Король улиц

А вы знаете, что существует такое озеро, в котором вместо воды — я? Это озеро Пич-Лейк в стране Тринидад и Тобаго.

Здравствуйте.

Да, я к вам обращаюсь.

Что, не видите меня? И удивляетесь, кому принадлежит этот низкий, густой голос?

Разрешите представиться — асфальт.

— Фи, как прозаично! — можете воскликнуть вы.

И совершенно зря сделаете. Я, конечно, не аравийский принц. Хотя, по правде сказать, мы родственники: Саудовская Аравия богата нефтью, и в моих жилах течёт та же субстанция.

А ещё я — младший брат Памира, Эвереста и Олимпа.

Вам знакома тектоническая история? Моё происхождение ею как раз и объясняется. Во все времена всяческие катаклизмы откусывали то от одного горного массива, то от другого куски и кусочки пород. А то, что осыпалось крошками, прозябало в безвестности.

Раньше улицы мостили камнями, а это неудобно: то копыто лошадиное застрянет, то ножка женская на каблучке подвернётся, да и ездить тряско. Но в 19 веке кто-то весьма предприимчивый решил усовершенствовать дорожное покрытие.

Имя этого человека не сохранилось для потомков, а вот плодами его трудов вы пользуетесь по сей день.

Сегодня технологию, конечно, изменили. Но всё равно при укладке меня требуется специальная машина — каток. Удивительно приятные ощущения, когда тебя разминают и поглаживают! Ну, вы же любите массаж? Так вот для меня каток — тот же массаж.

Ещё без моего участия не обходится изготовление лаков высочайшего качества и… живопись.

Не удивляйтесь, это правда! В далёком 17 веке европейские художники придумали смешивать меня с воском и различными маслами — чтобы получить краску очень интересного жёлтого оттенка… В седых Египте, Ассирии и Вавилоне мною испокон веку укрепляли здания, а древние шумеры знали о моих хитрых свойствах, которые они использовали для гидроизоляции своих кораблей.

Ну, вот, скажете, расхвастался. А что? Некоторые имеют гораздо меньшие заслуги и находятся на слуху. А я служу вам верой и правдой на протяжении всей вашей истории — а многие ли из вас знают меня?

Нет, коленки расшибала и носы расквашивала тьма народу, с этим трудно поспорить.

А вот известно ли вам, почему от излишне горячего солнца «я млею и таю», причём буквальным образом — начинаю плавиться? А потому, что во мне есть битум. И чем его больше, тем легче мне, отнюдь не неженке, размякнуть от жары.

О, битум — это целая отдельная песня! Он до того аморфен, что сохраняет свойства жидкости, находясь в твёрдом состоянии, — вот каков!

Лет 100 назад даже эксперимент с ним затеяли: положили кусок твёрдого битума в воронку и ждали 8 лет, пока из неё вытекла первая битумная капелька.

Вот так-то, гордецы-всезнайки!

Я не какое-то там обыкновенное дорожное покрытие, а Его Величество Асфальт! Помните об этом!

И напоследок открою вам секрет: я очень люблю цветы и всякие зелёные насаждения. Поэтому когда увидите цветок какой-нибудь или там былинку-травинку посреди меня, знайте: это я специально расступился, чтобы можно было им любоваться!

Ну, что, удивил я вас, а?


18.06.2021


Рецензии