По последней моде

Извлечено из энциклопедии Пола Т. Николсон и Яна Шу "Древнеегипетские материалы и технологии" (Ч.11 "Текстильные изделия", раздел "Иные способы украшения ткани", автор – Джиллиан Вогельсанг-Иствуд)

«До сих пор преобладает заблуждение, что древние египтяне одевались незамысловато, и что в их домах была только неокрашенная одежда. То, что одежды часто было фоном для искусных ювелирных изделий, верно, но они играли роль дополнительную, а не второстепенную. Как следует из разделов выше о типах и окрашивании тканей, египетский текстиль и одеяния не всегда были простыми. У египтян был ряд и других методов отделки и украшения тканей, из которых одни делали её более блестящей, а другие более пёстрой. Хотя может показаться странным, что отбеливание было одним из приёмов декорирования, нужно указать на то, что, по-видимому, ношение белых одежд в глазах египтян было признаком высокого статуса, и, возможно, символом чистоты.То значение, которое придавали отбеленной ткани, видно на примере «Перечня льняного полотна» в гробнице визиря XVIII-й династии Рехмира в Фивах (ТТ100): «Менхепрура, да будет он благословен…. – для изготовления царского полотна, отбеленного льна, тонкой ткани, … льна, холста». (Дэвис, 1943 : 47).

Как именно египтяне отбеливали ткань, доподлинно неизвестно. Вполне вероятно, что его просто стирали, а затем оставляли сушиться на солнце, при этом воздействия солнечных лучей было довольно для отбеливания. Как вариант, ткань обрабатывали веществом с естественным отбеливающим эффектом – таким, как натрон. Но, однако, избыток натрона может также вызывать серьёзное повреждение волокон ткани, поэтому едва ли этот способ применяли бы неоднократно. Бисер, розетки и блёстки также использовались для придания одежде нарядного вида. Использование бисера, и особенно ювелирных изделий из него, в египетской культуре было явлением повсеместным и с доисторической эпохи, но иной раз бусинки находят либо нашитыми на ткань, либо, реже, даже вплетёнными в её основу. Как пример последнего рукоделия, можно увидеть один образец такой ткани в музее Виктории и Альберта в Лондоне (VA T. 729 - 1907): она выткана с вплетением голубых фаянсовых бусинок, и они же нанизаны на её бахрому в вперемежку со стеклянными бусинами. (Вогельсан-Иствуд 1994: 31, рис. 48).

Так как происхождение этого конкретного образца не уточнено, нам неизвестно, когда именно стала модной ткачества с вплетением бисера. Есть также ряд примеров одежд из бисера, найденной в гробнице Тутанхамона (например, артефакт с № по каталогу Картера 21d и инвентарным номером Каирского музея JE62634, а также №№ 44w, JE 62653Ж см. рис. 11.9). Эти объекты указывают на то, что в те времена на одежде выполнялось как минимум шесть вариантов отделки бисером. Ещё одной формой декорирования ткани было включение розеток и блёсток. В гардеробе усыпальницы Тутанхамона многие предметы одежды были унизаны золотыми пайетками различных форм и размеров, а также фаянсовые розетки и картуши. Золотые диски часто нашивались на ткань, и их размер варьировал от одного до пяти сантиметров. На одном из наосов, накрывавших саркофаг фараона был наброшен полог, изображавший собой ночное небо со звёздами, сделанными из сотен золотых розеток, пришитых к ткани в шахматном порядке (Номер объекта по каталогу Картера 209, инвентарный номер Каирского музея – JE 62745a).

Удивительно, но только в начале в эпоху раннего средневековья вышивка стала популярной и широко распространённой техникой для украшения тканей в Египте. Было найдено лишь несколько образцов вышитой ткани эпохи фараонов, и большинство из них связано с царскими памятниками, обычно гробницами. В гробнице Тутанхамона было несколько таких примеров, в том числе две туники. Из них самой известной является та туника, которую, возможно, царь носил, когда ему было около двенадцати лет (Инвентарный номер по каталогу Картера 367j; инвентарный номер Каирского музея JE 62626; Кроуфут и Дэвис, 1941 : 126), и на которой иглой «написаны» картины, включая сцены охоты, фигурки грифонов и сфинкс (Кроуфут и Дэвис, 1941 : рис. XX.).. Виды строчек можно твёрдо идентифицировать как контурный стежок, тамбурный шов, двойная воздушная петля («паутинка»), шов «петля в петлю», обмёточный шов. Вторая вышитая туника из гробницы Тутанхамона (номер объекта по каталогу Картера 44t, инвентарный номер Каирского музея – 29/3/34/01) была сделана для ребёнка; она украшена маленькими золотыми розетками в окружении розеток, вышитых тамбурной строчкой.

В дополнение к вышитым предметам гардероба из гробницы Тутанхамона были ещё найдены четырнадцать вышитых туник, обёрнутых вокруг мумии жрицы, которую когда-то датировали римской эпохой, но теперь она отнесена к периоду XXIII-й династии (Национальный музей, Копенгаген, Acc. No. 1038; Hald 1946: 49 – 67). Вышивка сработана из включений красного, фиолетового (синего?) и неокрашенного льна. Аппликация – это ещё одна техника декорирования, которая возникает в эпоху Нового царства и обычно связана с царскими нарядами. Есть разные предметы гардероба из гробницы Тутанхамона, которые были украшены фигурными кусочками ткани (см. Рис. 11.10). В одном случае фигурка грифа была собрана из полосок красной и синей материи на подложке (Номер объекта по каталогу Картера 101р; инвентарный номер Каирского музея – JE 62639). Размеры полосок были тщательно выверены, прежде чем они были подогнаны друг к другу для образования рисунка крыльев птицы. Пример аппликации, найденной в Амарне, свидетельствует, что этот метод не был. Возможно, присущ только царским одеяниям. (Иствуд, 1985 : 198 – 9), хотя малый размер этого образца не позволяет с точностью установить, была ли ткань украшена, или же это просто цветная заплатка на ветхом платье.

Разновидностью аппликации было использование тесьмы разной ширины для украшения предметов, обычно из числа одежды. В Древнем Египте использовали различные виды тесьмы. В некоторых случаях по ней тянутся узкие продольные полоски, и в этом случае галуном обшивали вертикальный край ткани. В других случаях, однако, полосок может и не быть, и тогда тесьма обычно нашита на ткань в любом направлении, либо снова по бортам. Размер тесьмы может варьироваться от 0,5 до 3 сантиметров. Ленты нашивали аналогично галунам, но они намного шире; один из ярких примеров использования лент можно увидеть на вышитой «мешковидной» тунике Тутанхамона, упомянутой выше (Номер по каталогу Картера 367j, инвентарный номер Каирского музея JE 62626). Ещё один пример можно найти на лошадиной попоне из гробницы Сененмута (ТТ71; Лансинг и Хейз, 1937; 10 – 11, рис. 14 – 15). Искусно украшенные полосы – красные, синие и без окраски были нашиты по бокам покрывала как спереди, так и сзади. Плиссирование также использовалось для украшения одежды, и наиболее старыми тому примерами, по-видимому, являются платья, покрытые горизонтальной плиссировкой от эпохи Древнего царства (Риефсталь, 1970; 244 – 9; Холл, 1985; 235 – 45).

Один из наиболее сложных примеров (экземпляр из музея Каира JE 51513), вероятно, эпохи Среднего царства, несёт три различных типа складок: первый – это простой декор складками на расстоянии в несколько сантиметров, второй – ряд тесно сжатых, точно слипшихся складок, и третий – участок, где складки лежали «ёлочкой»: в этом случае сперва наводили вертикальные, а затем горизонтальные линии складок через равные промежутки для образования симметричного шевронного узора. Хотя этот пример свидетельствует о том, что египтяне умели создавать сложные и декоративные сочетания складок, всё ещё не вполне ясно, как именно они этого добивались. В некоторых случаях, вполне вероятно, лён смачивался, а затем складывался вручную так, чтобы складки сохранили нужное направление при высыхании. Нет, однако, сомнения, что всякий раз, когда плиссированную ткань стирали, её приходилось повторно гофрировать, что отнимало очень много времени. По другой теории использовалась пара досок с серией выступов, аналогичные тем, которые можно увидеть сейчас на сигарных досках, хотя было высказано и мнение о том, что такие доски на самом деле использовались для помола специй. (Р. Янссен. Особое мнение). Третья версия гласит, что для создания эффекта устойчивой плиссировки при прядении нить утка вращали в разном направлении, либо при ткачестве волокна переплетали с разной степенью плотности. Все эти идеи требуют дальнейшего изучения, прежде чем можно будет дать какой-либо точный ответ по поводу методов плиссировки».

Ряд тканей, сохранившихся начиная с эпохи Нового царства и позже, был расписан рисунками разной степени сложности. Иной раз они «светского» назначения, но в других случаях они предназначались для погребального обряда. Что до бытовых целей, то в гробнице Тутанхамона был найден отрез ткани в колеснице (Номер по каталогу Картера 120 [1[, инвентарный номер Каирского музея – JE 62746 и 121 [1]; см. Литтауэр и Кроуэл, 1985: pls. XVIII, XX, XXI); на ткани, помещённой между полом колесницы и боковой стеной рамы были просто нарисованы де линии синего цвета. В данном местоположении материя бы подвергалась сильному износу, и, вполне вероятно, её нужно было часто менять, и можно думать, что роспись – это простой способ отделки. Есть множество примеров текстильных изделий, которые были искусно расписаны узорами, имитирующими ювелирные изделия (Лейден, RMO AL 48; Равен 1993: 63 - 5), и такими нарисованными драгоценностями часто оборачивали запястья мумий в целях имитации браслетов. Есть и примеры менее искусного письма – ткани с образом бога, обычно Осириса, которые обычно служили плащаницами (к примеру, саван Осириса из Неситисета, датированный эпохой Нового царства, см. Уинлок, 1926 : 28, рис. 33; Равен, 1993: 61). К греко-римской эпохе стали использовать более сложные окрашенные покровы (Лейден, RMO, инв. AMM 8; Вогельсанг-Иствуд, 1994: 63, рис. 104)»

Источник:
Пол Т. Николсон, Ян Шу. Древнеегипетские материалы и технологии, Кембридж, издательство Кембриджского университета, 2000/ Paul T. Nicholson, Ian Shaw (eds.) - Ancient Egyptian Materials and Technology, Cambridge, Cambridge University Press, 2000


Рецензии