Кардиограмма. Часть 2
Часть вторая. ГОВОРЯТ…
***
Говорят, что судьбы нет, а есть обстоятельства. Но от судьбы мы ждём какой-никакой, но милости. А обстоятельства какую могут явить милость? Следует ли сопротивляться обстоятельствам?
***
Говорят: большие дела требуют уважения, маленькие — серьёзности. Не следует, однако, забывать, что каждое большое дело складывается из малых. Это в равной мере касается и замечательных дел, и гадостей.
***
Говорят, что давным-давно сложилось мнение: москвич ценит время, умеет считать деньги, медлителен на дружбу, скор в движении и быстр на драку. Недаром говорят: «Москва бьёт с носка». Это очень агрессивный город. Так было — а что нынче?
***
Говорят, что в былые времена в дворянских семьях ребёнка наставляли быть «приятным для взора и необременительным для восприятия». А сегодня эти качества востребованы? Актуальны?
Нет, вижу: многие родители жаждут, чтобы их дети были необременительны для них, родителей. Правда, не похоже, чтобы сие распространялось на окружающих.
И одновременно ещё вопрос: как понимать «необременительный для восприятия»? Неужели это такой, кто не «заставляет» над чем-то задуматься, т. е. он говорит, я его слушаю, и мне хорошо и приятно, а, главное, думать не приходится — ведь думать всегда обременительно?
***
Говорят, что пытаться притянуть всё многообразие различных культур до уровня «высокой литературы» неверно и неумно, мол, разве кто-то возьмётся сравнивать культуру росписи амфор с Рембрандтом?» А мне почему-то так и просится ответить вопросом на вопрос: «А как быть с тем, что нередко под одной крышей музея встречаются именно амфоры и картины Рембрандта? Не затем ли они рядом, чтобы их можно было сравнить?»
***
Говорят, что любое сравнение хромает. А я почему-то всю жизнь всё сравниваю. И даже когда мне говорят, что, мол, «не принято, анализируя сценическое искусство, сравнивать оперетту и оперу, джаз и симфонию, кукольный театр и экспериментальный», изволю не соглашаться. Ибо знаю: потому культура и разграничивает оперетту и оперу, джаз и симфонию, кукольный театр и экспериментальный, что нашлись когда-то критики, которые сравнили эти виды искусства и вычленили свои особенности каждого из них. И теперь мы, простые зрители понимаем, что нас ждёт, когда мы покупаем билеты в «Театр оперетты», а что, когда — в «Театр сатиры».
***
Говорят, человека можно назвать счастливым, если с возрастом он не перестаёт удивляться. Исходя из этого, я очень счастливый человек. Потому что многое в жизни меня по сию пору очень даже удивляет.
***
Говорят: «Литература должна возвращать человека к самому себе». В этой фразе, на мой взгляд неверно одно слово — «должна». Литература СПОСОБНА возвращать человека к самому себе. Но для этого должна быть именно такой, способной возвращать.
***
Говорят (нередко доводилось слышать), что писатель не должен считать себя пророком.
Но как раньше думал, так и сейчас я продолжаю думать, что ежели в ком нет и частицы пушкинского, то он вправе убеждать других в истинности утверждения «Нет пророка в своём отечестве! И быть не может!» Исходя из житейского: «Вот я писатель, но никакой не пророк. И других не надобно. Проживём без пророков!» И ведь по-своему такой писатель прав. Действительно, в дни нынешние живём без пророков.
Как тут ни вспомнить: «Что день грядущий мне готовит?»
***
Говорят, что во времена Пушкина в каждом приличном доме лакей и слуга писали «стихи». Но никто их не называл творцами. И им самим такое в голову не приходило.
Зато пришло некоторым нашим современникам, не сознающим, что это смешно, а для человека пишущего, т. е. имеющего дело со словом, это ещё и непрофессионально.
***
Говорят, что если в любом ремесле тщательность необходима, то искусство с ней никак не связано. Мол, идеи приходят вдруг, внезапно, сколько гениальных стихов было написано под влиянием момента, за пять минут, за час... Искусство — это чистое вдохновение.
Получается: Крылов, многажды переписывавший до последнего дня свои басни, Пушкин десятки раз редактировавший свои стихи, Л. Толстой, несколько раз перерабатывавший «Войну и мир», мало связаны с искусством? Вот если бы всю «Войну и мир» на одном дыхании, и все сотни басен сразу в законченном виде, то тогда ещё можно было бы о них говорить, а так, что?
***
Говорят, тот же Достоевский тщанием не отличался, и для читателей важнее не шлифовка, а непосредственное, пусть и корявое чувство... Из чего делается немудрёный вывод: вдохновение важнее тщательности. Даже со ссылкой на психологов, мол, вообще любая тщательность — это попытка замаскировать недостаток таланта, и достоинством не является.
Такая вот подводится нынешними беллетристами теоретическая база под собственное неумение писать. Им, выплёскивающим на страницы текстов свои чувства, следуя логике, нет нужды маскировать недостатки таланта.
***
Говорят: народ тупеет уже до того, что многих слов не знает и знать не желает. Поп-литература как раз для них. А графоманские опусы — это уже от них. Взаимообмен.
***
Говорят, что от рождения в каждом есть какой-нибудь талант. Его надо только отыскать в себе. Но это не самое простое дело, и не каждому хочется этим заниматься.
А потом, если талант найдёшь, обнаружишь, что это тяжёлая ноша. И что, так всю жизнь её нести?
Куда проще идти по жизни, не утруждая себя, тогда гарантия, что тебя никто и никогда не спросит: «Тебе что, больше всех надо?» И на вопрос: «Что делаешь?» с чистой совестью можно отвечать: «Да ничего, работаю».
***
Говорят, в войне виновны бывают обе стороны. Так-то оно так, только в обоих случаях первой начинала Германия (оставим за скобками тех, кто подталкивал и спонсировал каждый раз тот и другой натиск на Восток, кому это было выгодно — стравить Германию и Россию).
Сторонников того, что цивилизованный Запад каждый раз ни при чём, предостаточно. И рыцари-крестоносцы тевтонского ордена, приходили к нам «помогать — защищать — исцелять», и Наполеон, поставивший всю Европу под своё ружьё, тоже был сбоку припёку.
Белой пушистой культурной Европе требовалось жизненное пространство, и дикая нецивилизованная Россия с её недоевропейцами обязана была этим пространством поделиться (зачем ей так много?). С этими умонастроениями рождались и жили не только крупные страны, Германия и Франция, но и куда меньшие, Польша, Румыния.
Польша предпочитает молчать, что была участницей раздела Чехословакии. Италия не кричит на каждом углу, что она виновна в развязывании агрессии в Африке и в поддержке фашистов в Испании. Англичане забыли про мюнхенский сговор. Но все они хорошо помнят и при любом случае поминают советско-германский договор о ненападении. Что тут удивительного? Это нормальная практика, технология такая, сознательная работа с общественным мнением, дающая, как видим, свои результаты.
Потому и история у нас разная: они шли отвоёвывать жизненное пространство, а мы сражались за Родину. Для них это были попытки передела мира, мировые войны, а для нас Отечественные войны. Из века в век! Маховик геополитики.
***
Говорят, в России матрёшка появилась в конце XIX века. Прообразом её стала фигурка мудреца Фукурума, привезённая из Японии в мастерскую Анатолия Мамонтова. Токарь этой мастерской Василий Звёздочкин смог выточить из дерева 8 фигурок, похожих на японскую фигурку. Так получилась первая русская матрёшка «Девочка с петухом». Художник Сергей Малютин расписал фигурки в образе детей. Самой маленькой фигуркой стал младенец.
Не предполагал, что у русской матрёшки столь юный возраст (по происхождению) и не ведал о её японских корнях. Получается, ещё одно подтверждение, что Россия — «родина слонов».
Свидетельство о публикации №221062100697