Воспоминания о первом дне войны

Из Разговоров с бабушками, воспроизведённых по памяти.


Бабушка Клавдия Тихоновна

- Бабушка, а где ты была когда началась война?
- Да здесь, в городе. К экзаменам готовилась. А я в то лето поступать собиралась, в медицинский. Знали все, что война вот-вот начнётся, никто не удивился. Помню торжественно как объявили об этом по радио. Никто не думал, разумеется, что так это надолго затянется и так тяжело будет. Дядя Женя с Финской тогда недавно вернулся, да и Аня, сестра, с мужем из Харбина приехали. Неспокойно тогда везде было. Но война привычным вообще-то делом была, и все как-то далеко от нас. Так поначалу казалось. Здесь, на Волге спокойно жили. Голод только большой был временами, но мать крутилась - шило на мыло меняла, торговала, чем могла, жильцов на постой пускала, американские столовые были - подкармливали нас, детей. Но это ещё до войны. А в то лето она мне помню заказала костюм из синей шерсти, на шестнадцать лет. На нашей улице семья жила еврейская, у них заказывали. Сын их Витька за мной ухаживал, сватали все нас. На войну ушёл в сорок третьем. Живой вернулся. А я вот на заводе сначала, а потом в медицинский и в госпитале... обычный день был. Знали уже все, что точно начнётся...

В этой войне пропал без вести её родной брат, Серёжа. Прабабушка ждала его до самого последнего дня своей жизни - не могла поверить, что не стало её ребёнка. Эшелон был разгромлен под Ленинградом во время налёта немецкой авиации.

Другой, двоюродный брат, воевавший и вернувшийся с Финской войны - дядя Женя, горел в танке, но выжил.

Будущий муж, а тогда пациент госпиталя, остался без ноги, но не пал духом - выучился и стал профессиональным юристом, продолжив службу Родине на гражданке и сделавший немало, чтобы улучшить жизнь в нашей стране.


Бабушка Нина Дмитриевна

- Бабуль, тебе сколько было когда война началась?
- Одиннадцать лет. Я не помню ничего почти. Помню как нас детей за Волгу отправляли лес валить. И мы там спали осенью в палатках брезентовых, а они протекали и лужи холодные делались. И вот мы спали в этих лужах. Мокрые все ходили. И одежда тяжелая такая намокшая на нас. И только можно согреться было пока пилили вдвоём: пока двигались - тепло было, как остановишься - так ветром насквозь продувало. И все время хотелось есть. Всем тяжело было. Я, знаешь, сколько живу... вот кто как привык: кто-то молится, кто в церковь ходит, а я всю жизнь просыпаюсь утром и говорю себе: - радуйся, что живёшь, кому-то ещё хуже, чем тебе, ещё тяжелее. Значит можно кому-то помочь, значит я сильнее для этого человека и могу его пусть даже какой-нибудь малостью, чем могу, но поддержать. И знаешь, мне это силы придаёт. Встаю и иду жить дальше. Не помню я тот день. Я вообще плохое забываю. Какая-то у меня память дефектная...(смеётся)... Всё не как у людей!

Бабушка одна воспитала моего отца - сына морского офицера, которого мой папа так никогда и не увидел. Бабушка очень любила этого человека и объясняла, что не захотела мешать его карьере. Папа перед смертью отдал мне его фотографию, которую бабушка сохранила. Папа носил его отчество, способности к языкам, и когда пришло время - тоже оказался на морской службе. Фотография деда висит у меня перед глазами, а его черты проявились и в моем ребёнке. Наверняка это достойный и замечательный человек. Так складывается иногда, что служба занимает в жизни некоторых людей самое важное место. И для мужчины это нормально. Бабушка любила его. И простила. Я благодарна этому человеку за моего отца. Он бы гордился сыном.

Светлая память всем безвременно погибшим в этой ужасной войне.


Рецензии
Мы помним.И внукам накажем.Вы молодец что пишете.Леша.

Алексей Фофанов   01.08.2021 17:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.