Пространство в древних философских системах

 
В первоначальных философских системах Китая,  пространство трактуется как все находящееся между небом и землей. Так, «И-цзин» («Книга перемен») в качестве основной содержит идею о противопоставлении темного и светлого начал. Противоречия между главными началами – небом и землей – порождают все сущее, которое  формируется, структурируется в соответствии с взаимодействием между темным и светлым началами низшего ранга. Таким образом, является пространство.

В древнеиндийских   системах представления о пространстве не менее интересны, чем древнекитайские. Для древнеиндийской философии характерно развитие различных философских школ в рамках двух больших групп. Это ортодоксальные школы, или веданты, то есть признающие авторитет вед, и неортодоксальные, не признающие авторитета вед.
Один из источников веданты, книга «Атмабадха», сравнивает Вишну с пространством: «...Подобен пространству вездесущий владыка чувств, соединенный с различными упадхи: как различно оно, так и он бывает словно различным; как исчезает оно, так и он становится единым».
Ясно, что пространство в веданте выступает как дуалистическая сущность. С одной стороны, оно бесконечно и нечувственно, структура его определяется материальными процессами и телами, и само оно в свою очередь определяет их.
 С другой стороны, пространство может принимать конечные чувственно воспринимаемые формы, имеющие временные границы, и в общем случае эти локальные формы пространства имеют определённые хронологические рамки.


Рецензии
Помню-читал у одного китайского автора времён перестройки:"С тех пор, как Пань-Гу отделил небо от земли из нашей деревни в университет оступил всего один человек..."

Юрий Николаевич Горбачев 2   27.06.2021 19:40     Заявить о нарушении