Азербайджанцы, арии, армяне и их уроки

Азербайджанцы, арии, армяне эти три названия исторических общностей последнее время в России ментально стали особенно навиду. Так если до последнего конфликта в Нагорном Карабахе азербайджанцы и армяне могли быть просто диаспорами или отчасти этническими ОПГ, то после они генерируют в России и свои теневые партии. Стала особенно активной информационная политика у каждой из этих сторон за свой имидж и против конкурента. А тут еще и арии, которые тоже на букву А, формируются как самосознания общность, объединяющаяся идеей такого имени. И у сторонников арийской идеи, хотя, свежей отдельной для них войны не было., идеологическое состояние похоже на то, что и у азербайджанцев и армян. О том, почему это происходит написано много, и поток откровений не иссекается, но, так получается, что забывается не менее важная часть исторического самоосознания на этих примерах, то какие уроки можно намотать себе на ус. По алфавиту первыми рассмотрим азербайджанцев. Частенько считают себя турками, но, это уже поколебалась после близкого знакомства с Турцией, где османы на них глядят свысока, а не османы вроде как колеблется, и при случаи готовы назвать себя византийцами или например, более конкретно анатолийцами, армянами или отуреченными греками, но не турками.

Но, пока турецкие колебания среди азербайджанцев не сильные, руководству Турции азербайджанцы очень выгодны, так как могли бы стать цементом для страны, каким для России бывают русские и казанское татары. Хотя, напряжения турецкого общества могут перейти в азербайджанское, еще и по тому что азербайджанцы не монолитны в себе. В русской среде их отличия от русских их объединяли, а в турецкой может пойти разрушительный резонанс. В спорах с армянами азербайджанцы напирают на отрицание древней истории армян, особенно её славных моментов, так как противопоставлять свою древнею историю можно лишь в её внутреннем противопоставлении в ней тюркской - ордынской, персидской и местной , где доминировали огнепоклонники, составляющих. Выбор симпатий азербайджанцев между турками, персами это выбор смесей культур, а наследие огнепоклонников нуждается в успехе самого суверенного Азербайджана. И достаточен ли для этого последний его успех в конфликте с Арменией, пока ни кто не знает. Турецкому руководству сегодня Азербайджан нужен как подспорье идеи Великого Турана для вдохновения своего общества. Но, что - Великий Туран без НАТО и России? - Пока добыча соседей и начало гражданских войн, другое дело, массам людей это не понятно, и некоторое вдохновение получается. Но, в перспективе Великий Туран возможен и как мощное стабильное государство. Китаю он мог бы быть выгоден, но Китай уже кое что хапнул у будущего Турана. Европе мог бы быть выгодным против России, но, чреват началом разрушения НАТО. Да и противостояние России может уже скоро обернуться если не союзом, то близким партнёрством и тогда лучше иметь буфер между Европой и Китаем в виде СНГ или даже нового СССР, чем в противостоянии Турана и России появление кого-то из них как союзника Китая. Реальное начало объединение Азербайджана и Турции чревато гражданской войной в этом новом государстве, поэтому руководство Азербайджана с этим не спешит, но по динамике развития, отдельный Азербайджан гораздо удачнее чем Турция, так что вскоре быть турецким придатком желание пропадёт, турки это понимают и торопятся присоединить к себе Азербайджан неофициально, то есть склонны экспортировать туда фашистское внешнее управление. Разумеется сторонники суверенитета Азербайджана склонны вернуть союз с Россией, и даже мудрая часть сторонников Турана тоже понимает, что в таком союзе можно дождаться лучших времён, но понимают и турки, и это их может провоцировать на крайние решительные действия. Мировая политика вокруг Азербайджана сосредоточилась в сегодняшнем дне и заставляет внимать завтрашнему дню, но прошлое Азербайджана даже для него самого пока ненужная в политическом плане пластинка.

Другое дело арии , им нужно определиться со своим прошлым, хотя бы соотнести с собой известные исторические уроки, где были и взлёты и падения. Надо просто осознать, что бывали и плохими и хорошими, и в сравнении с конкурирующими общностями надо понять, в чём выигрывали, и в чём проигрывали. А первое что надо понять, это то, что само название арии относится не к одной общности, и славу и позор от разных общностей смешивать не следует. Ариями называют и вообще белых европейцев, и выделяют из них белых кочевников, и конкретно или иранцев или славян и может быть готов. И по совпадению древних упоминаний и генетических меток тоже выделяют потомков ариев, но ограничивать всех вероятных ариев таким совпадением неправильно, а правильно так ограничить лишь доказанную их часть. - Доказанную часть из возможных ариев. Тоже относится к потомкам скифов, часть шкафов имела арийскую кровь, а другая не имела. Не имеющая стала доминировать на кочевых просторах, так как ко времени освоения стремян арийская кровь уже по большей части стала оседлой. То есть причина вытеснения ариев не связана с их ошибками в текущей политике, а за отсутствие долговременного предвидения осудить, и вынести тем какой либо урок из истории мы не можем. Но, создание ариями кастового общества в Индии и наоборот, максимально однородного общинного-родового на просторах Европы, там же демократического, а на Востоке монархического наталкивает на вывод, что время образование Руси было большой идейной утряской, идеологию пришлось выбирать. Неизвестно что, в этом смысле, было до князя Владимира (Святого), но он выбирал веру дважды, и сначала это сделал как слон-художник, пытаясь угодить если не всем, то большинству. Почему выбрал в конце концов греческое христианство? - Возможно по тому, что оно лучше прочих вер сочетало в себе миролюбие, воинственность и государственность. Разделение же языческого пантеона на агрессивную и мирную части, возможно, стало неперспективным, власть, в случае чего, нуждалась в народном ополчении, чему не способствовали слишком миролюбивые верования. Однако, христианство тоже не очень хорошо,оно как вера в арифметику, хороша для начальной школы, а те, кто освоил алгебру, от арифметики не в восторге. Но, арифметикой всё же пользоваться можно, и зная алгебру, а вера которая не вдохновляет бесполезна и даже вредна. И хотя, в христианстве есть резервы типа алгебры, но пока, если эта вера и развивается, то, как бы более лучшим освоением арифметики, в чём есть даже виртуозы, но виртуозное искусство арифмометра употребляемое для запрета алгебры, не способствует ни алгебре, ни арифметике. Арийская традиция, - выбирать, а не продвигать своё, чревата неоправданными периодами выжидания накопления чужих традиций, и это длится от Владимира Красное Солнышко (Святого) по сию пору и с Владимиром Владимировичем. Правда сегодня в сравнении с Западом от привычки выбирать есть преимущество, всё таки для выбора надо ценности оценивать. Напрашивается идея, а почему бы не признать всё арийское общей смесью с Европой и с другими соседями, а именно русское выбором из смеси? Разве, такая идея не опирается на историческую правду, и разве, что-то ещё может быть сегодня эффективнее?!

Армяне же дают именно уроки прошлого, о том, что их наконец-то надо учитывать не только армянам. Начнём с первоначального исторического импульса сделавшего армян очень важной частью мировой истории. Армяне жили на Араратской долине в окружении гористой местности. Долина очень плодородная и довольно обширная. Но, из-за плодородности была быстро заселена. Избыточное население должно было её покидать, поселяясь или за горами или на горах. Оно или иные соседи не могли не завидовать тем, кто остался в долине, и жителям долины пришлось против происков соседей объединяться. Объединившись имея горное окружение защищаться стало легко, но население по-прежнему росло и переселялось на иные просторы. А там на иных просторах требовалось куда большая солидарность чем на родине. Диаспорный патриотизм стал преобладать над державным. Кроме того диаспора образовала много армянских сообществ в виде государств или сословий и стало возможным выбирать из них какое выгоднее. Известна такая историческая ситуация, армянское рыцарство составляло добрую половину воинской элиты Персии и Византии, - стран которые воевали друг с другом. И персидские и византийские армяне были сильнее армии Армении, Армения же в это время страдала от набегов, не получая помощи от соплеменников. Наверное, международная молва считала, что такой армянский баланс - был специально устроен армянским царём, по принципу, пусть будет плохо армянам, но, персам и грекам навреди. Что, конечно, вряд ли, скорее армянский царь боялся, что его могут лидеры диаспор сместить. Однако, уже значительно позже, при нашествии Тимура на Армению, её стремились уничтожить под корень, видимо, такая молва обостряла ненависть. Похоже, что Тамерлан армян считал особо опасными расовыми врагами тюрок, как Гитлер такими врагами считал евреев. Армении мстили геноцидом за её диаспору. А в 20-веке наоборот за то, что в отличии от диаспоры в Турции, не только не отуречивались, а готовили восстание армян, которое могло стать геноцидом для турок. А в случае полного успеха . возникла бы фашистская нацистская крайне агрессивная Армения на территории бывшей Турции. И гитлер со своими немцами в подмётки бы таким фашистам бы не годился. От большинства немцев политику геноцида гитлеровцы скрывали, а большинство армян из поколения в поколение жили с мечтой о мести в виде геноцида, и как могло быть иначе после деяний Тамерлана. В отличии от вредной диаспоры, армяне Армении пострадали невинно. Их вражда давно уже алгебра или высшая математика, а христианство всё ещё арифметика. Так что турки зря всколыхнули эту культуру, глупо пробуждать врага из тысячелетий. Какая-то критически настроенная часть армян, отвернётся от первенства диаспорных интересов в пользу Армении, и из среды разжиревших слоёв армян выделится часть активных борцов. На Азербайджан бы не так ополчились, а на Турцию может быть и до массового фанатизма, и это понятно, но, только без мудрого государства это организуется нескоро.. Но, почему очень даже поучительную историю армян не любят приводить в пример в СМИ и в школах? - Может, это традиция пошедшая от боязни церкви показать свою слабость в преодолении настоящей вражды? Но это боязнь уже даже не арифметика, а чёти что. Кстати, и армяне (помимо: болгар, скандинавов, и прибалтов и славян) могли быть теми самыми русами, что образовали русское государство, тем более, что им это было свойственно, и в то время обликом многие из них от ариев не отличались. А в общем-то, армяне это не та история, что слишком скрытая для учёта, а что намеренно игнорируется, в том числе и по советской традиции делать из истории лёгкое, удобное подспорье для пропаганды. А надо ли тут бояться трудностей, не опасно ли?!

P.S. А между прочим,в большинстве современных публикаций используется не тот принцип что здесь, то есть не принцип равно полезного опыта народов, вне зависимости от того, кого автор любит больше, а принцип угождения своей любви и не любви. В идеале эти принципы нужно сочетать в их хорошем соотношении - в созидательной пропорции.
К сожалению, созидательной пропорции, как ни странно, в России чаще придерживаются в период войн, да ито не всех.
P.S. на смом деле история и тут изложенное повествование не очень-то совпадают, но достаточно для обобщенной картины, а учиться на истории можно только перерабатывая её в легенды.


Рецензии