Увидеть Париж и станцевать Хаву нагила...

Какая самая распространенная фраза  была   в начале девяностых? Вспомнили?
   Увидеть Париж и умереть. Да-да!
Видеофильм с таким названием   крутился сутками    в  олимовских квартирах  , а вчерашние врачи, учителя, инженеры страны Советов после уборки квартир  у  местных аборигенов ,  мечтательно  закатывали глаза вверх:» « А-а-х,Париж, Париж…».
 Мечта о нём помогала  не только  выжить на первых порах,  но и поверить, что повезёт  в новой стране.
  А я о Париже  вообще не думал. Почему Париж, а не Лондон, Рим, или Берлин? 
  Только потому, что этот нашумевший кинофильм привлек к себе такое внимание? 
 Нет, я  о  Париже   не мечтал,  да  ещё с таким трагическим финалом. Но  появилась возможность…
 Владелец страховой фирмы  Рони,  костюму  которого  мог  бы позавидовать  саудовский принц, загадочно посмотрел в зал: « Ми роце лиръот Париз»?( Кто хочет увидеть Париж»?
-- Зэ эфшари?-( Это возможно)? на одном дыхании выдохнул зал.
-Лама ло?( Почему бы нет?  Анахну мешалмим  тисот, малон, охель,  тиюлим.(  Мы   оплачиваем  полет, отель, питание, экскурсии).
-  Латус ле  Париз бэхинам?( Лететь в Париж бесплатно)?
 Рони одарил нас улыбкой артиста из Голливуда:
- Бе-ва-д-д-ай!( Конечно)!
  Если вам скажут, что Израиль- страна чудес- не сомневайтесь! Так оно и есть! Но вы же понимаете, что дареный сыр  бывает только в мышеловке?
 Продолжая  одаривать  нас  лучезарной улыбкой , большой начальник  бросил взгляд на  начальника  поменьше по имени Борис- руководителя « русского» отдела.
Ему  тоже хотелось  увидеть Париж! Но он    не заманивал сладкими речами, а   был тверд, как камень и решителен, как вождь    краснокожих.
- В Париж захотели? Бесплатно? Вы  поверили в эту сказку для   простачков?
- Поверили,- во второй  раз выдохнул зал.
- Верьте и дальше! Это вам поможет увеличить  продажу страховых полисов. Но… поедут лучшие!  Так, что ребята, вперед! Вас ждут олимы , которые еще зеленей чем, вы. Пудрите им мозги, вешайте   лапшу на уши,  что без страховки жизни… нет жизни, но продавайте.
- Но страховые     полиса   на Западе считаются нормой ,- возразил  всезнающий Роман из  Житомира.
-Иди, Роман, иди,- махнул на него рукой Борис,- у « Жигулей» больше сходства с « Мерседесом», чем у наших дважды сограждан с жителями Запада. Мозги у наших людей  перевернуты  в обратную сторону. Поверните  их в нужную сторону и,  Париж ваш!
-Ах, Париж наш! - в третий раз выдохнул зал.
 … Я не пудрил мозги, как Борис  призывал, а рассказывал, как есть!  Начав  недавно   работать  в   страховой фирме, хорошо понимал, что без надежных страховых программ в  новой  стране человеку  крышка! Да , как и везде!
 -Сколько будет дважды два?
-  Четыре!
- Когда будешь работать, сможешь прокормить семью?
- Угу.
 - Когда не будешь работать по какой-то причине, кто прокормить твою семью?
Молчание…
 - Почему не слышу: « Угу»?  Вот этот страховой полис прокормит твою семью. Ручка для твоей подписи уже заждалась.

 Примерно   на такой юмористической ноте  происходила продажа    мной страховых программ.
 А на второй день начинались беспрерывные  звонки   от  жен и тещ, мужей , братьев  и свекровь.
-Ты  почему  отнимаешь последний кусок хлеба? Засунь  свой  полис знаешь куда,  детям моего брата  не за что покупать хлеб,- кричит   по телефону противник подписания договора.
- Я всё отменяю, только  пообещай семье своего брата , что в случае каких-то проблем с ним, ты будешь  кормить его семью.
- Да , пошел , ты! У меня самого  денег нет  ни на что.
- Бог  дал мне  пятерых сыновей. Ненормальный-  самый старший! Ну и работу ты  себе  нашёл ,- жалеет меня мама.
 Видимо, Бог меня  тоже   жалел? А коль  объединились  вместе два таких защитника ,–  поездка в Париж мне была   гарантирована!
- Интересно, сколько новых костюмчиков  теперь  купит    себе  наш  Рони?  - ехидно ухмыляется   Роберт из Иерусалима.  В Париж  он нас привезёт- никуда  не денется, но закажет гостиницу на самой   окраине. Я в этом уверен!
А я был уверен, что  Рони   поселит нас именно в центре  Парижа.
 Ну, не может, такой  человек,  понимающий  красоту в костюмах, машинах-  весь такой тонкий, элегантный,  оказаться  внутри   отпетым    скупердяем!  Хотя… всякое  бывает.
-Игану!( Приехали),- объявил первый помочник Рони, Илан,-  тоциу  эт амизвадот ахуца( выносите  чемоданы  на улицу )и, помедлив пару секунд ,  добавил:
- Анахну нимцаим  беэмца   Париз,  мамаш льяд рехов   Елисейские  поля! ( Мы находимся в центре Парижа, рядом с   улицей Елисейские поля)!

- Неужели, я    увижу бульвар  Елисейские поля?
 По которому  бродили   Гюго, Флобер,  Эмиль Золя.
Париж! О тебе мечтали миллионы!
   Я   тобой  тоже - очарован!

 Хотя по правде , раньше   даже  не мечтал,
Но сколько о тебе читал?
История твоего  двора полна тайн,
 Она помнит  не один  роман!
 О, мой  бедный Дюма,
Как  же  ты    не сошел с ума?-
 побежали у меня  стихотворные строки.

Чтобы их не забыть, записываю на  какой-то салфетке, понимая, что я   даже   как-то изменился.

-Ефим! Ты  ещё  не белый лебедь, но уже  не гадкий утенок,-       гордо выпячиваю  свою грудь!
- Золушки! Вы осознали , куда попали?-  шутит бывший киевлянин Наум,  обращаясь к  девчатам.
-Я  тебе    покажу сейчас , какие мы золушки!- негодует первая красавица страховой компании Стася.-  Да мы затмим  здесь всех     даже в наших нарядах  ! А если   купим   платья  французские,  туфли заморские?   Нам не будет равных- на парижских балах! Верно  я говорю , девчонки?   
- Роберт- высокий, черноволосый, бывший харковчанин, теперь хайфовчанин,  бросает клич:
- Качать Рони!
 И  вся мужская часть группы бросается к  нему, подбрасывает его вверх.  Мы   скандируем « Ро-ни, Ро-ни, Ро-ни…».
-Ма зэ, ма- зэ?-   не понимает он русских  штучек.
 Но  очутившись на земле, Рони поддается общему настроению и , хлопая в ладоши начинает петь: « Хава нагила, хава нагила,  хава нагила, вэниссмэха…».
Обняв  друг друга за плечи, мы танцуем и поем: « Ха-ва, на-ги-ла, ха-ва,  наги-ла ха-ва…».
 Парижан нужно  приглашать в наш круг?
 Нет, не нужно! Они народ горячий, темпераментный!  Но  не могут понять, кто мы? Общаемся между собой  на русском языке, поём на иврите.
- Кто мы?
-  Мы -  « русские» израильтяне!
-  Вау!  Пцаца!- поднимает вверх  большой палец  Рони,   за ним Илан.   
-Что такое  вау, понятно, а  пцаца? – обращаются  французы к группе.
Посмотрите на наших девчат! В одном флаконе- два набора: славянская  красота и  еврейская утонченность.  Не подходи близко : взорвешься!- это  уже ходит в кураж наш Борис.
Оказывается, он может быть не только  с каменным лицом, как вождь  индейцев, но и милым юмористом?
 Танцуем, поем, шутим…
  А в   пяти минутах от нас  бурлит жизнь на Елисейских полях, туристы запечатлевают  себя на фоне Триумфальной арки. Так  не терпится  увидеть  Эйфелеву башню,  Лувр, Королевский дворец,  собор Парижской Богоматери, Монмартр, « еврейское сердце» столицы - квартал  Маре…
 Париж, так  хочется   тебя    увидеть побыстрее ! Но   раньше ты   …  увидел нас и,   запомнил, какими   мы  были  тогда  сумасшедшими  от счастья? Не догадываешься почему?  Ты  даже не представляешь ,  из   какого мира мы   к тебе приехали?
- Курица – не птица! Польша и Болгария- не заграница,- так говорили в бывшем Советском Союзе, но нас не выпускали даже в эти страны.
 И вдруг, прожив короткое время в Израиле,  мы при-ле-те- ли   в Па-риж!
 Теперь вы  понимаете , почему мы были на седьмом небе?
 …Неделя во Франции пролетела мигом. Не хватило бы никаких чемоданов, если бы  наши впечатления   , мы смогли забрать с собой.
 Мне запомнился  Париж   как цветной шар,  в  который не могли
насмотреться! Как целый мир с его дворцами, галереями, парками,
  созвездием имен, вошедших в историю! Как фантастический полет!

…Назад мы возвращались ночью. Когда цветной калейдоскоп  парижской столицы остался за облаками,
 у   меня родились    новые стихотворные строки:

- Париж! Ты хочешь знать, что меня поразило?
 После того, как  тебя увидел?
 Нет!  Не  дворцы и не галереи Лувра.
 И не  француженки, как в  журналах   гламурных,
А как в  самом центре  Парижа,
Мы   танцевали хаву нагила!

… Прошло двадцать пять лет.  Многое изменилось в мире. Вместо музыки нередко   можно услышать взрывы, вместо песен-  плач.
Я  прошу тебя, Европа, я молю тебя,   Париж!
Держись!
 Не опускайся вниз!
Услышь меня, Па-р-и-и-ж?


 


Рецензии