Жажда человечности

                ЖАЖДА  ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

                Животные не люди, они другие.

     Весной, когда вижу первые одуванчики на обочине дороги – это уже долгожданный праздник… Но и белочки в нашем городе такие же постоянные жители, как и люди, только без паспорта. И радуются они весне по-своему. Вот, к примеру, стоят мужики возле стоянки своих легковых машин и похохатывают. Присмотрелась, а это они над белочками смеются, которые поседевшие одуванчики нюхают, чихают, лапками парашютики с мордочек утирают, убегают с этого места, но потом опять возвращаются и всё повторяется снова и снова. Их трое. К новому одуванчику бегут все сразу, как дети, которым всем и сразу подавай одну и ту же игрушку. Даже повидавшим всякое мужикам смешно стало. Что и говорить, прекрасное не требует доказательств.

                ***
     Я знаю очень многих людей, которые «не умеют жить для себя». Хоть они уверены в том, что только тем и занимаются, что живут для себя. И это вовсе дело не в том, что они не спешат кому-то протянуть руку помощи или пожалеть кого-то. У них нет того высокого понимания на то, чтобы своей душе сделать подарок. Опять же, дело не в деньгах и вещевых подарках, а в каждодневной будничной жизни они какие-то неуклюжие. Ведь не нужно ждать праздника, чтоб почувствовать себя счастливым.
     Вот один простой случай из моей жизни. Случайно встретила свою знакомую, которую много лет не видела. Как обычно мы стали расспрашивать как у кого жизнь сложилась за прошедшие годы.
     - А я тут рядышком живу. Пошли ко мне, посидим, поговорим…
     Как я ни отказывалась, но с её напористым характером не совладала. И вот я тащусь следом за ней. Она что-то там говорит-говорит, но где уж мне её слова понять, тут хоть бы за нею поспеть. Наконец пришли. Я с трудом дошла до кресла. Села и ещё минут десть не могла отдышаться и в себя прийти. А что она? Она включила телевизор и даже не посмотрела и не прислушалась, о чём говорят с экрана.
      - А я его не слушаю. Телевизор у нас весь день бубнит. Я его не смотрю…
     О чём тут спорить? Я в гостях, в чужом доме, и не вправе делать замечание хозяйке. А она ведёт себя так, как привыкла. Хотя у меня совсем другое мнение на этот счёт. Лучше посидеть в тишине, чем смотреть то, что меня скорее раздражает, чем добавляет мне хоть каплю заинтересованности. Так получилось, что и дома у неё тоже «душевного разговора» не получилось. Хозяйка занималась своими домашними делами, если что-то говорила, то разговор был ни о чём, и я скоро стала тяготиться зря упущенным временем и, попив водички, стала прощаться.
     Шла и думала: зачем же она так спешила, если дома никакой срочной работы у неё не было? Работающий телевизор тоже ни к чему… Зачем меня было тащить к себе, если у нас ничего общего в характере, в увлечениях нет. Как-то всё пусто и несвязно, ни цели, ни проку…
     Я шла тем же путём, только в обратную сторону. Не буду перечислять всех моментов, но я много чего заметила, на что бы с интересом посмотрела и полюбовалась, не жалея истратить на это своё время. Больше всего меня поразило то, что день был окрашен жёлтым цветом. Мы обычно говорим: белый день. Но это всего лишь обычно употребляемые слова. Если же присмотреться, то солнечные и пасмурные дни рознятся по цвету. А сейчас вечереет. Конец августа. На землю упали первые жёлтые листья. И туман всё плотнее сгущается над посёлком. А солнце, пытаясь пробиться лучами к земле, окрашивает лучи в какой-то грязно желтоватый цвет. Не могу сказать, что это красиво, но как-то необычно. Маленькие облака на какое-то время закрывают солнце и окружающий мир меняет цвет.  Деревья, газоны, дорога, лужи – то беззаботно улыбаются, то погружаются в скучное тоскливое состояние. Даже вороны начинают каркать именно тогда, когда прячется солнышко.
     - Э-эх, шла бы я по этой улице с кем-то другим, какой бы интересный у нас разговор получился…

                ***
     Контейнеры для мусора чья-то очень хорошая задумка. Люди могут в любое время мусор вынести и мелкому зверью и птицам, особенно в зимнее время, появляется возможность подкормиться. Кто только ни был замечен мною, ныряющим в бак. Даже красавец дятел не побрезговал. Что и говорить – в холода всякому беда. Но мне больше всего белочки понравились.
     Кто-то выбросил в контейнер пакет с засохшими баранками. Их и обнаружила белочка со своими подросшими детками. Вот где весёлое зрелище было. На заснеженной лиственнице, на ветках сидят зверьков семь белочек и каждая бараку грызёт. Что им сухие баранки, если они скорлупки орехов грызут.
     Вот, сидит себе белочка, серенькую спинку к стволу дерева прижала, грудка беленькая, лапки в тёмненьких рукавичках и «ручками», как ребёнок, баранку держит. Люди идут, останавливаются, смотрят, улыбаются. Как ни как – соседи наши!

                ***
     О себе скажу: я – бывший садовод, с большим стажем работы на грядках. Возраст пошатнувшееся здоровье, а главное – смысла нет держать сад-огород для одной себя. Много ли мне надо… У сынов свои сады, а мне они приносят всякой зелени с грядок и настойчиво уговаривают – отдохнуть. Вот и в этот раз принесли всего-всего понемногу и плюс к этому большой букет цветов.
     Вынимать овощи и ягоды в разных ёмкостях из тяжёлого пакета я решила чуть позже, а пока занялась букетом. Цветы в букете самые разные, значит, и стоять они должны в разных вазах. Когда разобралась с цветами, то в итоге получилось четыре букета в разных по высоте вазах. Распределила куда какую вазу поставить и вернулась на кухню. Цветы, как обычно, я обрезала и формировала букеты на обеденном столе и теперь этот стол собралась протереть. Даже тряпочку взяла в руки и тут заметила, что по столу бегает муравей. Видимо он на каком-то цветке в мой дом перекочевал. Честно вам скажу: с муравьями я в саду нещадно воевала и теперь у меня к ним осталась, мягко говоря – нелюбовь. Если к другим насекомым и гусеницам при встрече появляется некая брезгливость, то муравьи что-то вроде моих соперников, претендентов на территорию на садовом участке. Они такие же труженики, потому и уважаю их за трудолюбие, но мириться с этими соседями мне уж очень не хочется. А тут я этого «соседа» на своём столе увидела. И прихлопнуть жалко, вроде как он не по своей воле на мой стол попал, и что с ним делать, я пока не решила. А пока не пришла спасительная мысль, решила посмотреть, что он сам будет делать. На клеёнке остались капельки росы от цветов. Понятно, что эти капельки пахнут цветами и муравей бегает от капельки к капельке.
     А тем временем солнце передало ключи времени ночи и на кухне стали сгущаться сумерки. Это естественное время суток для муравья и свет я не стала включать. Села на стул, надела на нос очки, стала наблюдать за моим незваным гостем. Он же успокоился и, выбрав себе самую сладкую каплю, что была рядом с листиком бархатца, а дальше я просто не могу объяснить что он задумал.
     У муравья три пары лапок. На каждой лапке маленький крючочек, которым он цепляется за поверхность, по чём ползёт. И так, он влез на нижний край листика, Задними четырьмя лапками он закрепился на листике, передние у него вроде рук. Одной рукой он осторожно трогает расплывшуюся лужицу-каплю. Что интересно, лапка не проваливается в воду, а вода прогибается под лапкой, как резиновая. Но от этого места расходятся круги. И тут он довольно долго испытывал воду. Ладно бы пил, так нет же, устроил непонятные для моего понимания испытания.
     Наконец моё терпение лопнуло, я подняла листик и на нём муравья, вынесла на балкон и пустила его по ветру. Тем самым отдала его в руки Судьбы. Он приземлится вместе с листиком где-то на газоне, и проживёт остаток жизни в одиночестве. Но это уже его проблема, а у меня ещё есть работа…

                ***
     Однажды, проходя через двор, заметила свою знакомую. Она со своим правнуком гуляла. Хотя слово «гуляла» тут не причём. Мальчик, лет четырёх, лежал вдоль скамейки, а она сидела скраешку скамейки и за что-то отчитывала его. Издали глядя на них, я подумала, что у малыша на груди плюшевая игрушка. Но, когда подошла поближе, удивилась. По груди и по животику мальчика путешествовал жёлтенький утёнок, попискивал и пытался отщипнуть у него на рубахе пуговочку. Мальчик, глядя на него, громко хохотал, не обращая внимания на слова бабушки. С какой любовью  он смотрел на своего любимца, как улыбался, как следил за каждым его движением, я никак не могла понять: всё прекрасно и почему бабушка расстраивалась, и за что ругала внука? Так меня это «зацепило» и чтобы выяснить этот вопрос, я и подошла к ним поближе. Поздоровалась.
     - Красивая живая игрушка, - заметила я.
     - Вот именно, что живая. Уже все его рубахи изгадил… Так, ведь, ещё и не отстирывается… Говорю ему: пусти его на землю. Пусть по травке побегает…
     - А он?
     - А он с рождения по Тёмке ходит. По земле ему ходить непривычно. Сразу к нему на туфель залазит и пищит. На ручки просится…

                ***
     Иду мимо сада своих знакомых. Слышу хохот за забором. Мне любопытно стало, заглянула через забор. А там пёсик, запряжённый в маленькую тележку, (обувная коробка на колёсиках), а в ней хозяйский красавиц кот сидит, испуганно вытаращил глаза, крепко когтями держится за бортики. Собачке такой груз не в тягость. Вот только бегать ему по прямой дорожке, никуда не сворачивая, явно надоело.
     - Да, тут как весело у вас!.. – говорю я хозяйке.
     - Бесполезные в саду захребетники. – Это хозяйка говорит, с явным признаком раздражения, о дедушкиной затее и внуке. – Сами дурью маются и меня от работы отвлекают… Шуму много, а работы никакой!..
     Пёсик добежал до конца дорожки и остановился. Кот тут же воспользовался моментом, выскочил из коробки и вскарабкался на берёзу, что у забора растёт. Высоко взбежал, вниз посмотрел, испугался, сидит жалобно мяучит. Теперь всё внимание на кота. Какая ж тут работа?..

                ***
     Хозяйский сельский двор – это отдельное государство, где все его жители подчиняются только своему особому укладу жизни. Все, разве только мыши и гусеницы на капусте ведут себя, как сто лет назад себя вели их предки.
     «Дворец заседаний», как его называет престарелый хозяин, это собачья будка, сделанная любовно из строганных досок и настоящей крышей дворца, где доски одна над другой, как выкладывают черепицу. Конёк с округлинкой. Собака на нём не сидела, а лежала, конёк поперёк живота, свесив лапы по обе стороны крыши, будто пятнистый коврик хозяйка бросила сушиться. Ладно бы зубастый страж лежал так, чтоб ему был виден двор. Куда там! Сидя на цепи, этот двор уже так ему обрыд, что он ложился в сторону калитки хвостом. И только в отдельных случаях приподнимал лохматую голову и издавал своё: «Ррр-гав!» Куры ходили где хотели и клевали из его миски. А главная его подруга, такая же пятнистая кошка, лежала тут же, рядом, в таком же положении, только в другую сторону головой и с чуточку высунутым язычком.
     Я сидела на ступеньке крыльца, скучающим взглядом обследовала двор и только по звяканью цепи догадывалась, что пёс всё же нёс свою службу и время от времени поглядывал на меня, хоть цепь до крыльца не доставала.

                ***
     Собак я с детских лет боюсь. Теперь, на склоне лет, смотрю на собачников с каким-то недоумением, с опаской обхожу их стороной. В дом, где есть собака, даже если она величиной меньше кошки, с рукавицу, ни за что не войду. Но у меня есть много знакомых, которые в собаках и кошках души не чают. На детей своих и внуков могут прямо таки наорать, а четвероногий друг – это святое. Многие из них берут своих питомцев в свой сад. Но очень часто так случается, что кто-то в семье любит животинку, а кто-то просто терпит во избежание скандала. Вот, именно такая ситуация создалась у Нади.
     У мужа её, Славки, «руки выросли в нужном месте», поэтому добрая часть работы, а особенно полив грядок, как он говорит: «Дело техники». Он любил повторять: «Включил и забыл». Сам он, по мнению Нади, «ночует в компьютере». А ещё у них есть овчарка, очень умная, воспитанная собака, разве что только по-человечески не говорит. С этой собакой, которая им досталась после смерти Славкиного брата, никогда у них проблем не было. Но, вот однажды, Надя куда-то пошла и оставила мужа с собакой в саду и велела мужу полить грядки до её прихода и они тогда уже поедут домой, в город. Муж, конечно же (в своём репертуаре), включил распрыскиватель и «утонул» в компьютере. Распрыскивателей на их огороде было несколько, они охватывали весь огород. Интересно то, что включались они поочерёдно через определённое количество минут. На все сразу напора воды в шлангах не было.
     День был жаркий и собаке терпеть жару было труднее, чем человеку. Поэтому, когда полилась вода, собаке захотелось охладиться. И хоть собака была далеко не молодая, на неё с той радости напал кураж. Пёс подпрыгивал, приплясывал на задних лапах, стараясь открытой пастью захватить струю. И так он перекочёвывал по огороду, где включалась вода в распрыскивателе. Но, вся беда была в том, что вода лилась на грядки и очень обильно, а после собачьей пляски на эти грядки без слёз и взглянуть было невозможно…
     Я вышла с садового автобуса и встретилась с Надей и пришла в их огород вместе с хозяйкой. Когда мы только вошли в калитку, Надя так заголосила, словно покойника оплакивает. Я не решилась идти за нею следом. Выбежал на крыльцо её муж, выключил воду. Собака вернулась на «своё место». Я же, не прощаясь, поспешила уйти… , но долго ещё слышались причитания хозяйки.

                ***
     Деревня. Всё бесхитростно, буднично и просто.
     Лето. Каждая травинка цветёт и жизни радуется. Слепой дождик пробежался по полям и огородам, нарисовал круги на тихой равнинной речушке. В эту речушку осторожно вошла рыжая комолая корова, вздохнула и стала осторожно, едва прикасаясь воды губами, пить речную прохладу. Длинный хвост свисает до самой воды и, кода она им отгоняет кусачих паутов, на боках оставляет мокрые полосы. От коровьей морды по воде разбегаются бугристые круги. Напилась, постояла маленько, опять наклонила голову, шумно втянула ноздрями пахнущую ряской воду, но пить больше не стала. Ещё немного постояла, прядая ушами и стала, пятясь назад, неуклюже поворачиваться головой к берегу. Поднатужась, вышла на берег. Равнодушно прошла мимо бодяка,  грузно ступая прошла по узкому проходу среди кустов молодого лозняка и, напрочь забыв о речке, пошла туда, где высокие травы. Это её маленькие радости, о которых это крупное животное тут же забывает. Нам тоже иной раз кажется, что тут ни удивляться, ни особо помнить - не о чём, ан нет. Это, тихое летнее счастье жить, ложится бальзамом на душу и будет сниться длинными, зимними ночами.

                ***
     Тихая деревенька над рекой, где потемневшие от времени избы, заколоченные крест на крест окна, высокие ворота и сильно покосившиеся заборы. Людей не видно, только где-то упоённо и самозабвенно поёт петух. Значит, ещё не все дворы опустели, живут тут люди, и даже ещё на что-то надеются. Не решаются покинуть такое красивое место, где прямая, как стрела улица, с одним рядом изб, а по другую сторону – сочная зелень травы и пологий бережок речки, текущей вкрадчиво, бесшумно, отражая на своём лице беленькие ватные облака. А ещё по речке плывут гордыми санитарками в белых халатах гуси. Плывут длинным рядом, след в след. А издали кажется, что это плывёт длинная вёсельная лодка, как запущенная стрела по воде, только на обе стороны разбегаются волны.
     Подумаешь, гуси плывут! На что тут смотреть? А взгляд сам-собой за ними тянется. Смотришь, как они шевелят хвостиками, как гордо несут красноносые головы и переговариваются, будто женщины из одного звена, идущие с тяпками на плечах на делянку за околицей. Это будний день, простой и в то же время неповторимый, ничем не выделяющееся событие в череде нашей быстротечной жизни. Но без этого и жизни не получится.

                ***
     И кто это придумал, что куры воды боятся? Вот оно, чудо со шпорами!..
     Жаркий летний полдень и вдруг, как говорится – с малой тучки да проливной дождь. Как неожиданно начался, так и закончился, как обрезало.  Куры, убежавшие под навес, теперь осторожно выходят на мокрый двор. И вот он – дворовый герой, заводила и забияка. Просто подраться не с кем, а проявить характер надо, а то какой он после этого петух?..
     Выбежал вперёд своих подруг и по мелкой луже пробежался из конца в конец, только вода между лап зашкворчала. Мало. Повернулся, постоял, посмотрел на лужу, склонив голову на бок и… по тому же пути побежал обратно. Курочки остановились, смотрят на причуды муженька. Они дородные, степенные женщины, зря в воду не полезут, а он – ухарь с красным гребнем, лихой всадник со шпорами, но только без коня, вот и приходится самому по лужам бегать…
     Всё! Больше курочек его выходка не удивляет. Остановился, разочаровано выдал из горла скрипучее нечто и ушёл не оглядываясь. Мол, ничего-то вы не понимаете, глупые куры. Я вам ещё покажу!..

                ***
     Когда я вспоминаю вылупившихся жёлтеньких цыплят, которых я видела в своей жизни много десятков раз, то самая красивейшая картина из моего детства, это цыплятки гуляющие под абрикосовым деревом, где вся земля усыпана  зрелыми абрикосами. Курица-наседка почему-то бегала по чистой земле и боялась войти в круг абрикосового рая. Я с братом тоже стояли в сторонке и боялись накликать гнев курицы, хотя нам очень хотелось поесть этих сладких абрикос. Вид у нас был очень обиженный, вот-вот расплачемся.
     Пришла бабушка, расспросила у нас, какая беда с нами приключилась, почесала кончик носа, она всегда так делала в задумчивости. Потом обозвала курицу «дурой заполошной», поймала её и за лапу привязала к молодой яблоньке. Потом принесла варёную мятую картошку в алюминиевой старой чашке поставила перед курицей. Еда курице понравилась и она стала скликать своих цыплят, мол – кушать подано. Малыши услышали особый зов матери, сами побежали к ней. А нам бабушка принесла глубокий таз и велела в него собрать все лежащие на земле абрикосы. Мы собирали, самые вкусные сами ели, а я удивлялась тому, как бабушка просто задачку решила. Все остались довольные.

                ***
     …С моим деревенским прошлым, для меня не новость видеть у животного слёзы. И если уже у животного глаза наполнились слезами, то тут уже понятно - горе у него через край. От пинка или от хворостины животное не плачет. Оно, кто бы это ни было против его желания, постарается убежать, избежать наказания, а потом обидчика будет обходить стороной. Но, вот, случилось мне увидеть фотографию на Интернетовской страничке. А ведь фотография не просто туда попала, кто-то уже увидел этого щенка, проникся жалостью к породистому, крепенькому собачьему ребёнку… Однако, не смотря на свою родовитость, и у него крупные слёзы текут из печальных глаз. А слёзы – это не вода, без причины не появляются…
     Ну, ладно. Мы, люди, порою сами виноваты в своих бедах, а в чём же вина этого щенка?.. Посмотрела на фотографию и сердце защемило, словно сироту обидели…

                ***


Рецензии
Вот и мы сироту дачную подобрали. Выросла. Сейчас гулять пойду. Куда теперь от красоты этой несуразной денешься?

С уважением Анатолий.

Анатолий Меринов   28.06.2021 11:57     Заявить о нарушении
Несуразными и люди родятся. Когда-то моя бабушка говорила: "Если человек такой нескладный родился, значит и такие Богу нужны". Он же не виноват... А за сиротой в дом счастье идёт. Я в этом уверена, ведь я просто уверена в том, что Вы хороший, совестливый человек. Я тому рада, что мою работу именно такой человек прочитал.
С глубоким уважением,

Анна Боднарук   28.06.2021 17:37   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Анна.
С уважением Анатолий.

Анатолий Меринов   28.06.2021 18:39   Заявить о нарушении