1811

Лиза снова видела этот сон... Она была на балу, в белом шелковом платье, на голове замысловатая причёска из круто завитых локонов, руки беспокойно теребят веер, а сердце замирает от ожидания встречи.
-Лизонька!
-Алёша!
Она оборачивается, видит его лицо так близко... Он взлохмачивает, по обыкновению, свои тёмные волосы и улыбается ей. Лиза помнит этот день, день их помолвки. Радость переполняет её сердце, вся жизнь кажется чередой светлых, напоённых счастьем дней.

2015
Лиза уже забыла, когда ей начали сниться эти сны, ей чудилось, что с самого детства она с замиранием следила за разворачивающейся в её снах историей любви. Дни её были обычные, ничем не запоминавшиеся. Как день Сурка, одно и то же, работа и дом, дом и работа... А сны яркие, насыщенные событиями, словно кто-то в её жизни поменял местами сон и явь. Кто-то жестоко пошутил над ней, подарив любовь только во сне.

1811
Она стоит на верхней ступеньке широкой мраморной лестницы, в невыразимом отчаянии прижав руки к груди. Он перед ней ступенькой ниже, тщетно пытаясь поймать её взгляд.
-Лизонька, поймите меня...
Он уходил на войну. Она смотрела на носки его сверкающих сапог, пытаясь сдержать слёзы, которые жгли ей глаза.
-Я буду ждать Вас всегда. - тихо проговорила она, наконец поднимая голову и встречая его встревоженный и нежный взгляд.

Картинка меняется, и на сердцем камнем ложится огромная нечеловеческая тяжесть. Перед ней стоит ординарец, сочувственно опустивший голову. Его слов Лиза не слышит, только одно слово набатом стучит в голове: погиб, погиб... Из её ослабевшей руки падает его последнее письмо и мягко планирует на дубовый пол. Блики солнца на золотых подсвечниках, развевающиеся белые занавески, ветер, гулявший по просторному холлу-все стало казаться призрачным и ненастоящим. Погиб.

2015
Лиза села на кровати, задыхаясь от слез. Это был не просто сон, она вспомнила. Это было на самом деле в её прошлом воплощении. Он погиб, а она продолжала ждать его всю свою жизнь. Она так и не нашла в себе сил, чтобы навестить его могилу. Для неё он навсегда остался живым.
-Как я могла забыть? Как я могла забыть? - повторяла она вновь и вновь.-Прости меня, Алёша! Я вспомнила. Моим последним словом, когда я уходила, было твоё имя. Ты не просто моя прошлая жизнь. Ты до сих пор моя жизнь. Я так и не обрела покой.
Лиза вскочила с кровати и принялась лихорадочно собираться. Она должна найти его, найти его могилу. И тогда, может, её душа успокоится.

Лиза быстро и уверенно вела машину по трассе Санкт-Петербург - Москва. Большинство павших в сражении с армией Наполеона были упокоены рядом с поселком Бородино.
-Пожалуйста, пусть я найду его... Дай мне найти его и я никогда ни о чем больше не попрошу. - молилась она вслух, - Я помню его имя. Григорьев Алексей Владимирович. Алексей. Алёша.
Кладбище было старое, но могилы довольно ухоженные, на многих новые плиты из серого гранита. Лиза шла наобум, вглядываясь в надписи. Шемякин... Ильинский... Демидов... Антонов... Лукин... Плит было слишком много, бесконечные серые ряды оборвавшихся молодых жизней. Дубинин... Парфенов... Григорьев... Григорьев. Григорьев Алексей Владимирович. Конец его пути. Конец её истории. Лиза опустилась на колени.
-Здравствуй, Алёша! Прости, что я так долго шла.

Время остановилось. Большой светлый зал, украшенный цветами. Тёплая сильная рука её спутника. Он что-то шепчет ей на ушко, а она заливается смехом, краснея и смущаясь. Чудесная, сияющая весна 1811 года, беззаботные юные девушки в светлых воздушных платьях, их кавалеры, весёлые и полные юношеского задора... Многие из них бесследно сгинут год спустя, пропадут в безымянных могилах, не успев проститься со своими сужеными. Глубокое чувство потери сжало сердце Лизы, когда она увидела дорогие ей лица, лица её друзей, уже было забытые ею.
-Нет! Нет! - Она замотала головой. Её голос прерывался от рыданий :
-Я помню вас! Я всех вас помню! Спустя два века вы живёте в моем сердце!
Из мира грёз Лизу вырвали чьи-то шаги. Она подняла голову. Перед ней стоял Алексей. Лиза слабо вскрикнула и отшатнулась. Юноша бросился к ней:
-У Вас все в порядке? Вы плакали? Вам нехорошо?
Лиза замотала головой, не в силах сказать ни слова. Молодой человек присел рядом с ней:
- Это могила моего пра-пра-не помню сколько пра-деда! Иногда я сюда приезжаю! Вот и сегодня потянуло! Меня зовут...
- Алёша! - негромко сказала Лиза.
- Верно! - Алексей пристально посмотрел на девушку. - Мне кажется, я Вас уже встречал...
Он смотрел на неё. Лиза слегка коснулась рукою его руки. В тишине старого кладбища раздались негромкие мелодичные звуки старинного оркестра, девичий смех и позвякивание шпор. Алексей замер.

1811
Они ехали верхом. Лиза пыталась пришпорить свою белую невысокую кобылку, но Алексей со смехом догонял её. Никуда было не деться от его быстроногого гнедого.
- У Вас слишком быстрая лошадь. - проговорила Лиза, тоже смеясь.
- Я бы догнал Вас и на самой старой кляче в Петербурге, - негромко сказал Алексей, подъезжая ещё ближе, - Хотите знать, почему?
- И почему?
- Потому что Вы никогда не сможете убежать от меня! Как бы не старались! На самом краю света я все равно Вас догоню! Не в этой, так в другой жизни!

2015
- Лизонька!
Алексей поднялся на ноги, потянул за обе руки к себе Лизу.
-Я не должен был оставлять Вас! Не должен был уходить на эту проклятую войну. Об этом я думал в последние минуты своей жизни. Я знаю, Вы ждали. Но у нас есть прекрасный шанс прожить нашу жизнь заново. Разве можем мы его упустить?
-Ни за что! - Лиза улыбнулась сквозь слёзы.
Что значит время? То, что мы отмеряем каждый день, делим на часы и минуты? Время не подчиняется нам и не властно над нами. Молодой человек и девушка, что шли, держась за руки, по старому кладбищу, знали это лучше других.
Лёгкий тёплый ветерок ласкал их разгоряченные лица, играл листьями на ветвях деревьев, шевелил сливочно-белые лепестки роз, лежащих на серой гранитной плите с надписью:

    Я ВЕРНУСЬ
Григорьев Алексей Владимирович


Рецензии