Беседа с композитором Эльмиром Низамовым

СИЛА ЖИЗНИ ЭЛЬМИРА НИЗАМОВА

В декабре 2020 года в Татарском театре оперы и балета имени М. Джалиля состоялась премьера первого в истории татарского мюзикла “Алтын Казан”, автором музыки которого был молодой казанский композитор Эльмир Низамов. А недавно Эльмир стал лауреатом Государственной премии РФ в области культуры. Наша беседа посвящена разным аспектам жизни и творчества композитора.
 
Эльмир, знаете ли вы свою родословную? Кем были ваши предки? Чем занимаются ваши родители?

Свою родословную я, к сожалению, знаю очень плохо. Мои дедушки с бабушками с обеих сторон ушли, когда я был совсем мал. Сейчас мне хотелось бы их подробно расcпросить о нашем роде, но такой возможности нет. Документов, фотографий, писем практически не осталось. Знаю, что мой прадед с папиной стороны был муллой, и что его брат даже учился в Азербайджане. Дедушки с папиной стороны не стало, когда папе было всего 14. Мамин папа, Солтан Г;р;й Махмутов, был учителем в школе и мастером на все руки. Папина мама, Биби-Асьма, одна растила 6 детей, и у них была большая пасека, которая существует до сих пор. Мои родители всю жизнь работали на заводе. Сейчас мама на пенсии, а папа работает охранником в гимназии. Родных братьев и сестёр у меня нет.

Расскажите, пожалуйста, о месте, где прошло ваше детство. В какой среде Вы воспитывались?

Я родился и вырос в Ульяновске и до 19 лет прожил там. Мы жили в своём доме, поэтому я помню хорошо наш сад, баню. Как мы строили наш дом. В нашем доме была большая настоящая печь, которую мы топили. Сейчас, наверное, таких печей и в деревнях-то нет. Среда была очень дружественной, многонациональной. Первые 4 класса я окончил в медрессе, потом в обычной школе, параллельно учился в музыкальной школе, после 9-го класса поступил в музыкальное училище. Самое главное, с чем мне в жизни повезло, это с моими учителями, особенно в музыкальной школе, училище и консерватории. Наверное, благодаря им я сформировал те ориентиры, которые до сих пор ведут меня по жизни.

В какой момент жизни Вы поняли, что Вы - композитор?

Я это понял практически сразу. Первые 3 года моей целью было просто научиться играть на фортепиано. Но уже параллельно с этим я писал музыку. В 14 лет я выиграл очень крупный в Ульяновской области музыкальный конкурс, получил Гран-При и понял, что хочу заниматься сочинением музыки всю жизнь – осознал, что я композитор.

Если человек чувствует себя композитором в 14 лет и уже сочиняет музыку, зачем тогда учиться 5 лет в консерватории?

Работа композитора, как работа многих творцов, состоит из интуиции и ремесла. Можно интуитивно писать прекрасные мелодии, имея три класса музыкальной школы, но практически невозможно написать симфонию для симфонического оркестра, а тем более, балет или оперу, когда у тебя нет ремесла. Именно этому ремеслу и обучают в консерватории. Нельзя научить написать гениальную тему. Но научить ее развивать, выстраивать форму крупного произведения, выстраивать музыкальную драматургию и оркестровать научить можно.

Какие стили преобладают в Вашем творчестве? Как сочетаются европейский стиль и сохранение национальных традиций в Вашей музыке?

Быть композитором само по себе предполагает иметь европейское мышление. Недаром фигура композитора возникла в Европе, а не на Востоке. На Востоке есть фигура музыканта, певца - людей, воспроизводящих то, что было до них. Композитор же всегда рождает свои музыкальные миры. Хотя, конечно, может опираться на национальные традиции. Как, например, делали Чайковский, Григ, Лист, Шопен и многие другие. В татарской музыке то же самое делали наши классики. Сайдашев брал европейские жанры: вальс, марш и т.д., вплетал в них татарскую интонацию и тем самым рождал свой неповторимый музыкальный мир Сайдашева. То же самое можно сказать и о Жиганове, Яхине, Монасыпове и других. Мне кажется, я делаю примерно то же самое, я нахожу свои способы соединия национальных традиций и достижений мировой музыки.

В Ютьюбе много роликов, на которых совсем маленькие дети 4-5 лет очень технично играют на музыкальных инструментах, в том числе, на фортепиано. Когда они успевают овладеть техникой исполнения? Ведь не в утробе же матери?

Говорят, современные дети в принципе другие. Я не знаю. Я не очень в этом разбираюсь. Но я думаю, тут есть еще момент натаскивания. Главное, чтобы ребенку это было бы в радость и чтобы к нему не применялось насилие.

С Народным поэтом Татарстана Ренатом Харисом Вы создали монооперу «Зеркало», оперу «Чёрная Палата», мюзикл «Алтын Казан». А как Вы с ним познакомились?
 
В жизни каждого человека бывают судьбоносные встречи. И одной из таких для меня стало знакомство с Ренатом Магсумовичем. Нас познакомил мой консерваторский профессор в день моего рождения. Именно на либретто Рената Хариса написаны мои самые крупные музыкально-сценические произведения. Помимо этого, мы с ним написали множество песен. Его поэзия вызывает у меня сильное вдохновение. За эти годы мы стали с Ренатом Харисом большими друзьями и даже больше - я ощущаю его как своего дедушку. Моих дедушек и бабушек уже давно нет на этом свете, и в тех случаях, когда обычно люди звонят своим дедушкам, я звоню Ренату Харису. Он делится со мной творческим и жизненным опытом, который у него огромный. Для меня это очень важно.

В таком молодом возрасте Вы – уже известный и титулованный композитор. Как на Вас влияет Ваша известность? Пастернак, например, в  одном из своих стихотворений писал, что «Быть знаменитым некрасиво».
 
Любой художник хочет написать такое произведение, которое останется в веках. Но мне гораздо важнее трогать своей музыкой современников. А что останется в истории, это лишь одному Богу известно. Делай, что должен, и будь, что будет.
Для меня это стихотворение Пастернака - о том, что слава не может быть и не должна быть для художника самоцелью. Производное, но никак не главное. Но в тот же момент, мне кажется, признание твоего труда часто дает возможность еще больше сконцентрироваться на творчестве и открывает много новых путей.

Как Вы относитесь к религии?

Религия - огромная часть человеческой культуры и истории, одна из форм познания мира, которая во многом сформировала тот мир, в котором мы живём. Но религия это не есть Бог, а Бог не есть религия. Когда я учился в медрессе, мне тогда было 8 лет, я спросил преподавателя, откуда и как я должен знать, что Бог есть? Она мне очень мудро и точно ответила: “У каждого человека в жизни будет момент, когда он поймет что Он существует”. И таких моментов в моей жизни было очень много.

А как бы Вы определили, что такое искусство?

Я никак это не определяю. Вы знаете, как работает компас? Вы просто видите, что он вам показывает. Для меня искусство - не то, что нужно понимать головой. Это внутренний компас, который говорит, что для тебя искусство, а что нет. А как этот компас устроен, я не знаю. Недавно услышал такую мысль, что искусство - это лишь трамплин, а взлететь человек должен сам. Искусство очень зависит от того, кто его воспринимает. Кого-то конкретное произведение подтолкнет к полёту, а кого-то нет.

Петр Ильич Чайковский писал в одном из писем, что нельзя смешивать правду искусства и правду жизни. А Вы как считаете?

Понять бы, что имеет в виду под правдой Чайковский. Но я полагаю, что сегодня имеется в виду излишний натурализм в искусстве. Каждый сам для себя решает, что можно, а что нельзя в искусстве. Главное - то воздействие, которое, скажем, музыкальное искусство оказывает на слушателя. Иногда горькая правда в искусстве - как горькая пилюля или вакцина от болезней в реальной жизни. Поэтому я не был бы категоричным. Можно всё. Другой вопрос, насколько это талантливо и что это в себе несёт.

Есть ли цель у искусства?

Какая цель у маленького ребенка, играющего в песочнице? Это и познание мира, и самовыражение. И социальная миссия, конечно, есть у искусства - сделать мир лучше, удовлетворить амбиции художника и т.д. и т.п., но главное - самовыражение и познание мира. Есть научный вид познания, а есть творческий.

Существует ли ответственность искусства перед обществом?

Художник в ответе только перед самим собой и своим талантом. Ответственность перед обществом значит, что оно может диктовать ему, что он должен делать. А это неправильно, на мой взгляд. В Библии недаром сказано, что человек создан по подобию Творца. Поэтому жажда творить - это то, что делает человека человеком.

Коснулась ли Вас зависть коллег или знакомых?

По поводу зависти мне сразу вспоминаются слова древнегреческого историка Геродота: лучше быть предметом зависти, чем сострадания. Ну, а если серьезно, я не чувствую зависти. Я чувствую большую любовь своих близких, друзей, музыкантов, слушателей, это и дает мне силы двигаться вперед.
 
А что такое любовь? Вот и в мюзикле “Алтын казан” большое место занимает тема любви.

Это сила жизни. Это та энергия, которая созидает все живое в этом мире. Без любви нет ничего.

Почему так мало женщин-композиторов? Пахмутова, Лядова, Губайдуллина, Ахиярова. Больше крупных композиторов-женщин я не знаю. А среди композиторов 19 века их вовсе не было.

Потому что общество в принципе было патриархальным. Женщина во все времена несла функцию матери и центра семьи. И только 20 век позволил женщинам массово получать образование наравне с мужчинами. Вот и стали появляется крупные композиторы-женщины.

А почему их так мало сейчас? Ведь в музыкальных школах большинство учеников – девочки.

На женщине лежит роль материнства. А профессия композитора часто требует отрешения. И это очень сложно совместить.

Ваше отношение к проблемам современности?

Для меня одной из главных проблем современности является то, что мы живем в эпоху так называемой пост-правды и хаоса. Огромное количество информации, новостей, событий, и человек не знает, кому и чему верить. Все ориентиры будто размылись, размылись границы, и нет критериев. Ориентиры задает толпа и количество подписчков в соцсетях, а не профессиональное сообщество. Возможно, эта та демократия, к которой человечество стремилось, и мы пока не привыкли к новой форме бытия, а возможно и нет, у меня нет ответа на данный вопрос. Только время это покажет.


Рецензии