад. Тогда ещё садовые автобусы не ходили и, если кто-то по-человечески пожалеет и подвезёт до Косого Переезда на личной машине, то не знаешь, как и благодарить.
     Однажды к моей соседке на своём москвиче приехала женщина, с которой они раньше малярами работали. Правда, она не отличалась аккуратной работой, но имела «лужёную глотку» и сумела-таки пролезть в начальники. Девчонки в бригаде побаивались её потому, что если у неё на кого появится «зуб», то жди беды. Моя же соседка в её лице ещё не успела нажить врага, благополучно вышла на пенсию. И так получилось, что перессорившись  со всей бригадой, именно старую работницу она считала подругой и иногда они обменивались рассадой.
     Я в тот день собралась домой, уже вышла за калитку, а тут вижу – москвич едет и моя соседка в окно смотрит. Ни на что не надеясь, я в полголоса сказала: «Меня возьмите». Вряд ли водительница услышала, скорей всего соседка её попросила меня до остановки подбросить. Однако модно одетая женщина предупредила, что ещё заедет за Вадькой. Я кивнула головой и села на заднее сидение. По каким улочкам мы ехали, этого я уже не помню. Доехали до обычного на вид сада. Хозяйка вышла из машины. Войдя в калитку, она такой ор подняла, как будто, уж не знаю, какое зло ей сделали. И такими словами она своего сына, Вадьку, костерила, что даже мне, чужому человеку, стало неловко.
     Мы с соседкой решили, что ещё не скоро поедем, тоже вышли из машины и вошли в калитку в её сад. Попытались понять, что же тут случилось? А случилось так, как в той пословице: захотел человек сделать добро, а в награду получил зло. Хозяйка сада насеяла на грядках много морковки, видимо – на продажу. Утром привезла в сад своего сына, дала ему задание: выдергать морковку, почистить её и высушить на солнце.
     А надо сказать, что сынок у неё был инвалид, как она сама говорила: «У него в голове ума недокомплект». Ему даже какую-то пенсию платили. А у матери он был на правах раба и помыкала она им как хотела, загружала работой и попрекала куском хлеба. Я его видела всего один раз. Это был долговязый, худой парень, с добрыми небесно-голубыми  глазами. И весь тот крик, который подняла рассерженная мать, возник из-за того, что парень (где-то тридцати лет), среди огорода из очищенных корнеплодов выстроил сердце. Это было очень оригинальное сооружение. Представьте себе округлую стенку из крупной морковки, с выставленной наружу верхней обрезанной частью корнеплода. Хвостики повёрнуты внутрь, в образовавшуюся ёмкость были сложены более мелкие морковки. Если стать в округлую выемку «сердца», то его крылья выложены по объёму на вытянутые в размахе в разные стороны руки, и по высоте наверное метр, не меньше. Видно, что потрудился парень на славу. Но этой «славы» он  не дождался. Хвалили его разве только соседи по саду.  Понятное дело, сердечко это он посвятил матери, а мать была далека от созерцания красоты. Она более практичная женщина и во всём искала для себя выгоду. Когда ехала в сад, то думала, что её Вадька занесёт весь урожай в сарайку, а тут…
     Я окинула сад взглядом опытного садовода и нашла чему бы позавидовать. Все высоко растущие растения огорожены плетёным из лозы плетнём. Мало того, изобретательно это было сделано, с выдумкой. И это всё сделал молодой человек, у которого «в голове недокомплект». А размалёванная, с длинными ногтями тётка, извергающая из своей глотки словесную грязь, видимо считает себя умной… Мне жалко стало парня. Вместе с соседкой, мы помогли парню перетаскать вёдрами ту морковку в добротную сарайку и даже прикрыли брезентом потому, что ночью обещали синоптики заморозок. Вымыли руки и пошли к машине. Нас удивило ещё и то, что у парня была только та одежда, что на нём и переодеться ему было не во что. Но мы только переглянулись и ничего не сказали. Благодарить нас за помощь никто и не собирался. Парень ходил с опущенной головой, а мать, как злобная фурия, носилась по саду. Работы от неё никакой, а крику, как от стаи ворон.
     Ладно. Доехала я до Косого Переезда, пересела на «шестёрку» и поехала на свою Девятку. С того дня прошло наверное года полтора. И вот, из телефонного разговора с соседкой по саду, я узнаю. Тот парень – женился. Тайно, на родственнице, которая навещала соседку его сада. Она, лет на десять старше его. Не из нашего города. Просто увидела талантливого парня, добродушного, стесненного трудными обстоятельствами и решила подставить ему плечо. По-сути, она его выкрала и увезла к себе. Отмыла, приодела, откормила и помогла развиться его фантазиям. Он начал делать очень оригинальные поделки, лепить, рисовать… А она умело их реализовывала. В добавок ко всему она забеременела своим первым ребёнком. Короче, у них всё было хорошо. А вот мать до такой степени бесновалась, что осталась без работника, что где-то раздобыла их адрес, поехала, но её невестка и на порог свою свекровь не впустила. Вернулась домой и, конечно же, срывала свою злость на своих подчинённых на работе. А те терпеть не стали и вскоре её уволили. Пробовала она через суд вернуть сына, но суд вынес решение не в её пользу. Мало того, присудили ей выплатить ему половину стоимости квартиры, как инвалиду…
     А я всего лишь запомнила морковное сердечко среди огорода. И за то Случаю  Спасибо.

                ***
     Ни для кого не секрет, что лучший подарок садоводу – это хороший урожай, выращенный своими руками. А гостинец – это первые созревшие ягоды. Но на гостинцы есть свои охотники, и откуда они появятся - предугадать просто невозможно. И у меня тоже не семь пядей во лбу. Ещё вчера приметила на одном кусте клубники покрасневший бочок у ягодки. Срывать не стала, дескать, подожду, завтра с другого бока ягодка покраснеет, а заодно подрастёт и слаще будет. Тогда и сорву. По старинному поверью, первый урожай нужно отдать ребёнку, своему или чужому, всё равно что Ангелу подарить, тогда и урожай этого лета будет богатым. Я шла домой и уже думала, что первые ягодки принесу соседскому внуку – Артёмке. Но, не получилось.
     На следующее утро первый садовый автобус почему-то не пришёл. Со вторым автобусом приехала, солнышко во-он как уже высоко поднялось, а работа в саду меня дожидается… Расстроенная захожу в калитку и, первым делом иду на клубничную грядку, красную ягодку посмотреть. Красный цвет издалека видно, но, сколько не вглядывалась, так ничего и не нашла. Только вижу, что голубенькая небольшая бабочка то взлетит, то опять на то же место сядет. «Что там ещё за чудо?..» - подумала я и пошла к той бабочке. И вот она моя ягодка, только попала она в плен к тихоходу. И в самом деле крупной улитке. Своим склизким телом она всю ягодку прикрыла, ест и рожками шевелит. Что тут скажешь, я к своему дивану на автобусе еду, а она свой дом на себе носит. Что я в сердцах высказала этой захватчице чужого добра, об этом мы только двое знаем. Я не скажу, а улитка тем более. А ещё этому была свидетельницей красивая бабочка, которая любит кататься на крыше улиткиного дома. Сорвала я ту ягодку прямо с черешком и, вместе с улиткой выбросила через забор на дорогу. И бабочка следом за ними полетела. Иду по дорожке между грядками и, вот вам – здрасте, мышь прямо мне под ноги  выскочила с ягодника.  Я даже сумку из рук выронила. «А вот от этой напасти как спастись? Видимо и эта хвостатая бестия зрелую ягодку ищет? – подумала я и тяжело вздохнула и пошла к крыльцу. Глядь, а навстречу мне большой чёрный котище идёт по главной дорожке. Я тут же свернула к теплице. «Вот те раз!» Ещё одна напасть с утра – чёрный кот навстречу…» А кот только проводил меня взглядом и, как шёл, так и шёл себе. Вдруг, словно споткнулся, остановился, насторожился, я и глазом не успела моргнуть, а мышь уже в его зубах, только хвост висит. Кот оглянулся на меня, видит, что я стою остолбенело и глаза на него таращу, понёс свою добычу к калитке. Растелился по земле и поднырнул под калитку. Я облегчённо выдохнула. «Вот, если б ещё коты улиток ловили… Что за день сегодня? С самого утра сплошные приключения…»

                ***
     Кто бы знал, как тяжело садоводу с многолетним стажем, в силу своего возраста вынужденно сидеть дома, когда так радостно светит солнышко и весна всё живое пробудила ото сна. И чтоб мне не так тоскливо было, сын – Гриша, фотографирует и посылает мне по электронной почте садовые фотографии, а я уже, сидя за компьютером, рассматриваю то, как отзывается всё живое на зов Весны. И если раньше я могла только мельком взглянуть и про себя отметить что-то новое в природе, то теперь, уже на фотографии, могу детально рассмотреть каждую деталь предложенного пейзажа.
     Фотографий много, но эта фотография больше походит на портрет, на котором греющаяся на солнышке, ещё до конца не проснувшаяся лягушка. Рядом с нею лежат прошлогодние листья. По себе знаю, торопливый взгляд вряд ли отличит живое от неживого. Светло-коричневые листья с прожилками и такие же полоски вдоль тела лягушки, хорошо её маскируют в ещё с зимы неприбранном саду.
     Удивило ещё и то, что она какая-то уж слишком толстая, как будто её что-то изнутри распирает.
     - Так она же будущая мамочка! – смеясь, объяснил мне внук.
     Ещё одно сходство поразило меня, это похожесть узора лягушечьего и пуховый костюм воробья. Особенно совпадает узор возле глаз прыгающего и летающего творения Природы. А ещё то, что они не шагают,  как обычные твари, а прыгают. Кто их знает, может в глубине веков они были родственниками…













               


Рецензии