В ком из людей присутствует Святой Дух?

                Или
                О действии Святого Духа

Как-то в одном тесном кругу верующих людей зашёл разговор о благодати, и вдруг обнаружилось, что все мы по-разному понимаем действие Божиих энергий в нашем мире. Одни полагали, что Святой Дух пребывает только в христианах; другие – что только в святых, праведниках; прозвучало и мнение, что благодать по отношению к христианам неизменна, а меняется только человек, удаляясь от неё или соединяясь с ней. И никто не сказал, что Святой Дух присутствует в каждом человеке.

А между тем, мы все каждый день читаем молитву Святому Духу, где говорится: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй…»

Конечно! Господь Святой Дух проникает всё, и нет места или существа, где бы Он не присутствовал. Решительно никого из людей не оставляет вне Своего промышления Святой Дух.

«Духа Святого так же легко верующему привлекать в себя, как воздух; подобно воздуху, Он все наполняет и все проникает», - пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский.

«Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: «иже, везде сый и вся исполняяй». Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь. Мы называем Духа Святого жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь», - говорит в Законе Божием протоиерей Серафим Слободской.

А вот то, что Он никого не заставляет поступать по Своей воле, – это совсем другой вопрос. Господь Святой Дух действует Своими энергиями в каждом человеке в соответствии с его произволением, мерой, устроением. Поэтому святые отцы и пишут, что действия Промысла, действия благодати очень различны.

Преп. Иоанн Лествичник говорит о действиях Божиих:

"Иное есть Промысл Божий, иное – Божия помощь, иное – хранение, иное – милость Божия и иное – утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу, а утешения – любящие Его".

«Существует различие между понятиями промысла Божия и Божией благодати, - пишет прот. Михаил Помазанский в Православном Догматическом богословии. - Промыслом называем Божию силу в мире, поддерживающую бытие мира, его жизнь, в том числе бытие и жизнь человечества и каждого человека; а благодатью - силу Духа Святого, проникающую во внутреннее существо человека, ведущую к его духовному совершенствованию и спасению».

Преп. Максим Исповедник, учит, что «Святой Дух присутствует в каждом из сущих», но действует по-разному в зависимости от произволения человека - как Промыслитель, Усыновитель и Производитель премудрости (обожения):

«Вопрос: Что значит: «Нетленный бо Твой Дух есть во всех. Темже заблуждающих помалу обличавши?» (Прем. 12, 1) Если [Св. Писание] говорит о Святом Духе, то как же «в неразумное сердце не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху» (Прем. 1, 4)? Мы взяли это на заметку, потому что [прежде] просто говорится, [будто Дух есть] «во всех».

Ответ: Святой Дух присутствует в каждом из сущих, особенно в тех, кто каким-либо образом причастен Слову. Ибо Он, будучи Богом и Духом Божиим, содержит в Себе ведение о каждом, промыслительно проникает во всех; насколько это возможно, возбуждает в каждом естественный разум, через который приводит в сознание греховности соделанного вопреки закону природы всякого, кто способен [это] чувствовать и обладает здравым произволением для восприятия правильных естественных помыслов....

Стало быть, во всех [людях] вообще присутствует подобным образом Святой Дух. ...

Помимо указанных способов действия, [Святой Дух] есть и во всех, унаследовавших через веру подлинно божественное и обожествляющее имя Христово, не только как сохраняющий и промыслительно возбуждающий естественный разум, не только как обнаруживающий нарушение и соблюдение заповедей, но и как творящий дарованное по благодати через веру усыновление. Ибо как Производитель премудрости Он существует только в тех, кто чист душой и телом благодаря строго подвижническому исполнению заповедей, - с ними [Святой Дух] общается как со своими посредством простого и нематериального ведения и чистыми умозрениями о неизреченном формирует ум их для обожения.

Итак, [Святой Дух] пребывает вообще во всех, поскольку всех содержит, [о всех] промышляет и [во всех] возбуждает естественные семена [добра]. …во всех же, [живущих] по Христу, [Он пребывает], помимо сказанного, еще и как Усыновитель. А как Производитель премудрости [Он не пребывает] вообще ни в одном из названных, кроме только обладающих духовным разумением и сделавших себя, благодаря божественной жизни, достойными Его обожествляющего обитания. Ибо всякий, не творящий божественных волений, даже если он и является верующим, имеет несмысленное сердце, как притон лукавых помыслов, а тело [его] обременено грехами, как постоянно одержимое сквернами страстей».  (Вопросоответы к Фалассию)

Итак, преп. Максим Исповедник различает сохраняющее, промыслительное действие Святого Духа, предваряющую (призывающую) и спасающую (содействующую, освящающую) благодать, обожение.

Напомню, что спасающая, освящающая благодать - это дары Духа Святого, которые ниспосылаются Христовой Церкви для освящения ее членов, для их духовного роста и для достижения ими Царствия Небесного. Эти дары Святого Духа подаются Им христианам со дня Пятидесятницы и поныне благодаря Крестной Жертве Иисуса Христа.

Св. Иоанн Кронштадтский пишет о действии освящающей благодати:

"Что такое благодать? Дар Божий, даруемый человеку ради веры во Христа для спасения человека христианина. Благодать – сила заступающая, милующая, просвещающая, спасающая, располагающая ко всякой добродетели".

Преп. Симеон Новый Богослов рассказывает, как действует спасающая благодать, руководя подвижником на пути спасения:

"Не обманывайте себя. Бог есть огонь, и когда Он пришел в мир и стал Человеком, огонь этот излился на землю, как Сам Он говорит об этом; этот огонь ищет вещества – то есть нашего благого произволения, чтобы, соединившись с ним, воспламениться; и в тех, в ком этот огонь зажжется, он разгорается в великое пламя, достигающее Небес... это пламя сначала очищает нас от страстей, а затем оно становится в нас пищей, и питьем, и светом, и радостью и делает нас самих светлыми, поскольку мы соединяемся с Его светом".

"Я часто видел свет и иной раз он являлся внутрь меня, когда душа моя имела мир и тишину, а иной раз являлся он мне вдали или даже совсем скрывался и, когда скрывался, причинял мне чрезмерную скорбь. Но когда я начинал проливать слезы и показывать смирение, тогда он являлся опять, как солнце, когда оно разгоняет густоту облака и мало-помалу выказывается радостотворное...»

Подробнее о видах и действиях благодати и о Промысле я писала в других статьях, а здесь мне хочется остановиться на другом, третьем вопросе о действиях благодати. Как я писала в начале статьи, один из участников нашей беседы высказал мнение, что благодать сама по себе неизменна, а меняется только человек, удаляясь от неё грехами, или соединяясь с ней доброделанием. Он не заметил, как в его взглядах произошла подмена смыслов. У него получилось, что к благодати можно как-бы подключиться, как к некоему «кабелю божественной энергии», существующему где-то рядом с каждым, и чем больше подвиг, тем как будто эффективнее подключение. Здесь неизменяемость Бога ошибочно проецируется на Его энергии, на Его действия в мире. Да, Бог неизменяем в Своей сущности. Но это не значит, что Он не действует в мире - конкретно, праведно, непреодолимой силой Своей воли и Своих энергий. Бог христианства – это не пантеистический божок, растворённый в пространстве, не видящий, не чувствующий, ничего не желающий, к которому можно «подключиться», как к электрической розетке.

Наш Бог – Всемогущий Творец. "Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось" - говорит Псалмопевец о всемогуществе Божием (Пс. 32, 9). Он Промыслитель мира. Он Вседержитель. Он есть "Един творящий чудеса" (Пс. 71, 18). «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет» (Великий канон святого Андрея Критского).

Св. Игнатий (Брянчанинов) описывает действие Святого Духа в человеке:

«“Дух, идеже хощет, дышет, и глас Его слышиши, но не веси откуду приходит и камо идет, тако есть всякий человек, рожденный от Духа” (Ин. 3, 8). Как же назвать самое действие? Оно примиряет, соединяет человека с самим собою, а потом с Богом: невозможно не узнать в этом действии веяния благодатного мира Божия, “превышающаго всяк ум, соблюдающаго сердце и помышления во Христе Иисусе” (Флп. 4, 7), подаемого приходящим к человеку, обновляющим человека Святым Духом. Точно! При этом действии ум и сердце соделываются евангельскими, соделываются Христовыми: человек зрит Евангелие начертанным в себе: на скрижалях души, перстом Духа. …

Божественное действие — невещественно: не зрится, не слышится, не ожидается, невообразимо, необъяснимо никаким сравнением, заимствованным из сего века; приходит, действует таинственно. Сперва показывает человеку грех его, растит в очах человека грех его, непрестанно держит страшный грех пред его очами, приводит душу в самоосуждение, являет ей падение наше, эту ужасную, темную, глубокую пропасть погибели, в которую ниспал род наш согрешением нашего праотца; потом мало-помалу дарует сугубое внимание и сокрушение сердца при молитве. Приготовив таким образом сосуд, внезапно, неожиданно, невещественно прикасается рассеченным частям, — и они соединяются воедино. Как прикоснулся? Не могу объяснить: я ничего не видел, ничего не слышал, но вижу себя измененным, внезапно ощутил себя таким от действия самовластного. … Создатель был и есть неограниченный Владыка, действует самовластно, вышеестественно, превыше всякой мысли, всякого постижения, бесконечно тонко, духовно вполне, невещественно.

Но ты еще колеблешься сомнением! Смотришь на меня и, видя пред собою толикого грешника, невольно вопрошаешь: неужели в этом грешнике, в котором действие страстей так явно и сильно, — неужели в нем действует Дух Святый? Справедливый вопрос! И меня он приводит в недоумение, ужас! Увлекаюсь, согрешаю; прелюбодействую со грехом, изменяю Богу моему, продаю Его за мерзостную цену греха. И, несмотря на мое постоянное предательство, на мое поведение изменническое, вероломное, — Он пребывает неизменен. Незлобивый, Он ожидает долготерпеливо моего покаяния, всеми средствами привлекает меня к покаянию, к исправлению. Ты слышал, что говорит во Евангелии Сын Божий? “Не требуют”, говорит Он, “здравии врача, но болящии. Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние” (Мф. 9, 12). Так говорил Спаситель; так и действовал. Возлежал Он с мытарями, грешниками, вводил их чрез обращение к вере и добродетели в духовное родство с Авраамом и прочими праведниками. Тебя удивляет, поражает бесконечная благость Сына Божия? Знай, что столько же благ и всесвятой Дух, — столько же жаждет спасения человеческого, столько же кроток, незлобив, долготерпелив, многомилостив Дух — едино из трех равночестных Лиц всесвятой Троицы, составляющих Собою, неслитно и нераздельно, единое Божественное существо, имеющих единое естество». (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том II. Странник)

Бог промышляет обо всём сущем, спасает ищущих спасения, обоживает подвизающихся и судит всех по делам. Он посылает грешнику искушение для исправления, а праведнику – для возрастания, Он утешает слабого, несмотря на его грехи, и утешает праведника ради его добродетели. Он действует ради блага и спасения каждого человека так, как необходимо именно этому каждому конкретному человеку.

Заблуждение нашего собеседника основывалось на неверном понимании известных слов преп. Антония Великого:

"Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однако ж, как Он (будучи таковым) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним: то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Богу было хорошо или плохо от дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отдаляемся от Него, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него, а это не значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что наши грехи не попускают Богу воссиять на нас, а соединяют с демонами мучителями. Если потом молитвами и благотворениями получаем разрешение во грехах, то это не значит, что мы Бога ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и нашего обращения к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся способными вкушать Божию благость; так что сказать: «Бог отвращается от злых», есть то же, что сказать: «солнце скрывается от лишенных зрения»". (Добротолюбие, том 1, гл.150 "О доброй нравственности и святой жизни")

То, о чём сказал преп. Антоний Великий, сказано и в Священном Писании: «И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его и яко елей в кости его: да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется» (Пс.108, 17-19).

Это высказывание преп. Антония Великого в наше время трактуется некоторыми с полным искажением его подлинного смысла: якобы, из слов святого следует, что, раз Бог не имеет гнева, подобного человеческому, то Он равнодушен ко злу и не судит его.  Последователи этого мнения, по видимости отрицая гнев Божий как якобы страстность Божества, на самом деле отрицают Божие правосудие, Его правду и справедливость - неотъемлемые свойства Бога, - а также праведное действие Его благодати.

Но неизменяемость Божией любви к каждому человеку - это не то же, что отсутствие или неизменяемость действий Божиих энергий в мире, как и не отсутствие Божественного правосудия.

Архим. Рафаилу Карелину был задан такой вопрос о правильной трактовке слов преп. Антония Великого:

«Хотелось бы узнать ваше мнение по одной весьма популярной сейчас цитате св. Антония Великого: "Бог благ и бесстрастен и неизменен. ...так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения". Дело в том, на основании данной цитаты многие говорят, что Бог не гневается вообще, а следовательно не судит. ... мол Бог - есть Любовь по сущности, а Судья - это уже не сущность Бога, то есть Он - не Судья, а это понимание - только некая педагогическая "страшилка" для "грубых" "ветхозаветных" людей, которые не могут понять, что Бог - только исключительно Любовь и ничего иного. Бог по их представлениям всех любит и никого не наказывает, а это сами люди себя наказывают и что молитвами мы не Бога изменяем ("Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили ..."), а сами себя меняем, а следовательно из этой цитаты получается как будто незачем молить Бога о помиловании, ведь это не Он должен нас помиловать (Он ведь не меняется), а мы сами должны измениться. Объясните пожалуйста о чем здесь говорит святой Антоний, и правильны ли вышеприведенные выводы из этой цитаты».

И вот как ответил архим. Рафаил Карелин:

«Православное богословие различает в Божестве божественное Существо, трансцендентное миру, и божественную благодать, имманентную его творениям. Божественное Существо неизменяемо, тождественно Себе, и Его благодать – превечный свет – являет себя в сотворенном мире как действия и свойства Божества. Человек – образ и подобие Божие и, поэтому, углубляясь в себя и рассматривая свои душевные свойства, он, в какой-то мере, может иметь представление о свойствах Божиих, не о Существе Бога, которое непостижимо и неизреченно, не о внутренней жизни Божества, в которую не могут проникнуть ангелы, а о действиях Божиих, выраженных в Священном Писании антропоморфическим языком, разумеется, в самом возвышенном и духовном смысле.

Мы знаем немногое о метафизическом мире, как бы в его тусклых отражениях... По отношению к Божеству мы должны пользоваться образно-символическим языком Библии, иначе, отключившись от него, окажемся в полном мраке и пустоте, или же, что еще опаснее, в кругу собственных фантазий, соединенных со светом Люцифера.

Преподобный Антоний Великий говорит, что Божественное Существо в Самом Себе не изменяется от того, что происходит в сотворенном мире. Однако Его отношение (действия) к людям – праведникам и грешникам – изменяется в зависимости от их поступков, так как Бог, будучи Свят, отвращается от всякого греха и нечистоты, и, будучи Любовью, может одарить Своей любовью только тех, кто вместит ее в себя, кто сам способен любить. Бог нелицеприятен; но сам человек через свои добродетели или грехи определяет свое отношение к Божеству, и тем самым отношение Божества к себе.

Поэтому перед человеком открыта возможность спасения и обновления через покаяние и исправление жизни, но также опасность – через грехи потерять благодать и оказаться без Бога в вечности.

Что касается мнения, что Бог есть только Любовь и поэтому не может предать грешников вечным мукам, то оно возникло как анестезия собственной совести при нежелании бороться с грехом и страстями. Бог есть Любовь, но … не слепая и механическая, как закон притяжения, а Любовь правосудная и справедливая. Святые отцы приводят такой пример.

Огонь по природе один, но имеет разные свойства. Огонь согревает и освещает, но также может сжигать и испепелять – производит различные действия, сам не изменяясь. Божественная любовь отличается от чувственной человеческой любви. Она соединена неразрывно с истиной. Самый великий пример этого – Распятие Христа, в котором сочетались любовь и правосудие. Христос как Любовь спасает человечество, но как Истина и Справедливость приносит Себя в жертву, чтобы возвратить нас к Богу.

Если бы Бог спасал всех, несмотря на их жизнь и отношение к Нему, то тогда вообще стали бы непонятными цель и значение нашего земного существования, полного горестей и скорбей: кому и для чего оно нужно? Если земная жизнь не становление человеческой личности, как нравственного существа, не время выбора между добром и злом, то она бесцельна и бессмысленна.

Учение о том, что Бог только Любовь, а не Высшее Правосудие, и не будет как Истина судить мир, - уравнивает добро со злом и обезличивает самого человека. Такая любовь не венчает нравственность, а ниспровергает ее; фактически она превращается в апологию всякого греха, извращения и разврата. Учение о том, что Бог есть Любовь, без Справедливости, – не только богословская ошибка или ересь, а новая антихристианская религия. Если Бог спасет всех людей, потому что Он Любовь, то для чего тогда сама вера, подвиг святых, страдания мучеников, борьба преподобных со страстями, похожее на бескровное мученичество?

Зачем нужны добро и преданность к Богу, если для Божественной Любви одинаковы архангел Михаил и сатана, апостол Иоанн и Иуда, целомудрие и блуд? Тогда и сама нравственность оказывается великим заблуждением: человек может делать все, что хочет, и все равно спасется, независимо от своей жизни и дел, так как ад упразднен, а рай стал неизбежностью для всех, в том числе и демонов» (http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5827/index.html).

В заключение мне хотелось бы вернуться к началу этой статьи, к молитве Святому Духу. Конечно, не случайно мы молимся Ему:

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Эти действия Господа Святого Духа мы можем принять только в этой жизни, а за гранью смерти для каждого человека наступает время суда и ответа. И тот, кто не приобщился Божией благодати при жизни, не сможет получить её после смерти. После Страшного суда не будет уже для грешников ни покаяния, ни благодатного изменения, ни возможности спасения. Господь будет обитать в спасшихся, в насельниках рая, грешники же будут выброшены во "тьму кромешную" - место, лишённое Божией благодати.

Блаж. Феофилакт Болгарский, толкуя стих «а негодного раба выбросьте во тьму кромешную» (Мф. 25, 30) объясняет, что здесь Господь говорит о полном и окончательном лишении грешника Божией благодати:

«Кромешная тьма, будучи удалена от света Божественного, потому самому и составляет самое тяжкое мучение. ... Удалившись от света правды, грешник и в настоящей жизни уже находится во тьме, но так как здесь еще есть надежда на обращение, то по этой причине эта тьма и не есть тьма кромешная.

По смерти же будет рассмотрение дел его, и если он здесь не раскаялся, то там окружает его кромешная тьма, ибо надежды на обращение тогда уже нет, и наступает совершенное лишение божественных благ. Пока грешник здесь, то хотя он и немного получает божественных благ, - говорю о чувственных благах, он все еще раб Божий, потому что живет в дому Божием, между творениями Божиими, питаемый и сохраняемый Богом.

А тогда он совершенно отлучается от Бога, не имея участия ни в каких благах: это и есть тьма, называемая кромешною, сравнительно с тьмою здешнею, но кромешною, когда грешник не отсекается совершенно». (Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея)

Итак, Господь Святой Дух проникает всё и вся, всё содержит, обо всех промышляет. Но ведёт ко спасению Своими освящающими дарами только произволяющих и подвизающихся, только кающихся и ищущих Его воли и Его освящения. И вечно будет пребывать только с теми, кто сподобится райских обителей.


                22. 06. 2021. Седмица 1-я по Пятидесятнице. День Святого Духа


Рецензии
Хорошая статья. Татьяна

Георгиевна   05.01.2022 22:43     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, Татьяна.

Валентина Ульянова   06.01.2022 11:04   Заявить о нарушении
Да, действительно очень хорошая, очень мудро рассудительная и глубокая статья!
Спасибо Вам, уважаемая Валентина, за неё!

Ирина Юдовна Гринштейн   26.01.2023 17:11   Заявить о нарушении