Ночное трио. часть 1

(Одноактная пьеса)

                ФЕДОР - бомж, без определенного возраста.
                ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ – бизнесмен, 40 лет.


          Ранняя осень. Ночь. Аллея городского парка. Вдали видны силуэты высотных домов. Тускло светит единственный фонарь, под которым стоит скамейка. Рядом с ней тумба со штырем для флага или транспаранта.
          По аллее бредёт мужчина невысокого роста с давно небритым лицом, в старой затасканной одежде. В руках грязная сумка, в которой что-то лежит. Замечает рядом с фонарем бутылку, поднимает её, с задумчивым видом рассматривает горлышко, не побито ли, потом кладёт в сумку.

          ФЕДОР (разговаривает с Богом). Спасибо за бутылку. Завтра сдам…У меня уже штук семь есть, будет на что хлеба купить. (Садится на скамейку и смотрит на ночное небо.) Звёзды… Красота-то какая. Ты-то, Господи, наверное, привык к этому, всю жизнь живешь среди них. А для меня каждая звездная ночь, как подарок. Звёзды так и манят к себе, так и манят.  К ним не привыкнешь.
          Думаю, тебе они тоже нравятся. Сидишь Ты сейчас где-нибудь наверху и любуешься ими так же, как и я. Н-да… А я ведь сегодня не выдержал Твой экзамен, не выдержал…Каждый день Тебе его сдаю… и каждый день не могу сдать. (Машет рукой.) Да ты и без меня всё знаешь. Украл я булку-то… Ты учил – не кради, а я украл. Осуждаешь?…Молчишь?… Осуждаешь, значит. Есть я хотел… Хоть бы Ты сказал что-нибудь, а то все молчишь, молчишь. Хорошо Тебе, Ты есть никогда не хочешь. А я человек… Да нет, какой я человек? Человечишка я – есть хочу каждый день. Грешен, Ты уж прости… Н-да… (Ложится на скамейку.) Устал я… Устал от жизни… И как это Ты не устаешь? Откуда силы берешь? Научи, Господи. (Встает со скамейки.) Прохладно… (Ворчит.) Зачем тебе эта прохлада нужна? А? Неужели нельзя сделать теплее?… Нельзя?…А если только в парке?…Тоже нельзя?…Ладно, не делай теплее, из-за меня не надо. Да и сна уже всё равно нет. (Задумывается.) А я ведь тебе с самого начала, знаешь, что хотел рассказать? Ты-то, конечно, знаешь, но я всё равно расскажу. Сегодня утром жену свою видел… бывшую, конечно. Пополнела, морщин стало больше, а так ещё ничего… ничего. Она же меня лет на пятнадцать моложе… Ну да… Но я не о том хотел тебе сказать, не о том…Чужая она стала… Мимо прошла, не заметила. А, может, и заметила, да виду не показала. Я ведь теперь кто?… Н-да… Думал, увижу её, и что-то внутри дрогнет. Боялся этой встречи… избегал… А не дрогнуло…нет. И я понял, что простил её, зла не держу, нет, не держу. Потому как через это её зло я к тебе пришёл, Господи. За такое благодарить надо. (Опять смотрит на звездное небо.) Ах, красота-то какая! Вот сейчас на тумбу заберусь, чтобы поближе к Тебе быть, Господи. И мы вместе с тобой на звезды посмотрим. (Забирается на тумбу, сидит, скрестив ноги и ухватившись за стержень.) Вот так бы и сидел, Господи, с тобой всю жизнь. И больше ничего не надо… И людей не надо. (Смотрит на ночное небо в полном отрешении от всего.)

          С противоположной стороны идёт пьяный хорошо одетый мужчина
в длинном черном плаще. Он доходит до скамейки и тяжело падает на неё, вытянув поперек аллеи свои длинные ноги.

          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. О-о! Наконец-то! Ноги гудят… Что за город?
(Достает из кармана пачку сигарет, вытаскивает последнюю сигарету и пытается ее прикурить.) Ни одной скамьи… (смотрит по сторонам, куда выбросить пустую сигаретную коробку) и, конечно, ни одной урны… Воруют, всё воруют… даже урны. (Бросает пачку. Она попадает в бомжа. Тот не реагирует, сидит, смотрит на звезды.) Интересно, что они делают с ними? Ну, скамейки можно на даче пристроить. А бетонные мусорки… в таком количестве? А? Под цветы для любимых женщин?… Или шампанское в них охлаждают?… Бр-р… (поеживается) похолодало… (Достает из кармана начатую бутылку.) Дерьмовый день… (пьет из бутылки) и коньяк – дрянь… (Говорит иронично, глядя на бутылку.) А что вы хотели, Владимир Сергеевич? Какой день – такой и коньяк. (С тоской.) И домой не хочется, не хочу видеть эти рожи… О-ох! Сейчас чихну… (Чихает.) Кажется, простыл.
          ФЕДОР (очнувшись). Будь здоров!
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Спасибо.
          ФЕДОР. Господи, неужели Ты заговорил?
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Не немой вроде…

          Оба удивленно смотрят в небо.

          ФЕДОР. Господи, скажи ещё что-нибудь.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Зачем?
          ФЕДОР. Не слышал Тебя ни разу, голос твой слух ласкает.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (закрывает глаза). Допился…

          Сверху с тумбы падает Федина сумка. Владимир Сергеевич вскакивает со скамьи и смотрит вверх. Замечает Фёдора.

          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Эй, кто там? Что за шутки? (Фёдор молчит.) А ну слезай…обезьяна…а не то милицию позову, они тебя живо спустят оттуда. (Грозно.) А может, ты нечистая сила?
          ФЕДОР. Н-нет…милицию не надо…(Спускается.)
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (рассматривает Фёдора). А я и вправду думал – обезьяна… Разочаровал ты меня, мужик, разочаровал. А чего ты там делал в такое время? Шпионил за милицией?
          ФЕДОР. Нет, не шпионил…Звёзды смотрел.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Звёзды? (Удивленно смотрит на небо.) А с земли их уже не видно? Понимаю, ты из клуба любителей астрономии. Вам задание на осень дали: посмотреть на звёзды с тумбы?
          ФЕДОР. Нет… просто… люблю смотреть на них.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. И давно это с тобой?
          ФЕДОР (пожимает плечами). Не знаю.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Ну, ты, мужик, даешь! (Обходит вокруг него.) Бомж, что ли?
          ФЕДОР. Ну…
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Где живешь?
          ФЕДОР. Нигде.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Извини, не хотел тебя обидеть. Один нигде не живешь?
          ФЕДОР (после короткой паузы). Вдвоём.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. А второй где? (Оглядывается.) На второй тумбе сидит? Тоже астроном, как и ты?
          ФЕДОР. Нет…Пойду я…(Поворачивается и уходит.)
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Эй, погоди! Куда пошёл? Выпить хочешь?… У меня сегодня похороны… (Фёдор уходит.) Ладно, чеши отсюда. Дышать легче. (Садится, откинув голову на спинку скамьи и глядя в небо.) Щас-с спою… (Поёт.)
                Ой, мороз, мороз, не морозь меня.
                Не морозь меня, моего коня…
(Обращается сам к себе с удивлением.) А причём тут конь, Владимир Сергеевич? Похороны нынче только ваши… Не надо тащить в могилу собственный мерседес.
Правильно, полностью с вами согласен. (Чокается бутылкой с тумбой и отпивает глоток.) Владимир Сергеевич, разве на похоронах поют такие песни? Понятия не имею, что на них поют…(Задумывается.) Блин, ни одной похоронной песни не помню… Чему меня учили в школе?! А?! (Вспоминает.) Во!
                У дороги чибис, у дороги чибис
                Он кричит, волнуется дурак…
Хм… (отпивает еще глоток) оттого и волнуется, что – дурак. Одни походные и учили, ни одной тебе застольной, ни одной похоронной песни…(Кричит во тьму.) Дураков из школы навыпускали! Вот теперь даже на своих похоронах спеть не могу! (Ложится на скамью.) Всё, концерт окончен. (Складывает руки на груди и закрывает глаза.)

          Появляется Фёдор. Останавливается неподалёку, и смотрит на лежащего, тихо подходит к тумбе, опускается на колени и что-то ищет.

          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Кто там?
          ФЕДОР. Я.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Астроном, что ли? Зачем пришёл? Звезды зовут?
          ФЕДОР. Вот… сумку потерял…
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Пожитки свои? Ищи, ищи, мне они ни к чему.

          Фёдор шарит под тумбой, находит сумку, поднимается и отряхивает колени.

          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Нашёл барахло?
          ФЕДОР. Нашёл. (Топчется на месте.) Ты чего такой? Лежишь вот…а одет хорошо…
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. А ты что, душевед?
          ФЕДОР (удивленно). Кто?
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Душевный врач?
          ФЕДОР. Нет… это не я. Ты пел…я слышал.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Ну и что? Пение понравилось? Ещё исполнить?
          ФЕДОР. Нет… я просто хотел спросить. Плохо тебе?
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Поминки я справляю… А ты иди, иди, куда шёл. Хотя, нет, постой. (Встаёт со скамейки.) Хоть одна живая душа…Есть хочешь? (Фёдор молчит. Владимир Сергеевич шарит по карманам, находит купюру, протягивает её Фёдору.) На, около парка киоск работает ночной, купи что-нибудь пожрать, а то коньяк уже в горло не лезет…Сдачу возьми себе.

          Федор берёт деньги, рассматривает под фонарем.

          ФЕДОР. Пятисотка… Большие деньги.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Да ты больших денег сроду не видел. Да… стаканы купи…помянем, или отпразднуем, не знаю, как и сказать…
          ФЕДОР. Что из еды купить?
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Что хочешь, на свой вкус.
          ФЕДОР. У меня испорченный вкус…
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. У меня тоже…

          Фёдор уходит. Владимир Сергеевич сидит на скамейке, глядя
себе под ноги, пытается напевать какие-то песни.

          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Нет, всё не то… не то. Господи, что же мне тяжело-то так? (Трёт рукой в области сердца.) И помирать рано, и жить не хочется. Устал я. (Поднимает голову и говорит в пространство.) Ну, и что дальше? Дальше-то что?! (Встаёт.) Что молчишь? Эй, есть Ты там или нет?! (Пытается поговорить с Богом, но, чувствуется, что разговор даётся ему с большим трудом.) Как мне жить дальше? Как? Все надоело… Разве это жизнь? (Недоуменно.) Господи, что я делаю? С кем говорю?… Крыша уже едет… От такой жизни и в Бога и в чёрта поверишь… (С надеждой.) А может, Ты и вправду есть? (Машет перед собой руками.) Всё, всё… допился…надо бросать, не хватало только на колени упасть. (С тоской в голосе.) Господи, один я…один, как волк-одиночка… (Падает на колени и от безысходности начинает подвывать по-волчьи. Сначала потихоньку, потом всё громче и громче.)

          Появляется Фёдор с покупками, с удивлением смотрит на Владимира Сергеевича.
          Потом тихо подходит к лавке, кладёт пакеты и пытается незаметно уйти.

          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (замечает Фёдора). Куда?
          ФЕДОР. Пойду я…
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Испугался, что ли? (Поднимается с колен.)
          ФЕДОР. Нет… я и не такое видел.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. А я думал, ты не придёшь.
          ФЕДОР. Почему?
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Деньги у тебя в руках были. Взял бы, да сбежал. Кто бы искал? Да я бы и не обиделся, всё равно утекут, как вода.
          ФЕДОР. А куда бежать? От себя не убежишь. Да и что я Ему потом скажу?
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (удивленно). Кому?
          ФЕДОР. Ему… (показывает пальцем в небо). Богу.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. А Он там есть? (Тоже показывает пальцем в небо.)
          ФЕДОР. Есть.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Ну и как, помогает, когда просишь?
          ФЕДОР. Помогает.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (иронично). Что же Он тебя из этой нынешней твоей жизни не вытащит?
          ФЕДОР. Я не просил. Я сам это выбрал…
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Не завидую я твоему выбору. Получше-то ничего не мог выбрать? Или лучше никто не предлагал?

          Фёдор молчит.

          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Что молчишь?
          ФЕДОР. Ты вон тоже волком воешь. А ведь ты сам себе свою жизнь выбрал.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (свистит). А ты ещё и философ!
          ФЕДОР. Какой есть.
          ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Что же ты, философ, просишь у Бога? Чтобы лишнюю пустую бутылку подбросил?

(продолжение следует)


Рецензии
Вечера доброго Вам, Валентина!

Знаете, подумалось тут - разными путями идут по жизни люди, порой настолько далеки они друг от друга, что даже представить невозможно, чтобы когда-нибудь их пути пересекутся. Но, как известно, человек лишь предполагает, а может выйти так, что сойдутся дорожки у самых разных людей. И вот тут понимаешь, что не так уж сильно они и отличаются, и у кого из них в душе большая пустота, еще стоит подумать.

С наилучшими пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   11.07.2023 21:18     Заявить о нарушении
И Вам доброго вечера, Сергей!
Много лет назад возвращалась я с лекции домой. Время позднее, людей на улице нет, и трамваи где-то задерживались, но зато был необыкновенно красивый закат. Я стояла и любовалась им, пока краем глаза не увидела бомжа, который сидел на завалинке деревянного дома и, не отрываясь, смотрел, как и я, на заходящее солнце. С курчавыми волосами и бородой он был похож на Сократа. Фигура была очень колоритная, и я пожалела, что не взяла с собой фотоаппарат. Подошёл трамвай, и я уехала.
Но через неделю история повторилась: поздняя лекция, безлюдная улица, закат и бомж. Он сидел на том же месте и с тоской смотрел на красно-голубое небо, о чем-то думая. Я украткой рассматривала его. Вдруг грязная, старая авоська упала на землю, в ней загремели пустые бутылки. Человек очнулся и, заметив меня, застеснялся, поднял сумку и скрылся в кустах сирени. Когда подошёл мой трамвай, я уже знала, что напишу пьесу. Больше я его никогда не видела.
Я это к тому, что люди встречаются нам на пути по какому-то Божьему замыслу, который мы понимаем не сразу. Но какая бы встреча не была (даже неприятная), она всегда нам во благо.

Валентина Шабалина   12.07.2023 16:42   Заявить о нарушении