мертвецы

                Мертвецы в подвале

    (Из немецкой газеты "Wormser Zeitung" 19.06.2021г.
                сокр. пер. с нем. Л.Черного)

                Andrienne Braun

   Обычно каждый из поездки привозит сувенир. Также было и раньше. 150 лет тому назад вовсе не считалось само собой разумеющимся отправиться в страну, о которой люди в лучшем случае знали из газет. Предприниматели и чиновники, ученые и миссионеры, отправлявшиеся в конце 19-ого века в бывшие немецкие колонии, ящиками привозили оттуда сувениры: цепочки, посуду, культовые предметы. Некоторые привозили с собой даже даже черепа аборегенов.

   Тепрь многое из этого находится в музеях. Ими забиты подвалы и склады. Половина из 160 000 предметов, которыми обладает Штуттгартский музей, имеет колониальное прошлое. Далеко не все из этого было приобретено честным путем, потому что колонизаторы силой насаждали европейские обычаи и нравы, свой язык, методы правления. К тому же они вели кровавые войны и забирали военные трофеи.

   На многих экпонатах в немецких музеях следы крови. Между тем вместо того, чтобы признать колониальную вину, при реконструкции дворца в Берлине, в котором должен открыться новый музей искусства Азии, обсуждается вопрос: нужно ли снова возводить дворец или перед современным зданием поставить исторический фасад. Один из немногих считает, что нельзя открывать музей, пока не будет самокритично изучено, "сколько крови капает с каждого экспоната."

   С тех пор прошло 4 года. Политики пришли к выводу: в будущем году немецкие музеи должны вернуть часть бронзовых скульптур Нигерии, т.е. те памятники культуры, чье прошлое точно установлено. В 1897г. британские войска вторглись в королевство Бенин и украли из дворца до 6 000 произведений искусства. Тогровцы на их продаже сделали большие деньги. В конце концов они в основном оказались в европейских музеях. Многие из них в Германии.

   Для немецкого министра иностранных дел это "вопрос справедливости" вернуть в королевский дворец то, что они уже давно требуют. Звучит благородно и с сознанием вины, но удивляет, что потребовалось более 40 лет, чтобы этого добиться. Еще в 70-ые годы прозвучало требование вернуть награбленное в колониях. Почему же эти дебаты были похоронены? Тогдашний директор одного из ведущих музеев Германии признался, что он боялся с потерей экспонатов потерять и авторитет. Поэтому он нажал на все рычаги, обратился к коллегам, чтобы они его поддержали, и к правительству с просьбой спустить дело на тормоза. И добился своего. Требования из Африки были проигнорированы и колониальная история похоронена.

   Но с тех пор кое-что изменилось. Возникла идея создать новый музей  в Бенине. Африканцы заверили, что бронзовые скульптуры будут хорошо ухожены и их выставят на всеобщее обозрение. Когда и сколько произведений искусства будет возвращено пока не ясно. Но африканцы не требуют вернуть все, что было награблено. Наоборот, они хотят, чтобы их культура и дальше была представлена в европейских музеях.

   Конечно тема колониальной вины не будет решена так быстро. Пример тому возвращение награбленных нацистами произведений искусства в Европе. И уже ждет следующая проблема: из колоний в Германию было вывезено большое количество черепов, костей, волос и кожи умерших, где они изучались специалистами по расам. Многое из того, что хранится в музеях и университетах, невозможно идентифицировать, вернуть и захоронить, не оскорбляя человеческого достоинства.

   То, как белые относились к жителям колоний, говорит например их отношение к черным покойникам, которых часто сопровождала записка "Человек из зарослей, южная Африка".


Рецензии