Слово монаха

(сценарий короткометражного фильма)

1. НАТ. МОНАСТЫРЬ. ПЛОЩАДКА ВОЗЛЕ ДВЕРИ, ВЕДУЩЕЙ В ПЕЩЕРЫ. ДЕНЬ.
Камера совершает круговой обзор – храм на холме, окрестности, в обзор попадает статуя, изображающая основателя монастыря, и останавливается на собравшихся на экскурсию людях.
10 человек разного возраста (экскурсия) возле входа в пещеры ждут начала экскурсии. Среди них АННА, СТУДЕНТКА 20 ЛЕТ, и двое ее спутников (ПАРЕНЬ 1 И ПАРЕНЬ 2, ОБОИМ ПО 20-25 ЛЕТ), разговаривают.
АННА (деловито говорит, обращаясь к своим спутникам): Мем - это единица значимой для культуры информации, ввел термин чудесный биолог и офигенный писатель научпопа Ричард Докинз. Поэтому и анекдот и картинка с анекдотом могут считаться мемами.
ПАРЕНЬ 1 и ПАРЕНЬ 2 смотрят на нее, восхищаясь ее знаниями. Они ею очарованы и во всем согласны.
МОНАХ, 50+ ЛЕТ (появляется в кадре, подходит к людям, приветливо обращается ко всем): Здравствуйте! Все собрались? Тогда начнем экскурсию.
Открывает ключом дверь, входит первым, все следуют за ним.

2. ИНТ. ПОДГОРНЫЙ МОНАСТЫРЬ, ПЕЩЕРЫ, ВНУТРЕННИЙ ХРАМ.
10 человек стоят полукругом перед МОНАХОМ, слушают, изредка обмениваются тихими комментариями по ходу рассказа, осматриваются. ЖЕНЩИНА (40-45 лет), одна из экскурсанток, стоит рядом с подругами - ПАЛОМНИЦЕЙ 1 (45+ лет) и ПАЛОМНИЦЕЙ 2 (30-35 лет). Внимательно слушает.
МОНАХ (рассказывает): Впервые отшельники появились здесь в незапамятные времена. Мы думаем, это был 16 век или даже раньше. Они поселились в этих пещерах, стали прорубать новые. Основали вот этот подгорный храм, где происходила общая молитва всей братии, а также позже службы и литургии. Сейчас мы осмотрим сами пещеры. Прошу вас. (делает приглашающий жест последовать в боковой коридор пещеры).
Все проходят в указанном направлении.

3. ИНТ. ПОДГОРНЫЙ МОНАСТЫРЬ, ПЕЩЕРЫ. МЕЛОВОЙ КОРИДОР, ВОЗЛЕ ПРОРУБЛЕННОЙ В ВЫСОТУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОСТА ДВЕРИ.
10 человек и МОНАХ подходят к этой двери.
МОНАХ: Вот здесь келья, откуда монах выходил на общую молитву,  и даже порой наружу, на свет Божий. Можно зайти по очереди и осмотреть.
Все по очереди заглядывают внутрь, заходят, выходят из кельи.

3. ИНТ. ПОДГОРНЫЙ МОНАСТЫРЬ, ПЕЩЕРЫ. МЕЛОВОЙ КОРИДОР, ВОЗЛЕ ПРОРУБЛЕННОЙ НИШИ НА УРОВНЕ 1,5 МЕТРА ОТ ПОЛА.
10 человек и МОНАХ входят в кадр.
МОНАХ: А вот это (показывает на нишу в стене) – келья затворника – сюда монах заходил один раз и навсегда. Другие монахи подавали ему пищу через эту нишу и забирали отходы. Когда монах переставал брать еду, братия отпевала затворника, нишу замуровывали, и он оставался внутри, наедине с Богом.
АННА (хмыкает): Ну капец вообще.
МОНАХ (не расслышав): Что вы сказали?
АННА: Да так, ничего.
МОНАХ (продолжает): Здесь были и столпники. Вот там – потом мы подойдем – есть остатки колец, вделанных в стену, к ним были присоединены цепи, которыми столпник приковывал себя  к стене, чтобы не упасть – и стоял на неусыпаемой молитве много дней, иногда даже на коленях.
АННА (возмущенно, перебивая): Ну вот и зачем это было надо? Это же противоречит нормальной физиологии!
МОНАХ (внимательно смотрит на нее, потом спокойно отвечает): Полагаю, что не все в этом мире сводится к нормальной физиологии, сударыня.
АННА (в сторону своих спутников (ПАРЕНЬ 1 И ПАРЕНЬ 2), ухмыляясь): Ну да, ну да, есть еще и патологическая.
ПАРЕНЬ 1 и ПАРЕНЬ 2 усмехаются и кивают.
МОНАХ (не услышав ее слов, продолжает): А сейчас мы пройдем по коридорам, и немного помолчим, чтобы вы смогли услышать тишину этого святого места. Далеко не отходите, встречаемся во внутреннем храме. Туда ведут все коридоры.

4. ИНТ. ПОДГОРНЫЙ МОНАСТЫРЬ, ПЕЩЕРЫ, КОРИДОРЫ. Движущаяся камера
10 человек вслед за МОНАХОМ медленно идут по коридорам. АННА в окружении ПАРНЯ 1 и ПАРНЯ 2.
АННА (тихо): Ну что за бред, а? Нахрена уходить под землю и сидеть тут не пойми зачем, фактически в собственном дерьме? Типа молиться богу! Не задумываясь, блин, а есть ли он вообще! Как хорошо, что времена этого мракобесия прошли!
ПАРЕНЬ 1: У них, наверно, были свои резоны.
АННА: Не смеши, какие резоны! Несостоявшиеся неудачники, ничего не остается как бежать от всего мира и вот сидеть тут, прятаться. Вот как этот, экскурсовод, блин. Красивый мужик, нашел бы себе бабу, детей нарожали. А он нас тут водит по склепу!

5. ИНТ. ПОДГОРНЫЙ МОНАСТЫРЬ, ПЕЩЕРЫ, ВНУТРЕННИЙ ХРАМ.
10 человек, МОНАХ.
МОНАХ: Ну вот, мы пришли обратно в храм, центр этих пещер. Здесь до сих пор братия проводит службы, но все же основные – проходят в наземном храме, который вы все видели на холме. Теперь все, кто хочет, может помолиться, поставить свечи. Я жду всех у выхода. Прошу вас не забывать о тишине и святости этого места, не нарушать ее громкими разговорами, смехом. Тихонько помолитесь, и выходите.
АННА (тихо): Ну да, святость этого места. Склеп как склеп. Брр.
МОНАХ (не расслышав): Вы что-то хотите сказать?
АННА (с вызовом): Ну да, я хочу сказать, блин. Все, что вы нам рассказывали, прям очень интересно. Кучка несостоявшихся людей похоронила себя заживо, залезали в прижизненные гробы, морили себя голодом, приковывали к стенам… А как они, пардон, в туалет ходили, если стояли прикованные? И вы, что же все это поощряете? (голос ее дрожит, срывается, становится громче, гулко отдается по коридорам, люди замирают, невольно отступают от нее).
АННА (громко): Да они все дебилы ненормальные, да, именно так!
ПАРЕНЬ 1 (берет ее за руку): Аня, тише, успокойся, все все поняли, хватит…
АННА (вырывая руку): Да отстань от меня! Мракобесие, вы что не понимаете что ли? Это же дебилизм, это ненормально, дурдом на выгуле! Святость! Какая к черту святость, идиотизм, и нам еще про это рассказывают с серьезным лицом. Да вы наследники мракобесов и бездельников! Искажаете человеческую природу и законы!

МОНАХ молчит и смотрит на нее. Люди словно замерли и отступили.
АННА (переходя на крик, видя, что МОНАХ смотрит на нее): Да что вы смотрите! Не смотрите на меня так! Отстаньте все вообще от меня со своими затворниками. Они все дебилы ненормальные, моральные уроды, сброд! А вы еще их тут прославляете! Ха!

МОНАХ делает шаг к АННЕ. Она не двигается с места и смотрит в упор на него, продолжает не замолкая кричать.
АННА: Бред! Идиотизм! Мракобесие! Что вы пропагандируете! Да выгнать вас всех отсюда к чертовой матери, закрыть эту шарашкину контору! Глупость, чушь, фанатизм!

МОНАХ (тихо и отчетливо, перебивая ее речь): Замолчи.
Анна замирает на полуслове, смотрит на монаха в ужасе, начинает дрожать. Она как будто пытается что-то сказать, но не может. Она смотрит в глаза МОНАХУ и не может отвести глаз. Он стоит и смотрит на нее, чуть наклонив голову вперед.
Это продолжается несколько секунд.
Затем ПАРЕНЬ 1, словно опомнившись, толкает ПАРНЯ 2 в бок, они подхватывают  АННУ под руки и уводят. ЖЕНЩИНА, ПАЛОМНИЦА 1 И ПАЛОМНИЦА 2, остальные люди провожают их взглядом.

6. НАТ. МОНАСТЫРЬ. ПЛОЩАДКА ВОЗЛЕ ДВЕРИ, ВЕДУЩЕЙ В ПЕЩЕРЫ. ДЕНЬ.
Несколько человек из экскурсии у входа, рассеяны по парам и группкам. На скамейке сидит АННА в окружении ПАРНЯ 1 и ПАРНЯ 2, молчит, они что-то ей говорят, утешая. МОНАХ запирает дверь, ведущую в пещеры, собирается уходить.
ЖЕНЩИНА отделяется от подруг (ПАЛОМНИЦА 1 и ПАЛОМНИЦА 2 ) и подходит к МОНАХУ, сложив руки для благословения.
ЖЕНЩИНА: Благословите, батюшка.
МОНАХ благословляет, крестит.
ЖЕНЩИНА (поднимая голову на него, нерешительно): Батюшка, а что это было?
МОНАХ (тихо): Обычное дело в этих святых местах.
ЖЕНЩИНА: Вы так сказали: «Замолчи!» Но… (замолкает, потом, как будто решившись, продолжает) Почему ничего не объяснили ей, что так себя вести в храме нельзя?
МОНАХ (после паузы): Им это не нужно.
ЖЕНЩИНА (в страхе оглядываясь): Кому «им»? Она же одна так себя вела. Мы все просто стояли и не знали, что делать.
МОНАХ: С ними не стоит разговаривать. Им вообще лучше не разрешать говорить. Но место святое, вот они и показывают себя. Им там становится невыносимо.
ЖЕНЩИНА (смотрит на МОНАХА, как будто о чем-то догадавшись)… Хочет что-то сказать, но не произносит ни слова. Опускает перед ним голову.
МОНАХ (крестит ее): Благослови Господи. Иди с миром. И мне пора. А вы погуляйте здесь, смотрите, вокруг благодать какая. Обводит рукой окрестности.
ЖЕНЩИНА оглядывается по сторонам, когда возвращается глазами туда, где стоял МОНАХ, там никого нет.

7. НАТ. МОНАСТЫРЬ. ПЛОЩАДКА ВОЗЛЕ ДВЕРИ, ВЕДУЩЕЙ В ПЕЩЕРЫ. ДЕНЬ.
ЖЕНЩИНА, оглядываясь, возвращается к своим спутницам (ПАЛОМНИЦА 1 и ПАЛОМНИЦА 2).
ПАЛОМНИЦА 1: Ну что, что он сказал?
ЖЕНЩИНА: Он сказал, что с ними нельзя разговаривать, и что это часто тут происходит.
ПАЛОМНИЦА 1: А зачем ты руки-то для благословления сложила?
ЖЕНЩИНА: За благословением.
ПАЛОМНИЦА 2: За благословением к мирянину?
ЖЕНЩИНА (недоуменно): К какому мирянину?
ПАЛОМНИЦА 2: Как к какому, к экскурсоводу нашему. Странный он, конечно, рассказал-то всего-ничего. Глаза какие-то … И девицу эту прям отшил, видели, как ее трясло? И поделом. В святом-то месте монахов хулить! Где это видано!
ЖЕНЩИНА: Подожди, как мирянин? Он же монах!
ПАЛОМНИЦА 1: Почему ты решила, что монах?
ЖЕНЩИНА (в недоумении оглядываясь): Так ряса же на нем была.
ПАЛОМНИЦА 1 (озабоченно глядя на ЖЕНЩИНУ): Не было рясы. Черная одежда, странная. Но не монашеская. Он и сам какой-то странный. Ну а кто тут еще, в этой глуши экскурсоводом будет работать!
ЖЕНЩИНА (непонимающе): Как же так… Точно же ряса, и крест…
ПАЛОМНИЦА 2 (улыбаясь): Да тебе уже везде монахи мерещатся! Мирянин он. Странный такой, но мирянин, точно.
ПАЛОМНИЦА 1: Пойдемте, сестры. Пора идти.

8. НАТ. МОНАСТЫРЬ. ВИД ОТ ХРАМА С ХОЛМА.
МОНАХ смотрит вниз на вход в пещеры (расстояние метров 100), где те же люди, что и в сцене 6, группки экскурсантов, АННА со спутниками (ПАРЕНЬ 1 и ПАРЕНЬ 2) сидят на скамейке, женщины (ЖЕНЩИНА, ПАЛОМНИЦА 1, ПАЛОМНИЦА 2), как будто только закончившие разговор из предыдущей сцены, собираются куда-то уходить. Ощущение, как будто он моментально перенесся наверх, к храму. Камера, взяв крупный план МОНАХА, перемещается на АННУ, ПАРНЯ 1 и  ПАРНЯ 2, женщин внизу у холма, экскурсантов, охватывет окрестности, чуть задерживается на статуе основателя (из первой сцены), становится очевидно, что МОНАХ и эта статуя – очень похожи и, когда камера возвращается по кругу к месту, где стоял МОНАХ – его там уже нет.

                КОНЕЦ


Рецензии
Увлекательно!

Анна Ивинска   22.06.2021 09:36     Заявить о нарушении