В Тбилиси веселилась шарманка...

В Тбилиси веселилась шарманка,
Веселый грузин танцевал с россиянкой,
А в большом ресторане армянском,
Готовили шашлык из барашка!

Река Кура смотрела на нас жёлтым глазом,
Как в танце покачивались покатые берега,
Старая шарманка людей соблазняла,
Больше , чем бутылка хорошего  вина.

Веселье было в самом разгаре,
Так радоваться жизни могут только грузины,
За бокалом  они мне говорили о царице Тамаре,
А я им- о Храмах Иерусалима.

- Откуда ты, генацвале?
Что  тебя привело в наши края?
-Знаете, есть такая страна- Израиль!
Почему приехал? Ваша шарманка позвала.

А она , как блистательная Королева!
Была настоящей хозяйкой зала,
На два берега- левый и правый.
По очереди- пела, смеялась и рыдала…

 Когда в  восьмидесятые годы прошлого века я впервые приехал в Грузию, меня
    поразили  многонациональные тбилисские дворики.  В один из вечеров вынесла
  угощение на улицу  грузинка Тамара, к ней присоединились со своими выпечками и
   фруктами  еврейка Белла , армянка Карина, беларуска Настя.
Назавтра пригласила   всех  на  пиршество их русская соседка Валентина…
-Как  мне найти в многомиллионном городе тот дворик по улице Батумская, где когда-то жила семья моего брата Гриши?- думал я  через десятилетия    в столичном аэропорту.
 -Где  найти" русскую" синагогу", куда всем двориком мы  шествовали   на   
праздник Симхат- Тора?-  размышлял  уже путешествуя по улицам города.
 Вы даже не знаете для чего? Скажу!
 Я никак не мог  забыть тот фантастический танец  евреев с грузинами, армянами, русскими, хотя прошло  уже столько лет…
 Множество людей   тогда  радовалось празднику Торы  возле  синагоги Бейт-  Рахель, куда  также пришел и  я   с   жители дворика по улице Батумская.
Для меня это зрелище  было необычным!
 Ничего  подобного раньше  не видел -    ни в тихом Минске, ни в контролируемой сотрудниками органов  Москве.
  А  Тбилиси, ещё тогда , в советское время дышало внутренней свободой. И в будни
 , и в праздники!
Поэтому  евреи отмечали  праздник рождения Торы не  тайно , а  открыто,  выйдя на улицу . И  вместе с ними радовались их соседи...
 Находясь  в Тбилиси летом 2016 года, я снова  решил  зайти в эту синагогу. Но поискав её несколько часов тщетно, вынужден был смириться, что не могу  найти.
 Зашёл в один из двориков за открытой железной калиткой. Благо , под тенистыми деревьями  находилось какая-то закусочная.
 Грузинские шашлыки вместе с бокалом красного вина были необычайно вкусными.
 Ушла усталость, как будто долго и не бродил по городу.
 Вдруг мой взор упал на надпись на старом здании, которое стояло напротив:" Бейт- Рахель- дом Рахель".
 Эта и была та самая синагога, возле которой мы много лет тому назад кружили в танце и какую я… искал?
Не случись бы это со мной-  никогда бы никому не поверил!
- Ты захотэл  увидэть  синагогу? И увидэл! Сам Бог тэбя прывел сюда.-- многозначительно поднял  вверх палец  хозяин заведения.- И наливая вино  в мой  бокал, продолжал :"Я  хочу поднять  свой    тост за эту  синагогу, которая каждый день  даёт  мне  новых  посетителей".
 Оказывается не только я , но  и другие хотят увидеть   в Тбилиси  " русскую" синагогу.
Возможно, в другой стране, кто-то бы тяготился соседством с ней . Но только не в
  в Грузии!
 Вы знаете, когда она была построена?
На рубеже 19 и 20 веков, когда евреи из России открыли для себя Грузию.
Страну без антисемитизма!
Именно тогда многие из них  начали переезжать сюда из центра  Российской  империи. Сколько десятилетий   в " русской" синагоге  била ключом еврейская жизнь! Даже тогда, когда в других советских  столицах, синагоги были закрыты…
Сейчас,  конечно не те времена, но желающие, могут всегда к ней  прийти.
 А синагога грузинских евреев находится на одной из самых оживленных улиц города,  буквально в пяти минутах от синагоги Бейт- Рахель.
  Её найти очень легко!
 
Когда поднимаешься от Метехского замка  к площади Свободы, на правой стороне  улицы Леселидзе стоит в несколько этажей красивое здание  с    еврейским  семисвечником - Менонорой возле входа. 
Это и есть Сефардская или Алалцихская синагога, которую построили в 1913 году.
 Прекрасное  архитектурное здание, красиво оформленное внутри, оно, конечно, не столь посещаемо, как раньше. Ведь многие уехали в Израиль…
 Но  грузинские  евреи  хорошо  знают:  в родном Тбилиси их  всегда ждет  родная  синагога!
 Есть ещё в Тбилиси музей истории и этнографии грузинских евреев, один из немногих подобного рода в мире.
Вы слышали что-то подобное в этом роде еще где-то?
Я не слышал…
 Впервые этот музей открыли ещё  в 1933 году.
 Благо , история грузинских евреев ведет отсчет с 586 года до нашей эры.
 Но если советская власть повсеместно крушила христианские храмы,     разве она  могла быть  бережлива к еврейским ценностям?
Хорошо , что ещё нашлись смелые люди, которые   многое  сохранили в запасниках и архивах.
И только в  2014 году  в восстановленном здании бывшей синагоги  снова открыли  историко-этнографический музей!
Его назвали именем Давида Баазова-  одного из  зачинателей сионистского движения среди грузинских евреев.
 Здание большое :  светлый просторный зал,  на стендах      документы, экспонаты, рассказывающие о богатой истории общины.
 Вот такая  история грузинского еврейства, которая не… закончилась. Хотя большинство уехало, интерес к прежней жизни общины, не ослабевает. Гости из Израиля , из других стран навещают этот центр. В музее  множество редких материалов,  ценнейших экспонатов! Их отбирала по крупицам в запасниках других музеев доктор  искусствоведения, главный куратор музея Изобразительных искусств Лела Цицуашвили.
То , что десятилетиями не выставлялось, а  пылилось где-то в архивах после закрытия этнографического центра, с её помощью обретало новую, вторую жизнь.
 Вместе с Лелой трудились по сбору документов, организации музея её грузинские друзья- художники, реставраторы, историки…
И  вот сейчас, когда  я слушаю горячее, проникновенное выступление Лелы,   чувствую, что для неё каждый документ , каждая реликвия- не просто музейная редкость.
 А что-то больше?
  Понимаю, что так говорить и поступать   может только   человек, которому здесь всё … близко!
Так это  и… есть!
 Лела  Цицуашвили- не только грузинская еврейка, она ещё  и  внучка бывшего директора  этнографического  музея...
Еврейская тема в Тбилиси нескончаема, как   нескончаема история и   связи  между двумя нашими  народами.
Казалось бы, про все уже рассказал, но иду по городу и вдруг замечаю  на одном   из домов надпись: "   Иерусалимская  улица".
-Пройди дальше,   выйдешь на Иерусалимскую площадь,  подсказывают  мне в газетном киоске.
В следующий свой приезд, я её  обязательно  найду!
 Интересно, почему эту площадь и улицу так назвали?
 А ещё мне  хочется побродить по залам исторического музея грузинских евреев.
 У меня ведь  остались   невыясненные  вопросы.
Вы думаете , можно  так быстро   узнать еврейско- грузинскую  историю в   2600 лет?


Рецензии