История шпильки и шпилька в истории
Но перо (обычно страуса) в волосах носили, главным образом мужчины и дети, а те же ливийцы, судя по египетским изображениям, вообще никогда не оставляли этот обычай. Из пера выходила красивая эгретка (её мы видим у богини Маат или бога Шу), но его гладкий стержень не годился для скрепления взбитых в «вавилон» волос или конструкций из косиц. И шпильки не случайно густо покрыты резьбой и часто зазубрены, как рыбья косточка или штопорообразны. Узор шпильки зачерняли особой пастой, а глаза птиц инкрустировали мелкими камушками. Не особенно часто птиц заменяли звери, обычно рогатые: антилопы, газели, козероги, бараны, тотем из рожек и ушей, человечек с воздетыми руками (он тоже напоминал не то двузубую вилку, не то рожки).
В эпоху фараонов делали шпильки с булавочными головками или с колечком, с образком жирафа, ослика и вьющихся змеек – вероятно, это они и навели египтян на мысль о ядовитых шпильках. Гребни украшали аналогичным образом, иногда покрывая кружевными узорами, но их обыкновенно находят в руках мумий, а не на голове. Люди богатые погружали зубья гребня в бальзам, чтобы при расчёсывании изгнать из волос гнусных вшей (те неминуемо заползали даже во дворцы, переходя по цепочке слуг с самого «дна» тогдашнего общества, где царили дикость, нищета и грязь). В 2000 г. до н.э. в Дейр-эль-Бахри один камнерез изобразил в гробнице царицы Нефру как придворный парикмахер Хенут с помощью похожей на спицу шпильки закрепляет локон на голове своей повелительницы.
То же самое и в том же некрополе изобразили с участием придворной дамы и наложницы фараона Ментухотепа II-го Кауит – надо сказать, что та была жрицей богини красоты Хат-Хор, как и её «коллега» – обольстительная госпожа Кемсит.
В женский погребениях шпилек найдено несусветное множество, иногда прямо в волосах мумий, если леди при жизни не брили голову (таких случаев, на самом деле, довольно много, хотя волосы стригли обычно коротко из-за моды на парики). 7 шпилек (4 бронзовые и 3 костяные) были в числе утвари госпожи Мерит, жены именитого архитектора Ха (XIV-й век до н.э.) – дама носила очень короткую стрижку, буквально «приклеивая» свои волосы к голове маслом, смолами и воском, но ей нужны были шпильки для крепления многочисленных шиньонов к парадным парикам.
Анализ парика и гребня Мерит, хранящихся в музее Эгизио (Турин, Северная Италия), показал, что, в отличие от головы, на парик наносили лишь увлажняющий лосьон из растительного масла и бальзама. В то же время, например, парики из Британского музея жёстко зафиксированы и смолой, и пчелиным воском. В волосах царевны Яхмос (1550 г. до н.э.) тускло блестели две суровые бронзовые шпильки 12-ти см. длиной, а причёска неизвестной дамы из Гуроба (гаремная резиденция фараонов) уложена аккуратным валиком изящными серебряными и черепаховыми булавками. В паре со шпильками охотно носили и подвески для волос: фигурки рыбок, золотые трубочки для косиц (даже волосы одной мумии 4-го тыс. до нашей эры унизаны узенькими, в миллиметр, золотыми соломинками (потом их стали делать шире)).
С давних времён существовали бисерные сетки и накидки для головы в виде ряда цепочек из цветочных розеток. За исключением одной начальницы палаты волос, фрейлины с царственным именем Меретитес, мы мало знаем о придворных дамах-парикмахерах, однако чисто ритуальный уход за волосами статуи богини Исиды в Абидосе выполняли её жрицы, и эту традицию в полной мере сохранили поклонницы египетской богини в Риме, столистки «исеумов». В роли светских парикмахеров как будто часто выступают мужчины, но кумиром их была некая богиня «с дивными волосами» и по имени Асет (а это всё та же Исида).
В греко-римскую эпоху шпильки стали снабжать ушком, как швейную иглу, и это позволяло сплетать с их помощью уже невероятно виртуозные причёски, хотя египетский стиль, включавший все варианты традиционных африканских укладок, ещё и до этих времён был довольно сложен и по-декадентски изыскан. В Риме же дамы с помощью шпильки-жала расправлялись со своими врагами или «учили» своих рабов и служанок. Третья жена Антония Фульвия в припадке гнева исколола шпилькой «ядовитый» язык отрубленной головы оратора Цицерона (до этого не додумалась даже Иродиада, заполучив после танца дочери голову Иоанна Крестителя).
И, наконец, видимо именно шпилькой убила себя последняя царица Египта Клеопатры VII, а не с помощью кобры, смерть от укуса которой вовсе не так легка и приятна, как это показывают в кино, и яда которой не могло бы хватить ещё и на двух камер-фрау царицы. В свою последнюю осень царица находилась под стражей в александрийском мавзолее; с неё не сорвали одежду, чтобы обыскать, видимо, пощадив её честь, но одёрнули её края в поисках оружия или флакона с отравой. А причёску и вовсе не посмели задеть, потому что по римским законам египтянка всё же была замужней матроной, почтенной вдовой Антония, что бы там о ней ни говорили на улицах и в Сенате.
Как полагают, секретные шпильки-жала вручил царице её личный парикмахер Эйрас, удостоенный чести умереть рядом с владычицей (в фильме с Э. Тейлор её удостоился слуга Аполладор). Эйраса как-то косвенно высмеял сам Август перед финальной битвой у Акциума: «генералы, с которыми мы будем биться, не более чем вояки из парикмахерской Клеопатры». И «генерал» парикмахеров лишил диктатора изрядной доли сладости в его Триумфе. На месте царицы в шествии по улицам Рима везли её восковую статую со змеями в руках, что, видимо, и дало начало толкам о гибели Клеопатры от укуса кобры. Но это было одно из самых традиционных античных изображений богини Исиды, в роли которой часто и охотно выступала последняя царица из династии Лагидов.
Источники:
Флетчер Джоанн, доктор наук, почетный профессор, египтолог из Йоркского университета. Научная статья «Египетская шпилька для волос: практичная, священная, смертельная»./The Egyptian Hair Pin: Practical, Sacred, Fatal by Dr. Joann Fletcher Buckley – Research Fellow, Archaeology and Egyptology, University of York Fletcher – Honorary Visiting Professor, Egyptologist, University of York / http://intarch.ac.uk/journal/issue42/6/5.cfm
Бакли Стивен, научный сотрудник, археология и египтология, Йоркский университет и д-р Джоанн Флетчер, почетный профессор, египтолог, Йоркский университет. «Волосы и парик Мерит: уход за ними при XVIII династии»./ The Hair and Wig of Meryt: Grooming in the 18th Dynasty, by Dr. Stephen Buckley and Dr. Joann Fletcher Buckley – Research Fellow, Archaeology and Egyptology, University of York Fletcher – Honorary Visiting Professor, Egyptologist, University of York http://brewminate.com/archaeologies-of-hair-the-head-..
Фрэн Ирэн "Клеопатра, или Неподражаемая". Издательство: Молодая гвардия, 2001 г.
Вейгалл Артур "Клеопатра. Последняя царица Египта". Литагент «Центрполиграф», Москва, 2010 г.
Кинк Хильда Августовна. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран. Изд-во «Наука», 1976 г.
Перепёлкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. Монография. М.: Наука, 1988 г.
Лиликвист Кристина. Гробница трёх иноземных жён Тутмоса III-го./Lilyquist Christine. The tomb of three foreign wives of Tuthmosis III. Copyright © 2003 by The Metropolitan Museum of Art, New York.
Свидетельство о публикации №221062201313
Татьяна Сахань 27.06.2021 22:35 Заявить о нарушении
Екатерина Боталова 27.06.2021 23:34 Заявить о нарушении
Татьяна Сахань 28.06.2021 00:15 Заявить о нарушении
Екатерина Боталова 28.06.2021 16:15 Заявить о нарушении
Татьяна Сахань 29.06.2021 19:59 Заявить о нарушении