Забвение вместо покоя и славы...

   
   (Очерк)

Вновь вернуться к этой теме меня подвигла опубликованная в газете «Сенеж», заметка «Обрели покой и вечную славу» и её «историческую справку»  журналиста этой газеты Натальи А.
Давно это было. Помню, что отправлял свою статью в газету «Сенеж», но она не была опубликована. Чем она не пришлась по душе редакторам - мне не сообщили, но я догадываюсь...

Впрочем, после этой статьи редакция газеты, не отлучила меня от возможности публикации в газете и поместила мои стихи на страницах газеты:
стр. №15.
…С тех пор прошло около десяти лет,  но я по-прежнему не согласен с той заметкой и после дополнительного, кропотливого изучения данной темы,  позволил себе вернуться и объяснить свое мнение к изложенными в ней фактам, дабы  восстановить в памяти реальные события тех многострадальных  лет.
 
 Дело в том, что гитлеровские войска после того, как 21-22 ноября захватили г. Солнечногорск, кроме стратегического направления на Москву, устремились  на Дмитров – Яхрому, через д. Тимоново - Вельево-Титово- Фофаново и перерезали Рогачёвское шоссе в районе д. Федоровка и села Подьячево, где встретили яростное сопротивление  наших  войск…
   При наступлении фашисты, как половодье, разливались и расползались по всему району не оставляя ни одной деревни без внимания, тем более, что топографические карты у них были  не хуже, чем у  Красной Армии.
 
Отец рассказывал после войны, что до войны, когда он работал председателем колхоза в д. Титово, в окрестностях  тех деревень  работали топографы – составляли новые карты района, по согласованию с районными руководителями.
К нему обратился руководитель этой группы с просьбой оказать помощь – выделить одного человека  для работы с топографической рейкой. 
Он направил к ним  беременную, молодую женщину так, как   работа с рейкой казалась детской забавой по сравнению с тяжелым крестьянским трудом.
        А, когда война докатилась до д.Титово, и в деревне появились фашисты, эта женщина,  узнала  в одном из них,  знакомого топографа,  в  форме немецкого офицера, с которым она работала перед войной.
Такие топографические работы  были возможны по - причине чрезмерного доверия  Союзных властей к Германии: они  обменивались войсковыми инспекторами и военными делегациями, вплоть до начала вероломного нападения на СССР.
    Теперь, начиная с 1994 года, мы опять наблюдали за «бескорыстной» и «чистой» дружбой наших властей с довольно агрессивным блоком  и учения, под эгидой «Партнерство во имя мира».
В этих учениях  активно принимала участие  РФ, а также бывшие республики СССР, которые вскоре оказались членами этого блока( НАТО).
 Ими был создан «Совет», устраивались «инспектирование» отдельных объектов, обменивались делегациями и проводились совместные учения на территории РФ, в том числе  на полигонах  «Курсов Выстрел», Солнечногорского района.
 Неужели история ни чему нас не научила, и мы наступаем в очередной раз на те же грабли?..  Хотелось бы верить, что это не так, но…всё же, всё же, всё же...
 
…От Подьячево - прямая дорога на Яхрому и Дмитров. Одна из частей немецких войск со стороны Мерзлово и Бедово двигаясь на Елизарово-Заовражье - Мостки, вышла на Рогачевское шоссе в районе д. Клусово и Кульпино с общим направлением также на Яхрому и Дмитров.
Цель не только окружить Москву, но и отрезать ей водный путь к Волге, а также взять под контроль водоснабжение Москвы. А если учесть то, что Гитлер планировал затопить Москву, то лучшего места для плотины, чем район Яхромы – Дмитров, - не найти.

Разговоры о Подолинских лесах (три км, северо-восточнее от Тимоново) в которых, якобы, оставались наши войска – это байки, для непосвященных.
По словам автора этой статьи, получается, что сначала наши войска дней двадцать, успешно оборонялись в районе Тимоновского «гарнизона», потом, почему-то оказались в Подолинском лесу. Вероятно, отдохнув на свежем, морозном воздухе, они в тот же день, через д. Вельево вернулись назад, поубивали всех немцев в Тимоново и сосредоточились севернее Солнечногорска тем самым, содействуя освобождению г. Солнечногорска. Причем, оборонялись и наступали они в один и тот же день 12 декабря 1941 года.

Гибель советских солдат 12 декабря, указанных в этой статье с и временем (07-30) скорее всего результат разгрома фашистских войск под Москвой и общего контрнаступления наших войск, в частности Тихоокеанских 71-й и 64-й морских стрелковых бригад, штурмовавших, в том числе и Тимоновскую высоту.

А чем гитлеровцы занимались три недели в Солнечногорске, или автор превратил деревеньку-колхозницу, состоявшую в то время из 15-20 домов - в очередную Брестскую крепость.
Создав на озере «Сенеж» свой военный аэродром, фашисты не смирились бы с существованием Тимоновского «гарнизона», расстояние до которого всего около одного километра.
Смею предположить, что эта героическая эпопея в местной прессе начата из-за того, что Тимоново находится рядом с Солнечногорском и озером «Сенеж». Дорога туда прекрасная и начальству «отдавать дань памяти» в воздвигнутом там мемориале памяти погибшим воинам, гораздо удобнее и комфортнее.

Вот в Тимоново и были свезены останки с окрестных деревень, в том числе из района Мостки-Завражье, где были похоронены 190 погибших воинов, 44 отдельной стрелковой бригады., которой командовал полковник Миронов Андрей Яковлевич.
Однако - сражение в районе деревень Мостки и Заовражье было не менее кровопролитном и погибло там 190 воинов, в отличие от Тимоново, где убитыми считается около 50 красноармейцев.

Думаю, что если у государства нет возможности воздавать почести и достойно содержать памятники погибшим воинам на своих окраинах, то следует подумать о перезахоронении останков, с указанием на надгробных плитах имен погибших и МЕСТО их гибели. Главное, чтобы любовь к «отеческим гробам» не затмила внимание, помощь и сострадание живущим ветеранам, да и выделенные денежные средства не разворовывались…
…После разгрома немцев под Москвой, с активным участием вновь прибывших Сибирских и Дальневосточных дивизий, в том числе и моряков Тихоокеанского флота, фашисты отступали старыми, уже знакомыми дорогами, что и наступали.

Первые, жестокие бои, на этом направлении, в Солнечногорском районе, произошли около деревни Мостки и ближайших деревень(Заовражье, Зеленино, Титово). После поражения, враг был отброшен в сторону д. Вельево, Рыгино и Тимоново, а часть в Мёрзлово и Бедово, в Клинском направлении.

В составе общей ударной группировки, моряки 71 о.с.бригады Безверхова, после захвата д. Храброво и Федоровки устремились через деревни Фофаново и Титово, к деревням Вельево, Рыгино, выбили врага из Тимоново, Вертлино и прорвались к Ленинградскому шоссе, содействуя освобождению г. Солнечногорска.

А вот то, что моряки полковника Безверхова, по словам автора, воевали не с регулярными частями гитлеровских войск, а с «вражескими ополченцами» - явно унизило героические 71 и 64 морские бригады и лично участников тех незабываемых лет.
Ниже привожу исторические факты тех событий, и ссылку на первоисточник:
http://www.pobeda1945.su/division/4449
….С 9 декабря 1941 года 71 отдельная стрелковая бригада по приказу штаба 1 ударной армии начала наступление на город Солнечногорск Московской области. Продвигаясь с боями, в тот же день бригада заняла деревни Дедлово, Андрейково, Федоровка, село Храброво Дмитровского района, взяв в качестве трофеев много боеприпасов, горючего, мотоциклов и автомашин.

10 декабря части бригады заняли деревню Вельево, Солнечногорского района.
К 11 декабря бригада вышла к деревне Тимоново, Солнечногорского района, на северном берегу Сенежского озера. Там она получила задачу перерезать шоссе между городами Клин и Солнечногорск.

В ночь на 11 декабря лыжный отряд из 85 моряков, под командованием командира 1 отдельного стрелкового батальона майора Тулупова Н.Л., ворвался на восточную окраину деревни Тимоново.
Засевшие в домах гитлеровцы были уничтожены. Вражеские контратаки следовали одна за другой. Командир отряда майор Тулупов Николай Лаврентьевич был ранен.

Командование отрядом взял на себя лейтенант В.Пономарев. Ряды моряков таяли. Близился рассвет. И когда уже казалось, что отряд не сможет сопротивляться, с противоположной окраины деревни в атаку пошли основные силы бригады.
Вражеский гарнизон был разгромлен. Лишь небольшая часть гитлеровцев сумела вырваться из деревни и по льду Сенежского озера, поспешно отходила на город Солнечногорск.
Но пулеметная рота, к тому времени занявшая позиции на берегу озера, сосредоточенным огнем уничтожила всех до одного. В этом бою было уничтожено около полка немецко-фашистских войск, захвачены большие трофеи.

Более пятидесяти бойцов и командиров остались лежать навечно в братской могиле на окраине деревни Тимоново.
В тот же день части бригады вели сильный бой за лагерь комсостава РККА "Курсов Выстрел", в Солнечногорске.
К исходу дня 11 декабря батальоны бригады достигли северной окраины города Солнечногорска, перехватив шоссейную и железную дороги на Ленинград. Наступая с севера, 71 отдельная стрелковая бригада ночной атакой, без артиллерийской подготовки ворвалась в центральную часть города.

Совместно с 64 отдельной морской, 35 и 55 стрелковыми бригадами, 31 танковой бригадой и 331 стрелковой дивизией 20 армии, наступавшей с юга, действовали смело и решительно. Отважные воины освобождали от врага дом за домом, улицу за улицей, уничтожая фашистов в опорных пунктах, в которые они превратили дорожные узлы, улицы и отдельные дома. Враг был разбит.
Но уничтожение оставшихся изолированных очагов фашистов в городе продолжалось всю ночь. Только к полудню 12 декабря 1941 года, город Солнечногорск был полностью очищен от захватчиков.

PS.
Чтобы исключить подобные публикации, я решил дать, хотя и запоздалую оценку  заметке Натальи А., «Обрели покой и вечную славу» и, якобы, «историческую справку», где она называла гитлеровские войска «немецкими ополченцами». Тем самым предвосхитив «знаковое» выступление в Бундестаге ФРГ, Коли из Уренгоя…который, увидев могилы гитлеровских солдат, решил, что это невинно погибшие люди, хотели мирно жить и не желали воевать. А что они делали под Сталинградом, он лукаво умолчал, или умолчали те, кто поручил ему это прочтение.

2003-2021 гг.


Рецензии